Решение по делу № 11-1124/2019 от 18.09.2019

Дело № 11-1124/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.

при секретаре Поповой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 15 октября 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Деминой В.Н. на решение мирового судьи Октябрьского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 16 июля 2019 года, которым взыскана с Деминой В.Н. в пользу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» сумма необоснованно полученной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.02.2017 по 31.01.2019 согласно региональному законодательству в размере 20217,64 руб., госпошлина в местный бюджет в размере 806,53 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» обратилось с иском к Деминой В.Н. о взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно региональному законодательству в размере 20217,64 руб., указав в обоснование иска, что ответчик является получателем субсидии на оплату жилого помещения. При обращении в Центр для назначения субсидии Демина В.Н. в заявлении обязалась сообщать о наступлении событий, которые влекут за собой изменение размера субсидии или прекращение предоставления субсидии (изменение места постоянного жительства, основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения, изменения счета в финансово - кредитном учреждении и т.д.), представить документы, подтверждающие такие события, в течение 30 дней с момента наступления событий, однако не сообщила истцу снятии ее с регистрационного учета по указанному в заявлении адресу.

По результатам рассмотрения дела мировым судьей вынесено решение, которым в исковые требования ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» к Деминой В.Н. удовлетворены.

Не согласившись с решением мирового судьи, Демина В.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых представитель истца просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.

Исследовав письменные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

По делу установлено, что Деминой В.Н. на основании ее заявления от 17.02.2011 предоставлены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.02.2011.

Из текста заявления о предоставлении мер социальной поддержки следует, что ответчик обязалась не позднее чем в месячный срок извещать центр по предоставлению государственных услуг об изменившихся обстоятельствах (изменение места жительства или места пребывания, категории и другие обстоятельства), влекущие прекращение денежной выплаты или пересмотр решения о ее назначении. Она предупреждена об ответственности за предоставление документов с недостоверными сведениями.

Демина В.Н. на момент обращения за предоставлением мер социальной поддержки имела регистрацию по месту жительства в жилом помещении по адресу: ..., с 26.01.2011 по 17.01.2017.

С 07.02.2017 до настоящего времени Демина В.Н. зарегистрирована по адресу: ...

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; протезно- ортопедическое обслуживание.

В соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» имеющим звание «Ветеран труда», по достижении возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами или в случае досрочного установления (назначения) страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 3 настоящей статьи), независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам труда и членам их семей; 4) республиканская ежемесячная денежная выплата; 5) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях Республики Коми, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми в медицинских организациях Республики Коми; 6) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы; 7) преимущественное право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное и гаражное строительство, садово-огородное хозяйство.

Пунктом 13 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (далее именуемыми – Правила), предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 2 Правил решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания гражданина, имеющего право на их получение.

В соответствии с п. 23 Правил расчет суммы компенсации выполняется центрами: а) исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в месяц (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении; б) на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в месяц (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).

Из приведенной нормы следует, что сведения о фактическом месте жительства получателя мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются обстоятельством, имеющим существенное значение при решении вопроса о месте предоставления мер социальной поддержки и размере компенсации.

В силу п. 14 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.

Мировым судьей установлено, что в феврале 2019 года ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» стало известно о том, что Демина В.Н. снята с регистрационного учета по адресу: ..., о чём ответчик не известила ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» и продолжала получать социальные выплаты по адресу жилого помещения, не являвшегося местом ее жительства.

На основании решения о предоставлении МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно региональному законодательству от 12.02.2019 ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» прекратило предоставление мер социальной поддержки Деминой В.Н. с 01.02.2019.

В силу п.п. 1 п. 18 Правил перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение места жительства или места пребывания получателя компенсации.

Из приведенного положения следует, что после изменения ответчиком места жительства, расположенного на территории Эжвинского района г. Сыктывкара, на место жительства, расположенное за пределами указанного района, данное обстоятельство являлось основанием для прекращения предоставления Деминой В.Н. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара».

Согласно п. 17 Правил суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином (независимо от периода их получения), удерживаются по решению центра из суммы, причитающейся гражданину, при каждой последующей выплате компенсации. При отсутствии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суммы компенсации, необоснованно полученные гражданином, возмещаются гражданином в добровольном порядке в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления от центра. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с федеральным законодательством.

В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Установив, что ответчик Демина В.Н. не предоставила своевременно в ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» сведения об изменении места своего жительства, в связи с чем ей была необоснованно начислена и выплачена сумма ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.02.2017 по 31.01.2019 в размере 20217,64 руб., мировой судья пришел в правильному выводу о том, что указанная сумма является неосновательным обогащением ответчика и подлежит взысканию в пользу истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление истцу сведений об изменении места жительства Деминой В.Н. не повлекло бы прекращение предоставления компенсации, поскльку после изменения места жительства у Деминой В.Н. сохранились все предусмотренные законом правовые основания предоставления права на получения указанной компенсации, не могут служить основанием для отмены решения мирового судьи, поскольку основаны на неверном толковании ответчиком норм права, регулирующих правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки.

Поскольку с 17.01.2017 Демина В.Н. не зарегистрирована в Эжвинском районе г. Сыктывкара, имеет регистрацию в г. Сыктывкаре, при этом назначение и предоставление мер социальной поддержки производится центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства получателя, Демина В.Н. обязана была уведомить ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» о перемене места своего жительства, и в случае необходимости дальнейшего получения мер социальной поддержки обратиться с соответствующим заявлением по новому месту жительства - в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара».

Мировым судьей дана правильная оценка представленным доказательствам с учетом фактических обстоятельств дела, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенного по делу решения, не допущено.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы Деминой В.Н.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи Октябрьского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Деминой В.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                                 Е.В. Никитенкова

11-1124/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты Эжвинского района г. Сыктывкара"
Ответчики
Демина Валентина Николаевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
19.01.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
19.01.2020Передача материалов дела судье
19.01.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
19.01.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее