Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Истра, МО
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Климёновой Ю.В.,
при секретаре Тотоевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова С.А. к Администрации г.о. Истра, третьи лица Министерство имущественных отношений, АО «Мосводоканал», АО «Мособлгаз», ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании решения незаконным, признании права на перераспределение земельного участка,
установил:
в Истринский городской суд обратился Степанов С.А. с уточненным исковым заявлением, просит признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении услуги по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, признать за Степановым С.А. право на перераспределение земельного участка площадью 170,03 кв. м, в соответствии с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию г.о. Истра утвердить схему перераспределения земельного участка площадью 1670,03 кв. м, предоставленную в соответствии с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м с КН №, по адресу: <адрес>. Обратился к ответчику с просьбой о предоставлении государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», однако в предоставлении данной услуги отказано, так как земельный участок ограничен в обороте.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Тряпицын Н.С. исковое заявление поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Истра по доверенности Маслова И.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям письменных возражений (л.д. 32,34-36).
Представитель АО «Мосводоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения (л.д. 29).
Представитель ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 187).
Представители Министерства имущественных отношений, АО «Мособлгаз» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно ч.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно ч.3,4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно ч.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Согласно п.4 ч.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно п.2 ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.2 ч.5 ст.39.28 Земельного кодекса РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.4 ч.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Судом установлено, что Степанов С.А. является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м с КН №, по адресу: <адрес>.
Решением Администрация г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ № Степанову С.А. отказала в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», ссылаясь на то, что земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ. Формируемый земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 и иными нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства, земельный участок расположен в районе строительства дорог (л.д. 10).
Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и основанному на нем сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений (л.д. 39-82) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории (сведения подлежат уточнению с учетом требований нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения), находится в охранной зоне газораспределительной сети села Лучинское, охранная зона стационарного пункта наблюдения.
Поскольку для уточнения указанных выше фактов требуются специальные познания в области землеустройства, судом по делу назначена и проведена землеустроительная экспертиза.
Согласно Заключению землеустроительной экспертизы (л.д. 110-159) испрашиваемый земельный участок, прилегающий к земельному участку, с КН №, площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, не входит в границы 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, расположен за пределами 100 метровой полосы источника питьевого водоснабжения – Рублевской станции водоподготовки, береговой полосы р. Малая Истра, р. Маглуша на которые распространяются меры ограничительного характера.
В соответствии с выкопировкой из Генерального плана г.о. Истра (Приложение №6), а также Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года №230/8 «Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», Постановлением Правительства Московской области от 03.11.2016 года №827/38 «Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства – автомобильной дороги «Южный объезд» города Истра с путепроводом через железную дорогу в Истринском муниципальном районе Московской области», которые содержат исчерпывающий перечень земельных участков, которые затрагивает строительство автомобильной дороги «Южный объезд», рассматриваемого участка с КН № в данном перечне нет.
Объект «Газораспределительная сеть села Лучинское» КН № не имеет определенных координат границ в соответствии с данными публичной кадастровой карты Росреестра.
При натурном обследовании выявлено, что газораспределительная сеть с. Лучинское КН № (газовая труба подземного исполнения) подходит к исследуемому земельному участку с КН № с южной стороны для обеспечения газом объектов, расположенных на нем. На земельном участке расположен хозблок. Расстояние от ГРПШ до границ земельного участка с КН № составляет 265 м. (Приложение №7).
Земельный участок с КН № полностью входит в охранную зону стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Площадь наложения составляет 100%.
Расстояние от вышки метеостанции до земельного участка с КН № составляет 116 метров (Приложение №8).
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 27 августа 1999 года №972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением»:
В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды. Участок с КН 50:08:0060324:35 имеет разрешенное использование – под индивидуальное жилищное строительство. Участок под индивидуальное жилищное строительство не осуществляет какую-либо хозяйственную деятельность, которая может отражаться и искажать информацию о состоянии окружающей природной среды.
Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 17.05.1937 №834 не устанавливает границ поясов ЗСО, оно носит декларативный характер.
Согласно Постановлению Совмина РСФСР от 30.11.1971 №640 «Об утверждении зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников», испрашиваемый земельный участок, как и все с. Лучинское в перечне населенных пунктов отсутствует.
Постановление СМ РСФСР от 10 февраля 1983 года №71 «Об установлении границ водоохранных зон Москворецкого и Волжского источников водоснабжения г. Москвы» не устанавливает границ поясов ЗСО, а лишь отдает приказ об их установлении МинВодХозу и МинЗраву РСФСР.
В границы 2 пояса ЗСО по решению МосГор и МосОблисполкомов от 17 апреля 1980 г. №500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП» земельный участок испрашиваемый истцом Степановым С.А., также не входит.
Земельный участок площадью 170,03 кв. м, примыкающий к земельному участку с КН №, по адресу: <адрес>, испрашиваемый истцом Степановым С.А. в собственность, не входит в границы 2-го пояса ЗСО источников водоснабжения г. Москвы.
Испрашиваемый истцом Степановым С.А. с целью увеличения площади в порядке перераспределения земель муниципальная и государственная собственность на которую не разграничена земельный участок площадью 170,03 кв. м прилегающий к земельному участку с КН № расположенному по адресу: <адрес>, находится за пределами 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы – не входит в зону с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 источника питьевого водоснабжения.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 30.11.1971 №640 «Об утверждении зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников» во второй пояс зоны санитарной охраны также включаются: территории шириной в 1 км от линии ограждения сооружений Западной водопроводной станции, Коньковских резервуаров, складов хлора и аммиака и от границ поселка Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников, а также полоса вдоль оси водоводов первого и второго подъемов шириной 40 м в обе стороны от границы первого пояса.
Согласно подп.«д» п.1 Положения о зонах санитарной охраны Рублевского водопровода гор. Москвы и источников его питания (утв.постановлением СНК РСФСР от 23.05.1941 №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения») в первый пояс зоны санитарной охраны Рублевского водопровода включается, в том числе участок при Истринской плотине имени Куйбышева, ограниченный с западной стороны дорогой, с юга и востока – границами землепользования, а с северной стороны простирающимися по обоим берегам полосой шириной в 100 м и по водохранилищу до залива реки Катышки.
Согласно подп.«д» п.1 Положения о зонах санитарной охраны Рублевского водопровода гор. Москвы и источников его питания (утв.постановлением СНК РСФСР от 23.05.1941 №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения») во второй пояс включается территория, смежная с первым поясом, непосредственно окружающая источники питания Рублевского водопровода, реки Москву и Истру с их притоками, в том числе полоса шириной 50 метров по обе стороны от оси крайних водоводов.
Согласно п.2.3.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 №45) второй пояс зон санитарной охраны гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему. Основными водотоками в зон санитарной охраны гидроузлов являются: р. Москва, р. Озерна, р. Вазуза, р. Гжать, р. Руза (от створа Рузского гидроузла до устья), р. Истра, р. Малая Истра, р. Касня.
Как было указано выше, испрашиваемый Степановым С.А. земельный участок с КН №, по адресу: <адрес>, располагается на расстоянии от створа земельного участка до водозабора Рублевского гидроузла 626-627 часов и таким образом, находится за пределами 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и не находится в границах второго пояса санитарной защиты охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
Следовательно, суд приходит к выводу, что испрашиваемый Степановым С.А. земельный участок с КН № по варианту перераспределения площадью 170,03 кв. м в границах, установленных заключением судебной землеустроительной экспертизы, в соответствии с требованиями постановления Совмина РСФСР от 30.11.1971 №640 и постановления СНК РСФСР от 23.05.1941 №355 находится вне пределов границ второго пояса санитарной защиты охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, определяемых по реке Истра.
Доводы ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне газораспределительной сети села Лучинское, а также в охранной зоне стационарного пункта наблюдения не может служить основанием для отказа в перераспределении земельного участка, поскольку указанный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 ЗК РФ, а лишь накладывает на собственника или владельца участка определенные ограничения в использовании, в связи с чем, отклоняются судом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Степанову С.А. в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении земельного участка с КН № по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям ст.11.10 Земельного кодекса РФ и ст.39.28 Земельного кодекса РФ.
В связи с признанием незаконным решения Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» как не соответствующим ст.11.10 Земельного кодекса РФ, признавая за истцом право на перераспределение земельного участка площадью 170,3 кв. м, суд считает необходимым возложить на Администрацию г.о. Истра обязанность утвердить схему перераспределения земельного участка площадью 170,03 кв. м, предоставленную в соответствии с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Степанова С.А. – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Степановым С.А. право на перераспределение земельного участка площадью 170,03 кв. м в соответствии с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию г.о. Истра утвердить схему перераспределения земельного участка площадью 1670,03 кв. м, предоставленную в соответствии с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ