Дело № 2-18/2021
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
с. Кабанск 11 января 2021 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Турунхаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Сибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия, Министерству экономического развития РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки о признании права ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» на получение субсидии в целях частичной компенсации затрат на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Сибирский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия, Министерству экономического развития РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки о признании права ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» на получение субсидии в целях частичной компенсации затрат на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
22.12.2020 г. в суд от истца поступило заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ (названное уточненным исковым заявлением), согласно которого он просит: 1. признать незаконным бездействие Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению в срок до 01.07.2020 г. в Министерство экономического развития РФ сведений для включения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 г. № 847 «Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»; 2. признать право ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» по состоянию на 01.07.2020 г. как социально ориентированной некоммерческой частной образовательной организации, на получение по основаниям, предусмотренным «Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976, из федерального бюджета на безвозмездной основе разовой субсидии в целях частичной компенсации затрат на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции; 3. Обязать МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия произвести выплату субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 г. № 976 «Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».
Представитель истца по доверенности Субочева Л.В. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что Рособрнадзором не были направлены сведения в установленный срок до 01.07.2020 г. Этот срок следует из того, что право на субсидию имеют те, кто включен до 01.07.2020 г. Нарушены права неопределенного круга лиц тем, что они недополучили качества и объема услуг. При получении субсидии учреждение имело бы возможность более эффективно бороться с коронавирусом, приобрести средства большего качества.
Представитель третьего лица ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» - его заведующая Федорова Л.В. исковые требования поддержала, ранее представила письменные отзыв и пояснения, суду пояснила, что звонила в налоговую по поводу неполучения субсидии, ей ответили, что детсада нет в реестре. Обращались устно в Минобразования Бурятии, там ответили, что они вообще этим не занимаются. Она заболела, ее главный бухгалтер обратилась на личный прием в прокуратуру, т.к. родители стали жаловаться, что их не пускают, что много времени занимает вход в детсад. Например в детсаду № <адрес> на входе стоит рамка, которую те приобрели за счет субсидии, с которой пропуск в детсад осуществляется быстрее. Все необходимое для профилактики новой коронавирусной инфекции им учредителем было предоставлено. На вопрос о приобретении рамки ответили, чтобы приобрели на средства субсидии. Рамка не является необходимой, но она создает большее удобство. Почему они как учреждение не обратились сами в суд не знает, обратились в прокуратуру. Считает, что права детсада нарушены, т.к. другие детсады получили субсидию.
Представитель ответчика Рособрнадзора в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать, указал, что не является надлежащим ответчиком по делу. Порядком ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, не установлен срок представления им в реестр сведений, содержащихся в сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных органами исполнительной власти субъектов РФ до вступления в силу Порядка.
Представитель ответчика Министерства экономического развития РФ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные отзыв, в котором указал, что право на получение субсидии имеют частные образовательные организации, включенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 г. № 847 в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020 г. Информация для включения данного детского сада была представлена Рособрнадзором письмом от 08.08.2020 г., таким образом, у министерства не было оснований включить данную организацию в реестр в соответствии с постановлением №.
Представитель ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия – ее руководитель Загороднова И.И. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, дополнительный письменный отзыв и письменные пояснения на исковое заявление, в которых в том числе указала, чтосубсидия носит компенсационный характер, и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий не ставится в зависимость от факта получения или неполучения соответствующих выплат, и что при указанных обстоятельствах неправомерно утверждать о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия по доверенности Трифонова Н.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать, суду пояснила, что перечень социально-ориентированных некоммерческих организаций, являющихся частными образовательными организациями, включенных по состоянию на 01.07.2020 года в реестр некоммерческих организаций, Министерство экономического развития РФ представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10.07.2020 года. Заявитель в лице частного детского сада 24.07.2020 года, т.е. в срок обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. В течение трех дней по результатам рассмотрения заявления 27.07.2020 года налогоплательщику был сформирован отказ в предоставлении субсидии. Причиной отказа в предоставлении субсидии было то, что заявитель не находился в реестре некоммерческих организаций по состоянию на 01.07.2020 года. Перечень некоммерческих организаций, сформированный Министерством экономического развития РФ, был представлен в ФНС, доведен до территориальных налоговых органов в июле 2020 года, изменений в данный перечень в адрес налогового органа не поступало. Кроме того, в жалобе, направленной в Управление ФНС по Республике Бурятия, учреждением не оспаривается тот факт, что в представленном уполномоченным органом до 10.07.2020 года перечне детский сад не был включен в реестр некоммерческих организаций, т.е. они сами говорят, что их включили в реестр позже, по состоянию 20.08.2020 года. Налоговый орган при решении вопроса о предоставлении субсидии не уполномочен выходить за пределы утвержденных правил, оснований для предоставления субсидий, в случае несвоевременного предоставления Министерством экономического развития РФ соответствующих сведений по вине третьих лиц, правилами и иными нормативными актами не предусмотрено. Самостоятельно определять организации, в наибольшей степени пострадавшие в условиях ухудшения ситуации, в результате распространения новой короновирусной инфекции на основе имеющихся сведений налоговый орган также не правомочен. Именно по состоянию на 01.07.2020 года в данном перечне детский сад не содержался, и налоговый орган не мог выйти за пределы данных им полномочий, никакой судебной практики, никаких других разъяснений под данному факту нет, никаких измененных, уточненных перечней в наш адрес не поступало.
Представитель ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия по доверенности Нимаева В.Д. исковые требования не признала, суду пояснила, что не предоставлением данной субсидии не были нарушены права неопределенного круга лиц. В соответствии с законодательством РФ на учреждение в любом случае, вне зависимости от факта получения субсидии, возложена обязанность по обеспечению безопасных условий труда работников и пребывание детей в дошкольном учреждении, независимо от факта получения или неполучения субсидии. Поскольку проведение профилактических мероприятий требует значительных затрат, в связи с этим Правительством РФ разработан ряд мер по поддержке, в том числе, социально-ориентированным некоммерческим организациям. Постановлением Правительства РФ № 976 были утверждены эти правила. Согласно п. 1 Правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий. Поскольку предоставление субсидии предусмотрено Бюджетным кодексом РФ. Из содержания п. 1 ст. 78 БК РФ следует, что субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством товаров выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, отсутствует прямая причинно-следственная связь между неполучением Учреждением субсидии, предусмотренной Правилам, и увеличением риска распространения коронавирусной инфекции среди сотрудников. При указанных обстоятельствах неправомерно утверждать о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В данной ситуации, в результате неполучения предусмотренной субсидии учреждение понесло расходы на профилактические мероприятия, которое не смогло частично компенсировать. В противном случае можно говорить о том, что учреждение не в полном объеме исполняет свои обязанности по обеспечению безопасных условий труда и условий для нахождения в учреждении воспитанников. Представитель учреждения подтвердила, что все минимально необходимое им было предоставлено. Поскольку нарушение прав неопределенного круга лиц не допущено, прокурор, таким образом, выступает в защиту интересов фактически самого учреждения. В данном случае в соответствии с ГПК РФ прокурор не может представлять интересы учреждения. В пункте 3 требований истец не учел, что в силу пунктов 2 и 8 Правил при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии ФНС России производит расчет размера субсидии, формирует реестр получателей и направляет его в Федеральное казначейство, которое осуществляет перечисление. В связи с чем данное требование ФНС России не может исполнить. После направления Рособрнадзором письма в Министерства экономического развития РФ учреждение не получало субсидию, т.к. оно выходит за рамки временного периода, более позднее включение в реестр не предусмотрено.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее также - Правила). Данными Правилами установлен порядок представления из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на безвозмездной основе разовой субсидии (далее - субсидия) в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 4 Правил предусмотрены условия для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, в том числе:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020 г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 N2 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;
в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
г) у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 847 утверждено Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее также - Положение), в соответствии с которым включаемая в данный реестр организация должна являться частной образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N2230 ОАО «Российские железные дороги» (далее также - ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД») осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Бурятия.
Как следует из п. 12 устава ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» целью его деятельности является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом его деятельности является образование дошкольное. В силу условий, установленных ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» является социально ориентированной некоммерческой организацией.
По состоянию на 01.06.2020 г. недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3000 рублей, у ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» не имелось. В процессе ликвидации или банкротства оно на момент направления указанного заявления не находилось и не находится в настоящее время. Решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ не принималось.
24.07.2020 г. ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России №8 по Республике Бурятия с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами. По результатам рассмотрения заявления Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Бурятия 28.07.2020 г. направила в адрес ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» сообщение об отказе в предоставлении субсидии. Согласно разъяснению, направленному 14.08.2020 Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Бурятия в ответ на обращение ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД», причиной принятия решения об отказе в предоставлении субсидии послужило отсутствие ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» по состоянию на 01.07.2020 г.в Реестре некоммерческих организаций. Данный факт также подтвердило Управление ФНС России по Республике Бурятия письмом от 08.10.2020 г. №18-09/1/13013.
Как следует из п. 2 Положения, уполномоченным органом по формированию и ведению Реестра некоммерческих организаций является Министерство экономического развития РФ. Полномочия по представлению для включения в Реестр некоммерческих организаций информации о некоммерческих образовательных организациях возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
В соответствии с п. 3 Положения Реестр некоммерческих организаций опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития РФ, ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в него включено.
По мнению истца, указанные выше факты свидетельствуют о том, что ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» соответствует необходимым критериям для включения его по состоянию на 01.07.2020 г. в Реестр некоммерческих организаций, обстоятельств, препятствующих этому, не усматривается.
Суд соглашается с тем, что ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» формально отвечает предусмотренным Правилами условиям для включения его, как социально ориентированной некоммерческой организации, в реестр получателей субсидий, а также соответствует отмеченным в Положении критериям, необходимым для его включения, как частной образовательной организации, в peеcтp некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Реестр некоммерческих организаций).
Вместе с тем налоговым органом обоснованно было отказано в предоставлении субсидии, предусмотренной утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 г. № 976 Правилами, поскольку не было соблюдено условие, предусмотренное подп. «б» п. 4 Правил – учреждение не было включено в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 847 "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
В силу п. 2 Положения о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 N 847, уполномоченным органом по формированию и ведению реестра является Министерство экономического развития Российской Федерации. Информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (применительно к частным образовательным организациям, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана) и Министерство юстиции России.
Как следует из отзывов ответчиков Рособрнадзора и Министерства экономического развития РФ, информация для включения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в данный реестр была представлена в Министерство экономического развития РФ Рособрнадзором лишь письмом от 07.08.2020 г., в связи с чем у Министерства экономического развития РФ не имелось законных оснований для включения данного учреждения в реестр в соответствии Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 г. № 976.
Таким образом, ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» не был включен в данный реестр по состоянию на 01.07.2020 г. по вине Рособрнадзора, несвоевременно предоставившего сведения в отношении данного учреждения в Министерство экономического развития РФ.
Изложенный в письменном отзыве довод представителя ответчика Рособрнадзора о том, что Порядком ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, не установлен срок представления им в реестр сведений, содержащихся в сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных органами исполнительной власти субъектов РФ до вступления в силу Порядка, суд находит несостоятельным.
Согласно п. 6 Положения Федеральные органы исполнительной власти представляют в уполномоченный орган сведения для включения в реестр в течение 10 рабочих дней со дня получения некоммерческой организацией лицензии.
Учитывая, что на момент вступления в силу данного Положения (с момента его опубликования - опубликован 15.06.2020 г.) ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» имело действующую лицензию, Рособрнадзор был обязан предоставить информацию о данном учреждении в Министерство экономического развития РФ в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу данного Положения, то есть по 29.06.2020 г. включительно.
Вместе с тем, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, истец мотивирует свои требования тем, что факт неполучения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» субсидии, предусмотренной Правилами, повлек уменьшение объема денежных средств, подлежащих использованию в целях проведения данной образовательной организацией мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, вследствие этого увеличивается риск распространения данного заболевания среди воспитанников и персонала неполучения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД», что несет угрозу жизни и здоровью для них, а также для неопределенного круга лиц, находящихся с ними в контакте. В уточненном исковом заявлении дополнительно указал, что сумма субсидии является существенной для дошкольного учреждения. Факт неполучения учреждением субсидии, повлек уменьшение объема денежных средств, подлежащих использованию в целях проведения данной образовательной организацией мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Оценивая это, суд соглашается с доводами ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия, о том, что субсидия носит компенсационный характер, и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий не ставится в зависимость от факта получения или неполучения соответствующих выплат, и что при указанных обстоятельствах неправомерно утверждать о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В силу п. 1 ст. 28 данного федерального закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15), иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 22); согласно ч. 6 данной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2),
Как следует из ст. 41 данного федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся (п. 5), проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (п. 10). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: наблюдение за состоянием здоровья обучающихся (п. 1); проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (п. 2); соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 3).
Из изложенного следует, что в соответствии с действующим законодательством на ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» как на образовательное учреждение вне зависимости от факта получения или неполучения субсидии возложена обязанность по обеспечению безопасных условий труда работников и пребывания детей в данном дошкольном учреждении, включая санитарно-эпидемиологические мероприятия. в том числе в части проведения профилактических мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии со ст. 123.23 ГК РФ частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно устава ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД», источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются наряду с другими имущество, переданное учреждению учредителем, средства учредителя (п. 102); финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем (п. 103); учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, установленном законодательством РФ.
Тем самым в случае недостаточности у ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» денежных средств, том числе для мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, финансовое обеспечение данного учреждения лежит на его учредителе - ОАО «РЖД».
Учитывая, что проведение подобных профилактических мероприятий может потребовать значительных расходов со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что может негативно казаться на их финансовом положении, Правительством РФ и был разработан комплекс мер по их поддержке. Одной из таких мер применительно к данной категории организаций явилось принятие Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Тем самым она носит компенсационный характер, что прямо следует из нормы.
Как следует из буквального толкования норм Правил, и прежде всего абз. 3 п. 1 Правил (согласно которого субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции), данная субсидия носит компенсационный характер, направлена на частичную (а не полную) компенсацию соответствующей организации уже понесенных ею данных затрат.
Следовательно, между неполучением образовательной организацией данной субсидии и увеличением в ней риска распространения новой коронавирусной инфекции среди работников и воспитанников нет никакой прямой причинно-следственной связи, а получение или неполучение данной субсидии не может влечь и в данном случае не влечет нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а лишь может влечь нарушение прав самого ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» как образовательной организации на частичную компенсацию понесенных ею затрат за счет средств федерального бюджета.
В этой связи суд приходит к выводу, что истец как прокурор вышел за пределы его полномочий, установленных ст. 45 ГПК РФ, и заявил требования фактически в интересах юридического лица - ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД», что непосредственно следует из его как первоначально заявленных исковых требований, так и тем более из исковых требований в редакции заявления от 22.12.2020 г., на что в данном случае ему законом право не предоставлено.
Су также соглашается с доводами ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия о том, что изложенное в пункте 3 требование налоговый орган исполнить не может, т.к. не осуществляет выплату субсидии.
Действительно, согласно пунктов 8 и 9 Правил Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.
Тем самым даже в случае удовлетворения исковых требований по существу, на МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия не могла бы быть возложена обязанность произвести в пользу ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» выплату субсидии, а в случае возложения такой обязанности решение суда было бы неисполнимым. Это свидетельствует о недостаточном знании истцом норм материального права.
С учетом изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.
При этом суд разъясняет, что ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» как юридическое лицо вправе само обратиться в суд за защитой ее прав и законных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Исковое заявление Восточно-Сибирского транспортного прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Максимов