Судья Котешко Л.Л. дело № 2-1848/2019 г.
(первая инстанция)
дело № 33-3327/2019 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,
при участии секретаря – Дубравской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Севастополе гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования и науки города Севастополя, Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №4 им. А. Н. Кесаева» о понуждении совершить определенные действия
по апелляционной жалобе Департамента образования города Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 июля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования и науки города Севастополя, Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №4 им. А. Н. Кесаева» о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Департамент образования и науки города Севастополя в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Н. Кесаева» охранной сигнализацией и системой контроля и управления доступом.
Обязать ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Н. Кесаева» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки города Севастополя на цели, указанные в первом пункте исковых требований, обеспечить оснащение ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Н. Кесаева» охранной сигнализации и системой контроля и управления доступом.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А. Н. Кесаева» – Марета М.М. (по доверенности), поддержавшего доводы жалобы, полагавшего решение подлежащим отмене, прокурора Ведмидь А.И., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском и просил обязать Департамент образования и науки города Севастополя в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Н. Кесаева» охранной сигнализацией и системой контроля и управления доступом, ответчика ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Н. Кесаева» - обязать в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки города Севастополя на указанные цели обеспечить оснащение помещения школы указанным оборудованием. В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной проверки ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Н. Кесаева» был установлен факт несоблюдения требований антитеррористического законодательства, что создает предпосылки для совершения противоправных действий в отношении людей находящихся в образовательном учреждении, а также возможную угрозу безопасности Российской Федерации.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с решением, Департаментом образования города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение в части удовлетворения заявленных к нему требований отменить. В обоснование доводов жалобы апеллянт полагает, что судом при принятии решения были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции апеллянт не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной корреспонденции (л.д. 117).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку апеллянтом не сообщено суду о причинах неявки в судебное заседание, с заявлением об отложении слушания дела он не обращался, то судебная коллегия, полагая его надлежаще извещенным о времени и месте слушания дела, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 вышеуказанного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 41 вышеуказанного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей их образовательную деятельность.
В силу п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму в Российской Федерации», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с положениями приведенного законодательства противодействие терроризму – это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), предупреждению террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Положениями Федерального закона от 27.07.2013 № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов» определено, что противодействие терроризму – деятельность не только органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц.
В соответствии с п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу требований законодательства «О противодействии терроризму в Российской Федерации», ответчик ГБОУ «СОШ № 4» относится к местам с массовым пребыванием людей, так как в здании данного учреждения одновременно может находиться более 50 человек, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения, в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 30 вышеуказанного закона в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений определены требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление № 1235), а также постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2016 № 04-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 18.12.2014 № 594 «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории города Севастополя»» (далее – Постановление Правительства Севастополя № 04-ПП).
Материалами дела достоверно установлено, что в нарушение пп. «б» п. 23 разд. 3 Постановления № 1235, п. 2.3 Постановления Правительства Севастополя № 04-ПП в образовательном учреждении ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Н. Кесаева» отсутствует система контроля и управления доступом, предназначенная для ограничения и регистрации входа – выхода объектов (людей, транспортных средств) на заданной территории через точки прохода: двери, ворота, КПП, путем идентификации личности по комбинации различных признаков, а также для предотвращения несанкционированного прохода в помещения и зоны ограниченного доступа.
Кроме того, в нарушение п. 2.4 Постановления Правительства Севастополя № 04-ПП в указанном образовательном учреждении отсутствует система охранной сигнализации, предназначенная для своевременного обнаружения факта несанкционированного проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места и документированием информации.
По факту нарушения ответчиками требований законодательства антитеррористической защищенности истцом принимались меры прокурорского реагирования. Однако, выявленные нарушения ответчиками до сих пор в полном объеме не устранены.
В связи с чем, разрешая дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска и возложению на ответчиков оспариваемых обязательств по совершению мероприятий, направленных на исполнение требований действующего законодательства. Пи этом, судом верно обращено внимание ответчиков на то, что осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции об удовлетворении иска признает правомерными и не согласиться с ними оснований не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что на апеллянта необоснованно возложены оспариваемые обязательства, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они противоречат требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения допущено не было.
Таким образом, проверив обжалуемое решение по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования города Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: Е.В. Козуб
А.С. Сулейманова