Судья Гриценко Ю.А. дело № 7/2-245/2023
дело № 12-VY-8/2023
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 5 декабря 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника привлекаемого лица на решение судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Докторова В.И.,
установила:
19 декабря 2022 года постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Докторов В.И., главный врач ГБУ Республики Саха (Якутия) Верхоянская центральная районная больница, привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Указанное постановление оспорено защитником привлекаемого лица и решением Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 г постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) изменено, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Вышеуказанное решение суда первой инстанции было оставлено без изменения решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2022 г.
Постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022г решения Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) и Верховного суда Республики Саха (Якутия) оставлены без изменения.
Вышеуказанные решения были обжалованы представителем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в Верховный Суд Российской Федерации и постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля 2023 г вынесенные по делу решения Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия), судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) и судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции отменены и дело об административном правонарушении возвращено в Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) на новое рассмотрение.
После чего 22 сентября 2023 года решением судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Указанное решение оспорено защитником привлекаемого лица, Яковлевой Е.В. в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Доводы жалобы защитник обосновывает тем, что судьей в ходе рассмотрения жалобы на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) не дана оценка тому, что при назначении административного наказания не учтены личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Не указано привлекался ли Докторов В.И. ранее к административной ответственности и не истребованы сведения о его заработной плате и наличии у него иждивенцев. И эти пробелы восполнены судом. При этом в деле отсутствовали постановления, на которые ссылался государственный орган, подав жалобу в Верховный Суд РФ. Притом что привлекаемое лицо не должно доказывать свою невиновность.
Дополнительной жалобой защитник указывает, что Докторов В.И. вину в совершении административного правонарушения признавал. А в качества уважительной причины превышения объема закупок указывал на вынужденные расходы, связанные с лечением в период пандемии, связанной с новой коронавирусной инфекцией, поскольку при этом возрос расход на приобретение лекарственных средств, необходимых для проведения анализов, с учетом чего возросли и транспортные расходы на их доставку в отдаленную местность. Кроме того, необходимо было срочное приобретение средств индивидуальной защиты, масок, дезсредств. Ввиду чего считает, что при превышении объема закупок имел случай состояния крайней необходимости, когда причиненный вред меньше предотвращенного, распространение новой коронавирусной инфекции считает обстоятельством непреодолимой силы. С учетом этого просит решение судьи Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) отменить и направить в суд на новое рассмотрение.
В судебном заседании защитник Яковлева Е.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Докторов В.И., извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте слушания дела об административном правонарушении, на судебное заседание не явился.
Представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Васильева М.С., не согласилась с доводами жалобы.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Согласно пункту 16 статьи 3 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (далее – N 44-ФЗ) совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 93 закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Из оспариваемого постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) следует, что согласно состоянию лицевых счетов ГБУ Республики Саха (Якутия) «Верхоянская центральная районная больница» совокупный годовой объем закупок в 2020 г составил 184 600 904,30 рублей, поэтому десять процентов от совокупного годового объема закупок составляет для ГБУ Республики Саха (Якутия) «Верхоянская центральная районная больница» 18 460 090,43 рублей. Однако объем закупок, осуществленных медицинским учреждением у единственного поставщика, составил 38 709 408,87 руб.
Главным врачом учреждения является Докторов В.И., назначенный приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года, поэтому Докторов В.И. постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) 19 декабря 2022 года привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Диспозиция части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вмененная Докторову В.И., предусматривает административную ответственность при принятии решения о закупке товаров для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика, с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно правилам пункта 6 части 1 статьи 24.5 при установлении истечение сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствие с частью 1.1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
А при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Давность привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности (о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) составляет один год (часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из оспариваемого постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) следует выявление нарушения требований закона N 44-ФЗ по окончании финансового года, то есть 31 декабря 2021 года, с учетом правил пункта 16 статьи 3 закона N 44-ФЗ.
Поэтому после отмены 3 июля 2023 года Верховным Судом РФ предыдущих решений по настоящему делу, на дату рассмотрения дела судьей Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия), то есть на 22 сентября 2023 года, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.
С учетом приведенных обстоятельств постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года и решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года подлежат отмене, ввиду истечения срока давности привлечения Докторова В.И., главного врача ГБУ Республики Саха (Якутия) Верхоянской центральной районной больницы, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года и решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Докторова В.И. отменить.
Производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья п/п Г.А. Федорова
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Г.А. Федорова