РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 года ЗАТО г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Усков Д.А., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю к Трундукову Р.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Трундукова Р.В. задолженности в размере 14818, 29 рублей, в том числе:
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС по ОКТМО 04737000 за 2017 год в сумме взноса 4590 рублей и пени в размере 20,16 рублей,
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии по ОКТМО 04737000 за 2017 год в сумме взноса 10105,36 рублей и пени в размере 102,77рублей.
Требования мотивированы тем, что ответчик являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированных размерах. Страховые взносы перечислялись с нарушением установленных сроков, что повлекло начисление пени. Сумма задолженности по страховым взносам и по пени до настоящего времени в добровольном порядке ответчиком не уплачена.
Представитель административного истца просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик письменных возражений на административный иск не представил, возражений против упрощенного (письменного) порядка судебного разбирательства в суд не заявил.
Дело рассматривается в упрощенном (письменном) производстве, в порядке ст. 291 п. 3, ст. 292 КАС РФ, так как общая сумма задолженности указанная в административном исковом заявлении не превышает двадцать тысяч рублей, с учетом ходатайства представителя истца, а также с учетом отсутствия возражений со стороны ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фон Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фон обязательного медицинского страхования» утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируется главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, в связи с чем, начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов за период до 1 января 2017 года, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ и страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ дополнен главой 34 «Страховые взносы».
В соответствии со ст. 425 Налогового кодекса РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено главой 34: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Согласно ст. 430 Налогового кодекса РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (пункт 1).
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пункт 3).
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 429 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, медиатора в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного из реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Применяемая в первом полугодии 2017 года величина МРОТ составляет 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ).
Судом установлено, что Трундуков Р.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 28.05.2009 по 22.03.2018, прекратил деятельность в связи с принятием соответствующего решения, что следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 30.10.2020.
Административному ответчику направлено требование по состоянию на 26.01.2018 № 1190 об уплате налога, страховых взносов и пени до 15.02.2018 в размере 27990 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ на выплате страховой пенсии (перерасчеты), недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 в размере 23400 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере 4590 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления в размере 102,77 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 прочие начисления 20,16 рублей.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с нарушением установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование были начислены пени по страховым взносам.
Суд, проверив расчет страховых взносов и пени, признает их правильными и обоснованными, соответствующим закону, материалам дела и установленным обстоятельствам.
Доказательств уплаты задолженности Трундуковым Р.В. не представлено, следовательно, имеются основания для взыскания с ответчика задолженности по налогу в полном объеме.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусматривает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По смыслу вышеприведенных норм при рассмотрении дел о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом проверка соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса РФ, является обязанностью суда независимо от наличия соответствующего заявления налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае пропуска налоговым органом срока подачи заявления о взыскании налога (пени) без уважительных причин суд отказывает в его удовлетворении.
Как установлено по делу, срок исполнения требования № 1190 которым Трундукову предлагалось погасить задолженность по налогам и пени, составлял до 15.02.2018 следовательно, шестимесячный срок обращения истца в суд с административным иском о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности по данным требованиям, истек 15.08.2018.
К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Трундукова вышеуказанной задолженности по данным требованиям инспекция обратилась 12.09.2018, т.е. с пропуском процессуального срока.
При этом, доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено и в суде не добыто.
Определением мирового судьи судебного участка №31 в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 15.10.2020 отменен судебный приказ от 12.09.2018 №2А-425/2018 о взыскании с Трундукова Р.В. задолженности по страховым взносам и пени в размере 28112,93 руб.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа не свидетельствует о соблюдении срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 КАС РФ.
Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока истцом заявлено не было.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском административный истец утратил право на принудительное взыскание с Трундукова задолженности по обязательным платежам, ввиду пропуска налоговым органом срока подачи административного искового заявления о взыскании налога и пени, и при отсутствии доказательств уважительности причин пропуска указанного срока, а также принимая во внимание, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд, прихожу к выводу об отсутствии уважительных причин по которым процессуальный срок мог быть восстановлен.
Согласно п. 5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России № 7 по Красноярскому краю к Трундукову Р.В. о взыскании задолженности следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю к Трундукову Р.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Д.А. Усков