Решение по делу № 33-2048/2024 от 12.03.2024

Председательствующий: Реморенко Я.А.

Дело № 33-2048/2024

№ 2-3265/2023

55RS0026-01-2023-003336-60

                

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Омск

«3» апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лозовой Ж.А.,

судей Неделько О.С., Григорец Т.К.,

при секретаре Латышевском В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 25.12.2023, с учетом определения от 31.01.2024 об исправлении описки, которым постановлено:

«Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области (ИНН № <...>) и МУП «СКБУ» (ИНН № <...>) принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения Кулаева А. С. (паспорт № <...>), проживающего по адресу: <...>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от указанного жилого дома в срок до 31.05.2024 года.

В удовлетворении остальной части требований Кулаеву А. С. отказать».

Заслушав доклад судьи Неделько О.С., судебная коллегия Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Кулаев А. С. обратился с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области, МУП «СКБУ» о возложении обязанности по принятию мер, направленных на осуществление надлежащего холодного водоснабжения путем установления водозаборной колонки. В обоснование требований указал, что проживает в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности по адресу: <...>. По данной улице отсутствуют водозаборные колонки, в связи с этим он вынужден обеспечивать себя водой из колонок, преодолевая расстояние до 1 км, что в силу его возраста и состояния здоровья затруднительно. Просил обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области, МУП «Специализированный комбинат бытовых услуг» принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения Кулаева А.С., путем установления водозаборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома истца, а также передать данную колонку ему на баланс.

В судебном заседании истец Кулаев А.С. поддержал исковые требования, дополнительно пояснив, что он проживает на территории
<...> с 2005 года. Принадлежащий ему жилой дом не подключен к системе центрального водоснабжения, у него отсутствует водоисточник, в связи с этим необходимо установить в радиусе не более 100 м от принадлежащего ему жилого дома водозаборную колонку по <...>, обратив внимание на то, что ближайшая колонка расположена на улице, пролегающей параллельно улице Боровой, в пределах 500 м от его домовладения, что не соответствует установленным требованиям.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области Степанов Е.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения на территории <...> Омской области является муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области. Не оспаривал, что водозаборная колонка на
<...> отсутствует, указывая на то, что на схеме сетей водоснабжения видно, что центральный водопровод заканчивается по <...>.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального унитарного предприятия «Специализированный комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области Орлова Е.Б., действующая на основании доверенности, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, указав, что ближайший водопровод от дома истца расположен на расстоянии около 180 метров, это в районе жилых домов № <...> по <...>, ближайшая колонка относительно дома истца обустроена на расстоянии 380 м на <...>.

В судебное заседание представители Государственной жилищной инспекции в Омской области, Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что судом первой инстанции к спорным правоотношениям необоснованно применены требования, изложенные в СП.31.13330.2021 «СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», который устанавливает обязательные требования, подлежащие соблюдению при проектировании вновь строящихся или реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов. Исковые же требования основаны на отсутствии в конкретном жилом доме водоснабжения. Ссылается на то, что схема водоснабжения с. Красноярка не предусматривает наличие водозаборной колонки вблизи жилого дома истца – в радиусе 100 м, по поводу чего ранее у истца возражений не имелось, в администрацию с вопросом организации ему водоснабжения он не обращался.

В возражениях на апелляционную жалобу Кулаев А.С. полагал ее не подлежащей удовлетворению, а решение законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель МУП «СКБУ» –
Орлова Е.Б., действующая на основании доверенности, полагала заслуживающими доводы апелляционной жалобы представителя Администрации Омского муниципального района Омской области. Дополнительно указав что система водоснабжения согласно техническому паспорту построена в 2005 году.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с ч. 1 ст. 327,
ст. 333, ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) не является препятствием к рассмотрению дела по частной жалобе.

Проверив материалы дела с учетом требований ч.ч. 1 и 2
ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав явившееся лицо, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует и установлено судом, что
Кулаев А.С. проживает по адресу: Омская область, <...>,
<...>, в доме, принадлежащем ему на праве собственности, необорудованном внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения, в связи с этим коммунальные услуги по холодному водоснабжению предоставляются Кулаеву А.С., в соответствии с пп. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - до водозаборной колонки, что сторонами не оспаривалось.

Согласно справке МСЭ-2006 № <...> Кулаеву А.С., <...> года рождения, установлена инвалидность по слуху 3 группы.

Согласно акту МУП «СКБУ» от <...> по адресу:
<...>, проживает Кулаев А.С., центральное водоснабжение в жилом помещении и колодец на участке отсутствуют. Водозаборная колонка по <...> <...> отсутствует, ближайшая колонка находится на <...>.

Из схемы сетей водоснабжения и водоотведения <...> Омской области, усматривается, что
<...> водозаборными колонками не оборудована.

Как отмечалось выше из пояснений представителя МУП «СКБУ» в суде первой инстанции расстояние от жилого дома истца, не обеспеченного системой холодного водоснабжения, до ближайшей водозаборной колонки составляет 380 метров.

Иных сведений о расположении ближайшей водоразборной колонки по отношению к жилому дому Кулаева А.С. суду не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, приняв во внимание наличие в <...> Омской области централизованной системы холодного водоснабжения, а также обязательность при организации водоснабжения в населенном пункте норм по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, закрепленных в актуализированной редакция СНиП 2.04.02.84, пришел к выводу о том, что требования Кулаева А.С. о возложении на ответчиков обязанности, с учетом их полномочий, по принятию мер к надлежащему холодному водоснабжению истца, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома, подлежат удовлетворению, не усмотрев оснований для удовлетворения требований о передаче водоразборной колонки на баланс истца.

Правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, с учетом установленных фактических обстоятельств и подлежащего применению к спорным отношениям правового регулирования, коллегия судей не усматривает.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Правовые основы компетенции муниципальных образований (включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов) установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131 решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона
№ 131-ФЗ к компетенции Омского муниципального района Омской области относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В части 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ закреплены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (п. 1).

В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

При этом, федеральный законодатель предусмотрел, что установленные ч. 1 ст. 6 названного федерального закона полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено региональным законом (часть 1.1).

В силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила), предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с пунктом 74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3.

Кроме того, ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Так постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с пп. «а» пункта 4 Правил № 354 под коммунальной услугой по холодному водоснабжению понимается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно пункту 1 Приложения № 1 Правил № 354 холодное водоснабжение должно быть бесперебойным круглосуточным в течение года.

В соответствии с пунктом 123 Правил № 354, предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.

Согласно статей 50, 51 Федерального закона № 131-ФЗ для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; иметь в собственности имущество, предназначенное для тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, которое органы местного самоуправления вправе передавать во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Администрация Омского муниципального района Омской области как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обязана в соответствии с законодательством РФ решать вопросы по организации надлежащего холодного водоснабжения на территории <...> <...>.

В силу требований ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения отнесено к вещным правам.

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 294 ГК РФ).

При этом положениями статьи 295 ГК РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

На основании распоряжения Главы Омского муниципального района от 08.10.2021 № № <...> муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области (ИНН № <...>) определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения на территории, в том числе, Красноярского сельского поселения.

В силу распоряжения главы Омского муниципального района от <...>№ <...> за МУП «СКБУ» на праве хозяйственного ведения закреплена система водоснабжения в
<...>.

Согласно устава МУП «СКБУ» учредителем данного предприятия является Администрация Омского муниципального района Омской области. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности Омского муниципального района Омской области, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Предприятие в пределах, установленных законодательством РФ и уставом предприятия, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения (пункты 1.4, 3.1 устава).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.12.2021
№ 1016/пр утвержден свод правил СП 31.13330.2021 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», согласно пункту 11.19 которого, радиус действия водоразборной колонки не должен превышать 100 метров, вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м. с уклоном 0,1 от колонки, что в данном случае относительно требований истца не соблюдено, доказательств обратного, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиками не представлено.

Действительно, названный Свод Правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Вместе с тем, аналогичные требования содержались как в п. 11.19 «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*»
(утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14), так и в
п. 8.20 «СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984
№ 123), введенном в действие с 01.01.1985, то есть за долго до строительства и ввода в эксплуатацию в 2005 году сети водопровода, в том числе, в районе <...> (как следует из п. 80 приложения к распоряжению Администрации Омского муниципального района № Р-21/ОМС-1214 от 01.10.2021, а также из технического и кадастрового паспортов на сети водопроводные (л.д. 91, 129-138).

Указанное выше правовое регулирование отношений в области холодного водоснабжения, позволяет сделать вывод о том, что нормы по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, являются обязательными при организации водоснабжения в населенном пункте, при этом, требование об отдельном обращении потребителя в органы местного самоуправления по данному вопросу не требуется.

Иных доводов, с целью их проверки в порядке ст. 327.1 ГПК РФ апелляционная жалоба не содержит и в суде апелляционной инстанции не приведено.

В целом доводы апелляционной жалобы приводились стороной ответчика в ходе производства по делу в суде первой инстанции, тщательно исследованы судом, оценены и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции в оспариваемой части полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешён верно, нарушений процессуальных норм не установлено, оснований для отмены или изменению решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с этим они подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Омского районного суда Омской области от 25.12.2023, с учетом определения от 31.01.2024 об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подпись подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.04.2024.

33-2048/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кулаев Андрей Сергеевич
Ответчики
МУП СКБУ
Администрация Омского муниципального района Омской области
Другие
Государственная жилищная испекция Омской области
Администрация Красноярского сельского поселения ОМР Омской области
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
12.03.2024Передача дела судье
03.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Передано в экспедицию
03.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее