Дело № 2-7757/2022
УИД 35RS0010-01-2022-010017-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 04 октября 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.,
при секретаре Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комиссарова А. Г. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Комиссаров А.Г. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обосновании исковых требований указав, что Комиссаров А.Г. 29.09.2016 примерно в 9 часов утра был задержан сотрудниками УМВД РФ по г. Вологде по подозрению в совершении преступления и доставлен в отдел полиции, расположенный по адресу: <адрес>. Указывает на то, что сотрудниками полиции во время пребывания в отделе ему не оказывалась необходимая медицинская помощь, не было питания и воды.
Ссылаясь на указанные действия ответчика, истец просит суд, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в период с 9 часов утра 29.09.2016 по 9 часов утра по 30.09.2016 в размере 800000 рублей.
В судебном заседании истец Комиссаров А.Г., участвующий в деле посредством видео-конференц связи, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что моральные страдания выразились в том, что ему не предоставили медицинскую помощь, не давали еды, воды, в туалет не водили. Указал так же на то, что его забрали с Советского проспекта из Вологодской городской больницы №1, в которой он проходил лечение с 22.09.2016 по 29.09.2016 от <данные изъяты>. В момент задержания плохо себя чувствовал, у сотрудников просил оказать необходимую медицинскую помощь, которую не получил.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации не явился, представил ходатайство о рассмотрении в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица УМВД России по Вологодской области Кумзерова Н.Б. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать. Указала, что пропущен срок исковой давности.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Комиссаров А.Г. 30.09.2016 в 01 часов 00 минут задержан и доставлен в СЧ СУ УМВД России по Вологодской области по адресу: <адрес> связи с тем, что являлся подозреваемым в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 т п. «б» ч. 3 ст. 228 УК РФ.
В силу положений п. 1 ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.
Положения п. 15 ст. 5 УПК РФ, ст. 91, 92 УПК РФ устанавливают для производства задержания единственную процессуальную форму фиксации указанного процессуального действия - составление соответствующего протокола; вынесение каких-либо иных процессуальных документов при производстве задержания как длящегося действия, уголовно-процессуальный закон не предусматривает.
При этом Законом РФ "О полиции" и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, - в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств - возлагается на полицию и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, которые в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 и по смыслу ст. ст. 1, 2, ч. 2 ст. 8, ст. 10 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с ограничениями конституционных прав граждан, при наличии сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших.
Таким образом, осуществление задержания, представляющего собой совокупность определенных действий, может производиться следователем или дознавателем в полном объеме, начиная с момента фактического лишения свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, и заканчивая составлением протокола задержания.
Вместе с тем, при соблюдении требований о составлении протокола о задержании именно следователем или дознавателем, следует иметь в виду, что законодательством предусматривается и возможность осуществления действий по фактическому лишению лица свободы, подозреваемого в совершении преступления, а также по доставлению его в орган дознания или следствия уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов в рамках выполнения задач, возложенных на них Законом "О полиции" и Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", в отсутствие каких-либо иных дополнительных процессуальных документов, регламентирующих их деятельность.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием - это обязанность полиции.
Как следует из материалов дела, причинение морального вреда истец обосновывает незаконностью действий (бездействия) сотрудников полиции, выразившимися в непредставлении истцу питания, воды и не оказании медицинской помощи в период нахождения в отделе полиции, расположенном по адресу: <адрес> 9 часов утра 29.09.2016 по 9 часов утра по 30.09.2016.
Указанные доводы истца опровергаются следующим.
По правилам ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В связи с вышеуказанными нормами права обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа, его должностных лиц, и имеющимся у истца имущественным и моральным вредом. В рассматриваемом случае необходимо доказать факт причинения истцу морального вреда, т.е. нравственных и (или) физических страданий.
Так, согласно представленному в материалы дела БУЗ ВО «Вологодская городская больница №1» выписному эпикризу от 29.09.2022, Комиссаров А.Г. забран сотрудниками наркоконтроля ввиду помещения в изолятор временного содержания, выписался с улучшениями. Так же в эпикризе указывается на то, что последний неоднократно нарушал больничный режим.
Из протокола задержания подозреваемого Комиссарова А.Г., составленного в 01 час 10 минут 30.09.2016 с участием адвоката Филина А.В., следует, что с задержанием Комиссаров А.Г. был согласен, каких-либо претензий по поводу не получения им воды и питания, не высказал. Указал только на то, что ему требуется прохождение дальнейшего курса лечения от <данные изъяты>, что в принципе согласуется с рекомендациями врача при выписке, в которых указано на принятие лекарственных средств, проведение дыхательной гимнастики и РГ – контроль через 7 дней. На неоказание неотложной медицинской помощи, которая, по доводам истца, требовалась последнему в период задержания и проведения следственных действий с его участием, Комиссаров А.Г. не указывал.
Кроме того, как следует из протокола допроса подозреваемого от 30.09.2016, Комиссарову А.Г. в соответствии со ст. 50 УПК РФ был предоставлен защитник – Филин А.В. В протоколе допроса Комиссаров А.Г. указывает на то, что ему сотрудниками ОНК УМВД России по г. Вологде были вызваны сотрудники скорой помощи, пояснил, что чувствует себя удовлетворительно. В момент допроса чувствовал себя хорошо, согласен был давать показания, претензий к сотрудникам по поводу задержания и доставление в здание управления УМВД России по Вологодской области он не имеет.
При таких обстоятельствах по делу, достоверных сведений о наличии на указанный истцом момент времени перечисленных выше нарушений, истцом в силу требований ст. 56 ГПК РФ не представлено, в связи с чем, необходимо Комиссарову А.Г. отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.10.2022.