Судья Дядченко А.Х. Дело № 33-1369/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Черкесск 22 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего – Лайпанова А.И.,
Судей – Езаовой М.Б., Джуккаева А.В.,
при секретаре судебного заседания – Хабовой М.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-859/2022 по апелляционной жалобе Байрамуковой А.К. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 мая 2022 года по исковому заявлению Байрамуковой А.К., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Хачирова А.З., Хачировой А.З., к администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики о взыскании социальной выплаты,
Заслушав доклад судьи Лайпанова А.И., объяснения представителя КЧРКП «Дирекция капитального строительства» - Кечеруковой М.Б., объяснения представителя Министерства финансов по КЧР – Аджиевой А.Э., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Байрамукова А.К., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей - Хачирова А.З., Хачировой А.З. обратилась в суд с иском к администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики о взыскании социальной выплаты.
В обоснование исковых требований указала, что 12 ноября 2015 года ей и членам ее семьи было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по подпрограмме «Обеспечение жильем семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Данное свидетельство подтверждает право истца на получение социальной выплаты на приобретение жилья на территории КЧР, на состав семьи из 3 человек - истец и её несовершеннолетние дети. С условиями этой подпрограммы предоставляется социальная выплата в размере 481 896 рублей. Выданное истцу свидетельство было действительно до 12 августа 2016 года включительно. 02 декабря 2015 года из бюджета в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 г. на ее лицевой счет была предоставлена субсидия в размере 361 422 рубля, 30 апреля 2017 года в размере 60 237 рублей. Ответчиком не были предприняты меры в полной объеме для реализации подпрограммы «Обеспечение Жильем семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы утвержденной постановлением Правительства КЧР от 04.03.2011 года № 67. Общая сумма перечисленная на лицевой счет Байрамуковой А.К. составила 421 659 рублей.
Байрамукова А.К. была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании социальной выплаты в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Решением Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 08 августа 2017 года требования Байрамуковой А.К. удовлетворены в полном объеме. 15 декабря 2017 года на лицевой счет истца были перечислены 60 237 рублей. Общая сумма, перечисленных на лицевой счет истца денежных средств составила 481 896 рублей.
Так как обязательства не были исполнены своевременно, Байрамукова А.К. в настоящее время не может использовать предоставленную ей и членам её семьи социальную выплату в размере 481 896 рублей. Поскольку в 2015 году на момент получения свидетельства о праве получения социальной выплаты стоимость квадратного метра была равна 27 258 рублей. На 3 квартал 2020 года в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 июня 2020 года №351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года» стоимость одного квадратного метра равна 38 368 рублей. На 2020 год размер субсидии начисленной истцу и членам её семьи составил бы: 54 кв.м. х 38368 руб./кв.м. х 40% = 828 748,08 рублей Истцу выплачен размер субсидии равный 481 896 рублей. Разница составляет 346 852,08 рубля.
Право истца на своевременное получение субсидии и возможность своевременного использования социальной выплаты было нарушено ответчиком, ввиду этого использование социальной выплаты на сегодняшний день затруднительно по причине изменения стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения. До настоящего времени истец не может воспользоваться предоставленным правом и улучшить жилищные условия своей семьи. Просит суд продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по подпрограмме «Обеспечение жильем семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы от 12 ноября 2015 года на имя Байрамуковой А.К.; взыскать солидарно с администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Правительства КЧР в пользу Байрамуковой А.К. разницы социальной выплаты на 2020 год в размере 346 852,08 рублей в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище».
Решением Черкесского городского суда КЧР от 22 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Байрамуковой А.К., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Хачирова А.З., Хачировой А.З. к администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Правительству КЧР о продлении срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального дома по подпрограмме «Обеспечение жильем семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы от 12 ноября 2015 года на имя Байрамуковой А.К.; о взыскании солидарно с администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Правительства КЧР в пользу Байрамуковой А.К. разницы социальной выплаты на 2020 год в размере 346 852,80 рублей в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 21 июля 2021 года решение Черкесского городского суда КЧР от 22 марта 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Байрамуковой А.К. – без удовлетворения.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2021 года решение Черкесского городского суда КЧР от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 21 июля 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что судом не был определен круг лиц, участвующих в деле (не привлечен Карачаево-Черкесский РФ АО «Россельхозбанк», Ставропольский региональный филиал АО «Россельхозбанк»), не выяснены юридически значимые обстоятельства по делу (продлевался ли договор банковского счета, был ли принят договор на жилое помещение, была ли произведена оплата по договору, направлялась ли заявка от банка на перечисление социальной выплаты, выдавались ли денежные средства Байрамуковой А.К. в связи с приобретением жилья, находятся ли денежные средства на счете).
При повторном рассмотрении дела, суд первой инстанции привлек к участию в деле АО «Россельхозбанк».
Решением Черкесского городского суда КЧР от 23 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Байрамуковой А.К., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Хачирова А.З., Хачировой А.З. к администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Правительству КЧР о продлении срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального дома по подпрограмме «Обеспечение жильем семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы от 12 ноября 2015 года на имя Байрамуковой А.К.; о взыскании солидарно с администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Правительства КЧР в пользу Байрамуковой А.К. разницы социальной выплаты на 2020 год в размере 346 852,80 рублей в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» - отказано.
В апелляционной жалобе Байрамукова А.К. просила отменить решение Черкесского городского суда КЧР от 23 мая 2022 года, как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что по вине ответчиков пропущен срок реализации сертификата и более того, она не может использовать выплаченную часть, так как ей не перечислили еще разница социальной выплаты на 2020 год в размере 346 852, 08 рублей. Суд ошибочно применил срок исковой давности при данных обстоятельствах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КЧРКП «Дирекция капитального строительства» просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель Министерства финансов по КЧР, также просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1. ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда.
Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории КЧР, на период возникновения спорных правоотношений в 2015 – 2016 годах, предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050.
До 01 апреля 2019 года на территории КЧР подлежали применению положения постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года №364, которым утверждена государственная программа «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», в рамках которой реализовывалась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы».
Впоследствии Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР» с 01 апреля 2019 года утверждены основные показатели подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Положения и показатели Постановлений Правительства КЧР №364 и 34 аналогичны и схожи.
В соответствии с условиями указанных подпрограмм, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат, установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования являющихся Приложением №1 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050.
Согласно п.2 Правил, в редакции действующей на момент выдачи истцу свидетельства, социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Указанный перечень является полным и расширению не подлежит.
В соответствии с п.5 Правил, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.
До окончания срока действия свидетельства, выданного истцу 12.11.2015, п.2 Правил изложен в следующей редакции:
Социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, выдано 12.11.2015.
В силу п.35 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.
Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в банк по истечении месячного срока со дня его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты вправе обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 34 настоящих Правил, в орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство, с заявлением о его замене.
Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, данным, содержащимся в документах, удостоверяющих личность владельца этого свидетельства, а также своевременность представления указанного свидетельства в банк.
Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты. В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство о праве на получение социальной выплаты его владельцу.
Из информации представленной АО «Россельхозбанк» следует, что договор банковского счета открыт истцом 02.12.2015, т.е. в срок установленный Правилами.
Согласно п.38 Правил, распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
Молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (строительства жилого дома) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала и средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
В соответствии с пунктами 39-45 Правил, для оплаты приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В договоре купли-продажи жилого помещения или договоре строительного подряда указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (серия, номер, дата выдачи, орган местного самоуправления, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения или жилого дома, приобретаемого или строящегося на основании этого договора купли-продажи жилого помещения или договора строительного подряда, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В случае приобретения жилого помещения экономкласса уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников подпрограммы, распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета и договор с вышеуказанной организацией. Условия примерного договора с уполномоченной организацией утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников подпрограммы, указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (серия, номер, дата выдачи, орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство), уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья.
В случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк:
а) договор банковского счета;
б) кредитный договор (договор займа);
в) в случае приобретения жилого помещения - договор купли-продажи жилого помещения;
г) в случае строительства жилого дома - договор строительного подряда.
В случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы:
а) договор банковского счета;
б) кредитный договор (договор займа);
в) свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома;
г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "г" и "е" пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома.
В случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк:
а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование;
б) копию устава кооператива;
в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;
г) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы подпрограммы;
д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.
В случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк:
а) документы, подтверждающие право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения членов молодой семьи на земельный участок;
б) разрешение на строительство, выданное одному из членов молодой семьи;
в) договор строительного подряда, предусматривающий информацию об общей площади жилого дома, планируемого к строительству, и расчет стоимости производимых работ по строительству жилого дома.
Таким образом, правилами предусмотрено представление в Банк или в орган местного самоуправления определенного пакета документов, для перечисления социальной выплаты, в зависимости от того на что направляется указанная выплата.
Также Правилам предусмотрено, что Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, либо об отказе в оплате расходов на основании этих документов или уплате оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.
Оригиналы договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, хранятся в банке до перечисления средств указанному в них лицу или до отказа в таком перечислении и затем возвращаются распорядителю счета.
Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов (пункт Правил 46).
Анализ приведенного пункта Правил, свидетельствует о том, что денежные средства в счет оплаты расходов на приобретение жилья перечисляются только после проверки Банком документов, подтверждающих данное приобретение, на основании заявки Банка. Правилами не предусмотрено перечисление бюджетных денежных средств на счет получателя заранее, т.е. с момента открытия счета и без наличия предусмотренных пунктами 39-45 Правил подтверждающих документов.
Данный вывод подтверждается и пунктами 47-48 Правил в соответствии с которыми, орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
Перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие приобретение истцом жилья. Из ответа АО «Россельхозбанк» от 24.01.2022 следует, что договор купли-продажи Байрамуковой А.К. в Банк не предоставлялся, заявка на перечисление социальной выплаты от Банка не направлялась.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Объяснениями Бамйрамуковой А.К., данными в судебном заседании 21.07.2021, также подтверждается, что жилье истцом не приобреталось.
Следовательно, у ответчиков не возникли основания для перечисления денежных средств на расчетный счет истца.
При таких обстоятельствах, возможность осуществить оплату уже после истечения срока действия свидетельства в порядке п.49 Правил, по мнению судебной коллегии, утрачена.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для продления срока действия свидетельства и принятии истцом всех мер для использования социальной выплаты, опровергаются материалами дела.
Последствия в случае, когда владелец свидетельства не воспользовался социальной выплатой предусмотрены п.52 Правил. Согласно приведенному пункту, в случае если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Указанное означает, что Правила не предусматривают возможность продления срока действия свидетельства если оно не реализовано, но дают возможность сохранить право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях и факт того, что свидетельство никем не оспорено, не отменено не означает, что срок его действия продлевается.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о пропуске истцом срока исковой давности, судебная коллегия считает его подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст.195 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с п.1 ст.196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ст.200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Материалами дела подтверждается, что свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома выдано истцу 12.11.2015.
В свидетельстве указано, что оно действительно до 12.08.2016. Истец предполагает, что нарушение его права связано с отсутствием денежных средств на счете, соответствующих сумме социальной выплаты указанной в свидетельстве.
По мнению судебной коллегии, к моменту окончания срока действия свидетельства, истец должен был знать о предполагаемом нарушении своего права.
С учетом того, что в суд истец обратился 21.07.2020, срок исковой давности истцом пропущен, и выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Таким образом, разрешая данный спор, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал доводы, участвующих в деле лиц, и представленные ими доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, правильно установил фактические обстоятельства дела и на основании анализа норм права пришел к обоснованным и мотивированным выводам, которые последовательно изложены в решении суда.
Все приведенные в жалобе доводы ответчика являлись предметом исследования и оценки суда, выводов суда не опровергают, выражают несогласие с выводами и оценкой суда установленных обстоятельств. Между тем, несогласие стороны с оценкой суда не может повлечь отмены состоявшегося решения.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Байрамуковой А.К. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: