Решение по делу № 2а-101/2020 от 09.01.2020

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020.

Дело № 2а-101/2020

УИН 27RS0021-01-2020-000007-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Переяславка 28 февраля 2020 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Дубс Н.В.,

с участием административного ответчика Куприяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Ревоненко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Хабаровскому краю к Куприяновой ФИО7 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю обратилась с административным исковым заявлением к Куприяновой О.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц, пени. Требования мотивирует тем, что Куприянова О.В. в период, указанный в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, является владельцем следующих транспортных средств:

- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN:, год выпуска: ДД.ММ.ГГГГ дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00; дата утраты права: ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00;

- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN:, год выпуска: ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00.

Куприянова О.В. признается плательщиком транспортного налога. Налоговым органом исчислен транспортный налог, однако в установленные законом сроки налогоплательщиком не выполнена обязанность по уплате транспортного налога. В связи с этим, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Однако задолженность по транспортному налогу за период, указанный в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени ответчиком не оплачена. В связи с этим, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. Просит взыскать с Куприяновой О.В. недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 15190 руб. (13020 руб. за 2015 год, 2170 руб. за 2016 год), пеню в размере 48,21 руб. (6,73 руб. за 2015 год, 41,48 руб. за 2016 год), на общую сумму 15238,21 руб.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

Административный ответчик Куприянова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ продала автомобиль <данные изъяты>, что подтверждается договором купли-продажи, заключенным с Шевчук Е.Ю.

Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 356 НК РФ установлен транспортный налог, налогоплательщиками которого в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Судом установлено, что Куприянова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником транспортного средства: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: .

Налоговым органом исчислен транспортный налог за 12 месяцев 2015 года, и ДД.ММ.ГГГГ направлено налогоплательщику налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, указан срок уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Также налоговым органом исчислен транспортный налог за 2 месяца 2016 года, и ДД.ММ.ГГГГ направлено налогоплательщику налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, указан срок уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязанность налогоплательщика уплатить указанные налоги установлена п. 1 ч. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

Статьей 75 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика выплатить пеню в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 3, п. 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после таких сумм в полном объеме.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О, в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

В адрес Куприяновой О.В. ДД.ММ.ГГГГ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога (пени, штрафа), где административному ответчику предложено уплатить задолженность по транспортному налогу за 2016 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога (пени, штрафа), где Куприяновой О.В. предложено уплатить задолженность по транспортному налогу за 2015 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Куприяновой О.В. и Шевчук Е.Ю. заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии со статьей 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1).

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2).

Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Пунктом 2 статьи 130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Из приведенных выше положений закона следует, что транспортные средства не отнесены к объектам недвижимости, в связи с чем являются движимым имуществом, а, следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя - с момента передачи транспортного средства.

Регистрация транспортных средств при этом носит учетный характер и не является обязательным условием для возникновения на них права собственности.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться имущество либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения во владении у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. Закон не вменяет в обязанность налогового органа устанавливать какие-либо факты, связанные с реальным использованием транспортного средства его владельцем, поскольку данные вопросы не выходят в компетенцию Инспекции. Налоговый орган в целях налогообложения использует сведения о государственной регистрации транспортных средств, представленные уполномоченным государственным органом, в достоверности и обоснованности которых у Инспекции нет оснований сомневаться. Опровергать данные сведения и представлять надлежащую информацию в данном случае обязан ответчик.

Доказательства перехода права собственности к другому лицу, и, соответственно, выбытия из фактического владения ответчика транспортного средства, Куприяновой О.В. представлены и не оспорены административным истцом по существу.

При таких обстоятельствах, само по себе неисполнение обязанности по снятию с регистрационного учета и/или постановке на регистрационный учет транспортного средства при установлении факта перехода права собственности к другому лицу и выбытия из владения административного ответчика не порождает обязанности по уплате налога, поскольку такого рода обязанность связана законодателем с наличием указанного имущества. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу том, что у ответчика прекратилось право собственности на транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак: ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, обязанность по уплате налога как собственника транспортного средства вне зависимости от сохранявшейся регистрации в органах ГИБДД.

Исходя из порядка исчисления суммы транспортного налога, установленного п. 3 ст. 362 НК РФ, суд пришел к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц за автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, за 3 месяца 2015 года.

Учитывая, что требования административного истца о взыскании налога подлежат частичному удовлетворению, с административного ответчика Куприяновой О.В. подлежит взысканию пеня, начисленная на сумму образовавшейся задолженности.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Определение мирового судьи судебного участка № 56 района имени Лазо Хабаровского края об отмене судебного приказа по делу № 2а-1353/2019 от 05.07.2019 о взыскании с Куприяновой О.В. недоимки по транспортному налогу вынесено 25.06.2019, в связи с чем, 09.01.2020 Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю подано настоящее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных данной статьёй.

В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что заявление о взыскании с Куприяновой О.В. налога подано Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю в суд (мировому судье) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, административное исковое заявление подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд с требованием о взыскании налога с Куприяновой О.В. в сроки, установленные ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ считает необходимым взыскать с Куприяновой О.В. государственную пошлину в доход муниципального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Куприяновой ФИО8 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Куприяновой ФИО9 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимку по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 3255 рублей (за 3 месяца 2015 год), пеню в размере 1 рубль 68 копеек, всего в размере 3256 (три тысячи двести пятьдесят шесть) рублей 68 копеек.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Куприяновой ФИО10 в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Дубс

2а-101/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МРИФНС № 3 по Хабаровскому краю
Ответчики
Куприянова Ольга Владимировна
Суд
Суд района имени Лазо Хабаровского края
Судья
Дубс Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
lazo.hbr.sudrf.ru
13.01.2020Регистрация административного искового заявления
13.01.2020Передача материалов судье
13.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Подготовка дела (собеседование)
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее