УИД 10RS0007-01-2024-000216-25
№2-200/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Лоухи 30 мая 2024 года
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Васильевой Е.Н., с участием представителя истца Красиковой Е.Л. по доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Софпорогская основная общеобразовательная школа, администрации Лоухского муниципального района об обязании выполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия) обратился в суд в исковыми требованиями, уточенными в ходе рассмотрения дела, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Софпорогская основная общеобразовательная школа (далее Софпорогская ООШ) о возложении обязанности выполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства, устранить нарушения пунктов 2.3.3, 2.4.4, 2.4.6.2, 2.4.6.3, 2.4.9, 2.4.13, 2.5.3, 2.6.3, 2.8.3, 3.4.13, 3.5.5 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», пункта 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», таблицы 6.18 СанПиН 1.2.3685-21, и возложить на администрацию Лоухского муниципального района обязанность профинансировать выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Софпорогская основная общеобразовательная школа.
Требования мотивированы тем, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в ходе профилактического визита в Софпоргскую ООШ выявлены нарушения юридическим лицом требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С целью устранения выявленных нарушений должностным лицом Роспотребнадзора по Республике Софпоргской ООШ выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 29.03.2023 №6/16П со сроком выполнения требований до 01.11.2023. Вместе с тем, ответчиком не устранены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, изложенные в иске. Считает, что обязанность по финансированию устранений выявленных нарушений в образовательном учреждении в случае отсутствия денежных средств у Софпоргской ООШ должна нести администрация Лоухского муниципального района.
Представители ответчиков - Софпорогской ООШ, Администрации Лоухского муниципального района о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, доказательств уважительности неявки не предоставили.
В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело без участия представителей ответчиков.
Представитель истца Красикова Е.Л. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в части требований к Софпоргской ООШ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 29.03.2023 Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия проведен профилактический визит в Софпорогскую ООШ.
В ходе визита выявлены нарушения требований санитарно–эпидемиологического законодательства, пунктов 2.3.3, 2.4.4, 2.4.6.2, 2.4.6.3, 2.4.9, 2.4.13, 2.5.3, 2.6.3, 2.8.3, 3.4.13, 3.5.5 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», пункта 2.5.СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», таблицы 6.18 СанПиН 1.2.3685-21, а именно:
расположение интерактивных досок не по центру фронтальной стены: в учебном кабинете №6 (История и Обществознание); в учебном кабинете №8 (Начальная школа); в учебном кабинете №9 (Начальная школа); в учебном кабинете №10 (Русский язык и литература); в учебном кабинете №11 (Точка роста и Информатика),
дефекты отделки: в учебном кабинете №9 (Начальная школа) на стене у доски –отслоение обоев; в учебном кабинете №7 (Химия и Биология) на потолке – следы подтеков; в учебном кабинете №8 (Начальная школа) на потолке – следы подтеков; в учебном кабинете №10 (Русский язык и литература) на полу у двери помещения для хранения учебного пособия – сколы краски; в коридоре (рекреация) у кабинетов № 6, 7, 8, 9, 10, 11 на потолке – следы протекания, отслоения краски; ламинированное покрытие стены (у огнетушителя) – дефекты в виде разбухания и выгибания от стены; в туалете на стене – трещина, сколы покрытия; на потолке – следы протекания; в коридоре (рекреация) к спортивному залу стены и потолок – трещины и сколы покрытия,
отсутствие остекления окон из цельного стекла: в кабинете №6 (история и обществознание) – 1 составное стекло; в кабинете №11 (точка роста и информатики) – 8 составных стекол; в дошкольной группе – 4 составных стекла; в обеденном зале – 3 составных стекла; на пищеблоке в зоне приготовления пищи – 1 составное стекло,
отсутствие солнцезащитных устройств (жалюзи, шторы) окон помещений: в учебном кабинете №6 (История и Обществознание); в учебном кабинете №7 (Химия и Биология); в дошкольной группе – групповая, спальня,
покрытие спортивных матов с дефектами,
отсутствие раковин с подачей холодной и горячей воды: в учебном кабинете №7 (Химия и Биология); в учебном кабинете №8 (начальная школа); в учебном кабинете №9 (начальная школа),
столы обеденного зала с дефектами,
присутствует пересечение готовой продукции и пищевого сырья на пищеблоке,
отсутствуют раковины (моечные ванны) для мытья рук, обработки сырья и овощей.
С целью выявленных нарушений в ходе профилактического визита Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия Софпорогской ООШ направлено предписание от 29.03.2023 №6/16-П со сроком исполнения до 01.11.2023, не исполненное ответчиком до настоящего времени.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, сторонами не оспаривались, в связи с чем, суд полагает их установленными.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности регламентированы санитарными правилами 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20).
В соответствии с СП 2.4.3648-20:
пункт 2.5.3. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими;
пункт 2.3.3. Помещения и оборудование, используемые для приготовления пищи, их размещение и размер должны обеспечивать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Не допускается использование пищевого сырья в столовых, работающих на полуфабрикатах;
пункт 2.4.4. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения;
пункт 2.4.6.3. Обеденные залы оборудуются столовой мебелью (столами, стульями, табуретами, скамьями), имеющей без дефектов и повреждений покрытие, позволяющее проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
пункт 2.4.13. Окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, - москитными сетками;
пункт 2.4.6.2. Помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции;
пункт 2.5.3. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
пункт 2.6.3. Горячая и холодная вода должна подаваться через смесители.
пункт 2.8.3. Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения;
пункт 2.4.9. Используемое спортивное оборудование должно быть выполнено из материалов, допускающих их влажную обработку моющими и дезинфекционными средствами;
пункт 3.4.13. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1 - 4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты;
пункт 3.5.5. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами;
Согласно таблице 6.18 раздела № 6 Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2, в пищеблоке устанавливается моечное оборудование;
В соответствии с пунктом 2.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.
Учитывая изложенные правовые нормы в их системном толковании, возлагающие обязанность юридического лица выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, установленных судом обстоятельств о том, что Софпорогская СОШ не соблюдает вышеуказанные санитарно-эпидемиологические требования, тем самым, нарушая права неопределенного круга лиц, создавая опасность для их жизни и здоровья, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Управлением требований, считая их законными и обоснованными.
Разрешая исковые требований к администрации Лоухского муниципального района суд приходит к следующему.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом(абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Учитывая изложенное, администрация Лоухского муниципального района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений в сфере образования.
Таким образом, понуждение администрации Лоухского муниципального района к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
По изложенным основаниям, суд отказывает Управлению Роспотребнадзора по Республике Карелия в удовлетворении исковых требований к администрации Лоухского муниципального района.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56,114, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ИНН 1001048857) к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Софпорогская основная общеобразовательная школа (ИНН 1018003100) об обязании выполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Софпорогская основная общеобразовательная школа выполнить требования санитарно–эпидемиологического законодательства, устранить нарушения пунктов 2.3.3, 2.4.4, 2.4.6.2, 2.4.6.3, 2.4.9, 2.4.13, 2.5.3, 2.6.3, 2.8.3, 3.4.13, 3.5.5 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», пункта 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», таблицы 6.18 СанПиН 1.2.3685-21, а именно обеспечить:
расположение интерактивных досок по центру фронтальной стены:
- в учебном кабинете №6 (История и Обществознание);
- в учебном кабинете №8 (Начальная школа);
- в учебном кабинете №9 (Начальная школа);
- в учебном кабинете №10 (Русский язык и литература);
- в учебном кабинете №11 (Точка роста и Информатика), в срок до 1 сентября 2024 года,
устранить дефекты отделки:
- в учебном кабинете №9 (Начальная школа) на стенке у доски - отслоение обоев;
- в учебном кабинете №7 (Химия и Биология) на потолке - следы подтеков;
- в учебном кабинете №8 (Начальная школа) на потолке - следы подтеков;
- в учебном кабинете №10 (Русский язык и литература) на полу у двери помещения для хранения учебного пособия - сколы краски;
- в коридоре (рекреация) у кабинетов №6,7,8,9,10,11 на потолке - следы протекания, отслоения краски; ламинированное покрытие стены (у огнетушителя) - дефекты в виде разбухания и выгибания от стены;
- в туалете на стене - трещина, сколы покрытия; на потолке - следы протекания;
- в коридоре (рекреация) к спортивному залу стены и потолок - трещины и сколы покрытия,
остекление окон из цельного стекла:
- в кабинете №6 (История и Обществознание) - 1 составное стекло;
- в кабинете №11 (Точка роста и Информатики) - 8 составных стекол;
- в дошкольной группе - 4 составных стекла;
- в обеденном зале - 3 составных стекла;
- на пищеблоке в зоне приготовления пищи - 1 составное стекло,
солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторы) окна помещений:
- в учебном кабинете №6 (История и Обществознание);
- в учебном кабинете №7 (Химия и Биология);
- в дошкольной групп – групповая, спальня,
покрытие спортивных матов без дефектов в количестве 21 штук,
установку раковин с подачей холодной и горячей воды:
- в учебном кабинете №7 (Химия и Биология);
- в учебном кабинете №8 (начальная школа);
- в учебном кабинете №9 (начальная школа),
покрытие столов обеденного зала без дефектов,
исключение пересечения готовой продукции и пищевого сырья на пищеблоке,
наличие раковин (моечных ванн) для мытья рук, обработки сырья и овощей, в срок до 1 сентября 2025 года.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к администрации Лоухского муниципального района о возложении обязанности профинансировать выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко
Решение в окончательной форме
изготовлено 30 мая 2024 года.