Дело №2а-1319/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 15 марта 2018 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Бойевой С.А.,
при секретере Захаровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средств аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Омской области к Федорову Сергею Васильевичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №4 по Омской области (далее - административный истец) обратилась в суд с иском к Федорову С.В. (далее - административный ответчик) о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2011 год и пени на общую сумму 22 336,25 рублей, мотивируя требования тем, что Федоров С.В. является плательщиком транспортного налога, имеет в собственности транспортное средство марки УРМАН, государственный регистрационный знак № с 18.08.2008г.. 29.12.2012 года административному ответчику выставлено требование №283557 об уплате налога, сбора, пени, штрафа за 2011 год со сроком уплаты до 14.02.2013 года. Федорову С.В. было направлено налоговое уведомление по транспортному налогу №140488911 от 25.08.2016. Обязанность по уплате транспортного налога до настоящего времени не исполнена, в связи с чем, административный истец обратился в суд с административным иском, просит взыскать с Федорова С.В. задолженность по транспортному налогу за 2011 год и пени в размере 22 336,25 рублей. Одновременно с подачей административного иска МИФНС России №4 по Омской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи иска, которое мотивировано тем, что первоначально административный истец обратился с заявлением в установленный срок, кроме того, взыскиваемая сумма имеет значение для бюджета Омской области, обязанность ответчика по уплате налога не исполнена до настоящего времени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Федоров С.В. в судебном заседании пояснил, что с административным иском не согласен и просил применить положения Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, а также дополнительно пояснил, что в 2012 году данное судно Урман было снято с учета. Ходатайство истца о восстановлении срока просил разрешить на усмотрение суда.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит ходатайство о восстановлении пропущенного срока и административное исковое заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как предусмотрено п.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно п.1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу положений п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как установлено судом и следует из материалов дела в отчетном периоде Федорову С.В. на праве собственности принадлежало транспортное средство УРМАН, регистрационный знак №, что стороной административного ответчика не оспаривается.
Административным истцом в адрес Федорова С.В. было направлено требование №283557 по состоянию на 29.12.2012 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2011 год в размере 21150 руб. и пени в 1186 руб. 25 коп.. В указанном требовании административному ответчику установлен срок для исполнения требования до 14 февраля 2013 года (л.д.10).
Кроме того, Федорову С.В. направлено налоговое уведомление №140488911 от 25.08.2016 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 21 150 рублей со сроком уплаты до 01.12.2016 г. (л.д. 9).
Согласно положениям п.1 и п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица суд проверяет, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Таким образом, данные сроки проверяются и применяются судом независимо от возражения ответчика относительно пропуска срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога за 2011 год в размере 22 336,25 рублей с Федорова С.В., в материалы дела не представлено.
Определение мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района города Тюмени от 24 мая 2017 года об отмене судебного приказа от 13 сентября 2013 года по делу №2- 13777/2013/5м не может быть принято судом в качестве доказательства своевременного обращения налогового органа с заявлением о взыскании с Федорова С.В. транспортного налога за 2011 год, поскольку судебный приказ вынесен в отношении задолженности по земельному налогу за 2011 год (л.д.7).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения налогового органа в суд за взысканием в судебном порядке с Федорова С.В. недоимки по транспортному налогу за 2011 год истек 02 июня 2017 года.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку первоначально налоговый орган обратился в суд с административным иском 21 ноября 2017 года, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока со дня окончания срока, установленного административному ответчику в налоговом уведомлении № 140488911 от 25.08.2016 иных уважительных причин для восстановления пропущенного срока административным истцом не заявлено.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что Межрайонная ИФНС России №4 по Омской области пропустила предусмотренный законом шестимесячный срок для подачи административного иска к Федорову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2011 год в размере 21 150 руб. и пеней в размере 1186 руб. 25 коп., суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Кроме того, суд признает необходимым отказать в удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области к Федорову С.В. по основанию указанному административным ответчиком.
29.12.2017г. вступила в силу статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (п. 1).
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (п. 3).
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2011 год, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, то у налогового органа отсутствовали правовые основания для обращения в суд с указанными требованиями.
Руководствуясь Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.ст.357, 362, 363 Налогового Кодекса РФ, ст.ст. 286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области к Федорову Сергею Васильевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2011 год, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Председательствующий судья (подпись) С.А. Бойева
Мотивированное решение составлено 16 марта 2018 года.
Копия верна.
Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах гражданского дела № 2а-1319/2018
Судья С.А. Бойева