Дело № 2-315/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ленинск-Кузнецкий «26» октября 2018 года
Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Гарбар И.Ю.,
при секретаре Буланцевой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Сибуправтодор») к Соколову Алексею Станиславовичу о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Сибуправтодор») обратилось в суд с иском к Соколову А.С. в обоснование своих требований указывая, что 14.05.2016 года транспортное средство "***", государственный регистрационный знак "***", принадлежащее ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения.
Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Кемеровской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте СПВК №*** федеральной автомобильной дороги "***". /«Новосибирск - Иркутск с подъездом к г. Томску»/ №*** и подтверждается актом №*** от 14.05.2016 года, согласно которого ответчик в нарушение п. 1 ст.31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 года, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства.
Размер вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований, составил 52694,76 рублей.
Согласно требований п. 1 ст.31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с п. 6 этой же статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, то есть Федеральным дорожным агентством.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
Согласно п.п. 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 Федеральное дорожное агентство организует расчёт платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе, осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
В соответствии с п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 года № 117-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п.1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 года № 22-П следует, что, устанавливая плату за перевозку тяжеловесных грузов, Правительство Российской Федерации, тем самым, стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, то есть призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
Согласно п. 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934 осуществление расчёта, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что Федеральное дорожное агентство наделено полномочиями по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и освобождается от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по искам о возмещении вышеуказанного вреда, так как действует в защиту государственных интересов.
Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.
В соответствии с п. 1.3. Устава федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее Устав), утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от "ххх" №*** истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.
Истец, согласно п. 2.2. Устава, наделен полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации, а также является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации.
Поскольку автотранспортное средство ответчика осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения без соответствующего разрешения, причиненный вред в добровольном порядке ответчик возместить оказался, просит суд взыскать с Соколова Алексея Станиславовича в доход федерального бюджета в лице Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») причиненный автомобильной дороге общего пользования федерального значения вред в размере 52694 рубля 76 копеек.
Представитель истца З.В.В., действующий на основании доверенности /л.д.61/ в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствует в письменном виде о рассмотрении дела в его отсутствие / л.д.2-4, почтовое уведомление л.д. - 71/.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя истца З.В.В., в соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ, предусматривающей, что стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчика Соколов А.С. в судебном заседании исковые требования истца не признал, пояснил, что собственником транспортного средства не является и не являлся на тот момент, работал в ООО «ТК Инерт» без официального трудоустройства, оказывал водительские услуги, за что получал заработную плату. Подтвердил, что 14.05.2016 года действительно управлял транспортным средством "***", государственный регистрационный знак "***", без доверенности, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по товарно-транспортной накладной по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального на то разрешения. За указанное нарушение 14.05.2016 года, как водитель, был привлечен к административной ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса РФ об АП к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7000 рублей, как физическое лицо. Штраф в настоящее время им оплачен, в данной организации не работает, такой организации уже нет. Считает, что не является надлежащим ответчиком по делу, не должен нести материальную ответственность, так как собственником транспортного средства не являлся, как на момент причинения вреда, так и в настоящее время, груз перевозил, принадлежащий ООО «ТК Инерт».
Суд, выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1064 ГПК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1079 ГК РФ, предусматривающей ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии и т.п.), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 31 названного Закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Данные Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда. Из данных Правил, п.2 следует, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 14.05.2016 года на №*** км. федеральной автомобильной дороги общего пользования "***" «Новосибирск - Иркутск с подъездом к г. Томску» водитель Соколов В.В., не являющийся владельцем данного транспортного средства, управляя транспортным средством марки "***", государственный регистрационный знак "***", осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования, не имея специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, допустив при этом, по заданию руководства ООО «ТК Инерт», превышение предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства.
Данное доказательство не вызывает сомнение, подтверждается актом №*** от 14.05.2016 года /л.д. 6/. Кроме того сам, факт превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, ответчиком Соколовым В.В. не оспаривался.
Кроме того, из объяснений Соколова В.В., суд установил, что Соколов В.В. в указанный день – 14.05.2016 года действительно исполнял обязанности по управлению транспортным средством по заданию и в интересах «ТК «Инерт», при обнаружении превышения предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства, был привлечен к административной ответственности как физическое лицо. Указанные обстоятельства установлены и не вызывают у суда сомнения.
При определении размера возмещения ущерба, суд принимает во внимание расчёт произведенный на основании правил возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения по акту №*** от 14.05.2016 года, согласно которому размер вреда составляет 52694 рубля 76 копеек /л.д.7/.
Ответчиком указанный расчёт не оспаривается, доказательства, опровергающие указанную сумму ущерба, суду не представлены.
Как видно из материалов дела и установлено судом, до настоящего времени ущерб не возмещен.
Вместе с тем, согласно имеющегося в материалах дела ответа начальника ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области следует, что автомобиль "***" на дату 14.05.2016 года, числился зарегистрированным в МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области за ООО «ТК «Инерт» "***" на срок договора лизинга №*** от "ххх" (собственник - лизингодатель ООО «Скания Лизинг» /л.д.85/.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент выявления нарушения правил пользования автомобильной дорогой и составления акта о превышении предельно допустимых нагрузок на ось транспортного средства, владельцем транспортного средства марки "***" являлось ООО «ТК «Инерт», а потому и лицом, ответственным за причиненный вред, являлось юридическое лицо - ООО «ТК «Инерт».
Пункт п. 20 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского правового законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью граждан» разъясняет, что по смыслу ст. 1079 ГК РФ, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению.
Если в обязанности лица, в отношении которого оформлена доверенность на право управления, входят лишь обязанности по управлению транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за выполнение которых он получает вознаграждение (водительские услуги), такая доверенность может являться одним из доказательств по делу, подтверждающим наличие трудовых или гражданско-правовых отношений. Указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения), но не владельцем источника повышенной опасности.
Ходатайство о замене ненадлежащего ответчика представителем истца не заявлено.
Из определения Арбитражного суда Томской области от 22.05.2018 года следует, что конкурсное производство в отношении ООО «ТК «Инерт» завершено, юридическое лицо ликвидировано /л.д. 82-83/.
На основании ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Нарушенное право может быть восстановлено, путём обращения в суд с иском к надлежащему ответчику с соблюдением правил подведомственности.
Анализ приведенных норм закона и добытые доказательства, которые были исследованы и проанализированы в судебном заседании, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований к Соколову В.В. отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Сибуправтодор») к Соколову Алексею Станиславовичу о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01 ноября 2018 года
Судья Гарбар И.Ю.
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-315/2018 Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области, г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область.