Судья- Подгайная Н.В.
Дело № 33 – 7664
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Ворониной Е.И.
и судей Казанцевой Е.С., Лобанова В.В.
при секретаре Полушкиной Ю.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 25 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 26 апреля 2018 года, которым постановлено:
на Министерство здравоохранения Пермского края возложить обязанность по заключению с Ляхиной Марией Александровной договор о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в соответствии с п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.01.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя ответчика – Северова М.Ю., представителя истицы – Беляева И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ляхина М.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационный выплаты в размере 1000000 рублей. В обоснование требований указала, что она, имея высшее медицинское образование, в октябре 2016 переехала на постоянное место жительства в ****, была приглашена на работу в качестве врача общей практики дневного стационара. В связи с длительным неосуществлением медицинской деятельности была необходимость о прохождении профессиональной переподготовки получения сертификата специалиста.
10.10.2016 истец была принята на должность фельдшера **** СВА ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ», после чего была направлена на профессиональную переподготовку, 30.06.2017 был получен Диплом о профессиональной переподготовки и Сертификат специалиста о допуске к осуществлению медицинской деятельности по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)». 03.07.2017 истец переведена на работу врача общей практики дневного стационара.
На основании вышеизложенного считает, что отвечает всем необходимым условиям для получения единовременной компенсационной выплаты в соответствии с п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.01.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», вместе с этим в июле 2017 ответчиком отказано в получении данной выплаты. Считает отказ незаконным, поскольку в полном объеме соответствует критериям лица, которому принадлежит право на получение данной выплаты.
Истец Ляхина М.А. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца в судебном заседании на доводах и основаниях, изложенных в исковом заявлении, настаивала.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Представитель третьего лица ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ» дал пояснения по делу.
Представитель третьего лица Территориальный фонд медицинского страхования Пермского края в суд не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Пермского края. В апелляционной жалобе приведены доводы, согласно которым ответчик настаивает на отсутствии у истицы права на получение компенсационной выплаты, поскольку в 2017 году заключение истцом трудового договора на должность врача общей практики не было связано с прибытием или переездом в сельский населенный пункт. В 2016 году истец прибыла в сельский населенный пункт и была трудоустроена на должность фельдшера, т.е. на должность, не требующей высшего медицинского образования. Постановление правительства Пермского края от 26.12.2017 года № 1640 был издан и вступил в законную силу после трудоустройства истицы, следовательно, у истца отсутствует право на получение компенсационной выплаты как фельдшеру. После переподготовки в 2017 году истец уже проживала на территории сельского населенного пункта и не осуществляла переезда. Кроме того, ответчик обращает внимание на то, что истец при трудоустройстве не отвечала квалификационным требованиям по должности фельдшера.
В судебную коллегию поступили письменные возражения Ляхиной М.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие Ляхиной М.А., а также представителя ТФОМС Пермского края, заслушав объяснения представителя ответчика – Северова М.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца – Беляева И.В., возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы истца.
В соответствии с положениями п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 366-п утвержден Порядок осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края из другого населенного пункта, в соответствии с которым настоящий Порядок определяет правила осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края из другого населенного пункта (п.1.1).
Под медицинским работником в настоящем Порядке понимается физическое лицо, которое имеет высшее медицинское образование, работает в государственном учреждении здравоохранения Пермского края (далее - Учреждение здравоохранения), в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».(п.1.2).
Единовременная компенсационная выплата осуществляется в размере одного миллиона рублей одному медицинскому работнику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджета Пермского края. (п.1.3).
Единовременные компенсационные выплаты осуществляются в 2017 году медицинским работникам при соблюдении следующих требований:
заключение медицинским работником с Учреждением здравоохранения в 2016-2017 годах трудового договора по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников;
заключение в 2017 году медицинским работником с Министерством здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края из другого населенного пункта (далее - Договор), по форме согласно приложению к настоящему Порядку. (п.1.4).
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п.10).
Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (п.11).
Медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность ( п.13).
В ходе судебного разбирательства по заявленным требованиям судом первой инстанции было установлено, что Ляхина М.А., имеет высшее медицинское образование, врача по специальности «педиатрия», согласно диплому Пермской государственной медицинской академии (л.д.6). В октябре 2016 года истец переехала из г.Перми в сельский населенный пункт ****.
10.10.2016 приказом главного врача ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ», Ляхина М.А. принята на работу в ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ» **** СВА, фельдшером (л.д.16).
10.10.2016 между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Большесосновская центральная районная больница» и Ляхиной М.А. (работник) заключен трудовой договор № **, в соответствии с которым работнику предоставлена работа в должности «Фельдшер **** СВА ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ» (л.д.13-15).
12.01.2017 приказом главного врача ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ», Ляхина М.А.на период с 16.01.2017 по 30.06.2017 направлена в командировку с целью переподготовки по циклу «Врач общей практики» (л.д.35).
По результатам переподготовки Ляхиной М.А. получен диплом о профессиональной переподготовке от 30.06.2017 с правом деятельности в сфере общей врачебной практики (л.д.17), а также выдан сертификат специалиста о допущении к осуществлению медицинской деятельности по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина) (л.д.18).
03.07.2017 приказом главного врача ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ», Ляхина М.А. переведена на работу с должности фельдшера ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ» **** СВА на должность врача общей практики дневного стационара ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ» **** СВА (л.д.19).
03.07.2017 между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Большесосновская центральная районная больница» и Ляхиной М.А. (работник) заключен трудовой договор № **, в соответствии с которым работнику предоставлена работа в должности «врача общей практики дневного стационара 1 ставка ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ» **** СВА (л.д.20-22).
Установив указанные фактические обстоятельства, дав им надлежащую правовую оценки применительно к вышеприведенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что истец Ляхина М.А. отвечает всем необходимым критериям и установленным требованиям п.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также Постановления Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 366-п об утверждении Порядка осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края из другого населенного пункта, в связи с чем обладает правом на заключение с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.01.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
С указанными выводами в полной мере соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют как фактическим обстоятельствам, так и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, которые полностью повторяют позицию ответчика, занятую им в суде первой инстанции, следует признать ошибочными.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец в возрасте до 50 лет, в 2016 году прибыла из города в населенный пункт сельской местности, у Ляхиной М.А. имеется высшее медицинское образование, по прибытию в сельскую местность она была трудоустроена в государственное учреждение здравоохранения. Позиция ответчика о том, что право на получение спорной компенсационной выплаты имеют только лица, которые трудоустроены на должности врача правильно отклонена судом как ошибочная, поскольку такой вывод не следует из буквального толкования п.1.2 Порядка осуществления ЕКВ …в совокупности с общими понятиями данными в Федеральном законе « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пункт 1.2 Порядка не конкретизирует определенный перечень должностей. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, предусматривает должность фельдшера.
С учетом изложенного доводы ответчика о том, что на момент трудоустройства на должность врача общей практики Ляхина М.А. уже проживала в сельском населенном пункте правового значения не имеют.
Ссылку ответчика на то, что нормативно-правовой акт, утвердивший Порядок предоставления ЕКВ был издан и вступил в силу после трудоустройства истца, также следует признать несостоятельной, поскольку, законодатель, предусмотрев спорные выплаты медицинским работникам, прибывшим в сельский населенный пункт в 2016, 2017 года, фактически придал Постановлению Правительства Пермского края от 24.05.2017 года обратную силу, ограничив периодом 2016-2017 года.
Доводы о том, что истец не имея сертификата специалиста по специальности «Лечебное дело» не могла быть трудоустроена на должность фельдшера не свидетельствуют о незаконности постановленного решения суда, поскольку вопрос о правомерности заключения трудового договора с Ляхиной М.А. по должности фельдшера **** СВА ГБУЗ ПК «Большесосновская ЦРБ» не являлся предметом судебного разбирательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку решение суда принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к спорным правоотношениям, и имеющие значение для дела факты подтверждены надлежащими доказательствами. Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, по изложенным выше основаниям отклоняются судебной коллегией, позиция ответчика основана на ошибочном толковании норм закона.
При рассмотрении дела судом не допущены нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: