Дело № 12-243/2021
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2021 года город Севастополь
Судья Нахимовского районного суда города Севастополя (299004, г. Севастополь, ул. Адм. Макарова, 9) Григорьева У.С., рассмотрев жалобу Чабанюк Максима Ивановича на постановление №214/11/2021-Ф от 19 мая 2021 года старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С.Н.,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С.Н. ФИО6 от 19 мая 2021 года Чабанюк ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Чабанюк М.И. подал жалобу в суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы заявитель указывает, что выводы должностного лица о том, что выгребная яма является общим имуществом собственников квартир, является надуманной и противоречащим нормам жилищного и гражданского кодекса. Также ссылается на нарушение норм материального и процессуального права как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и при его рассмотрении должностным лицом.
В судебное заседание Чабанюк М.И. не прибыл, уведомлен надлежаще, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Диско Л.Н., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, а вынесенное постановление оставить без изменений, так, как вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ полностью доказана собранными материалами дела.
Выслушав, участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ наступает административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет: наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из представленных материалов дела установлено, что в адрес Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя поступило обращение вх. ФИО6/п от 19.03.2021 по вопросу подтопления земельных участков ФИО6 сточными водами в связи с чем, специалистом Севприроднадзора 30 марта 2021 года было осуществлено обследование земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Силантьева, 105 и 107. В ходе обследования выявлено, что из-под выгребной ямы, расположенной на границе с данными участками по адресу: ФИО6 текут отходы коммунальные жидкие неканализационных объектов водопотребления. Отходы сбрасываются на рельеф земельных участков ФИО6, в результате чего происходит затопление дворов отходами коммунальными жидкими неканализационных объектов водопотребления. Сброс отходов коммунальных жидких неканализационных объектов водопотребления на территории земельных участков ФИО6 в городе Севастополе осуществляются из выгребной ямы дома ФИО6, расположенного по адресу: ФИО6. Площадь загрязненного участка почвы на территории земельного ФИО6 составляет 3,63 кв.м., а на земельном участке ФИО6 в городе Севастополе составляет 5,53 кв.м.
30 марта 2021 года государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Щербак А.А. вынесен протокол об изъятии проб и образцов почвы на наличие загрязняющих веществ.
Химико-аналитической лабораторией ГБУ города Севастополя «Экологический центр» отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ, в месте фиксации сброса отходов коммунальных жидких неканализационных объектов водопотребления.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ Севастополя «ФИО6» № 18-П-21 от 13 апреля 2021 года в почве на территории земельного участка ФИО6 выявлено превышение содержания АПАВ, аммония, нитрат-ионов.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ Севастополя «ФИО6» № 19-П-21 от 13 апреля 2021 года в почве на территории земельного участка ФИО6 выявлено превышение содержания АПАВ, фосфат-ионов, хлорид-ионов, сульфат-ионов, нитрат-ионов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12 мая 2021 года в отношении Чабанюк М.И. протокола об административном правонарушении №00284/11/2021 по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), поскольку, по мнению должностного лица, он допустил нарушение требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно требованиям ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается, в числе прочего, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Так, как по адресу: г. Севастополь, ул. Скалистая, д. 39-А, расположен многоквартирный жилой дом, жильцы которого пользуются выгребной ямой, то собственник квартиры № 3 Чабанюк М.И. был обосновано привлечен к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Состав данного правонарушения является материальным, то есть для привлечения к административной ответственности административный орган должен доказать наступление таких вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствий.
На территории земельных участков № 105, 107 по ул. Силантьева в г. Севастополе зафиксировано подтопление из выгребной ямы, используемой жильцами дома, расположенного по адресу: ФИО6 отходами коммунальными жидкими неканализационных объектов водопользования (ФИО6).
Само по себе попадание отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления в почву создает угрозу загрязнения ее химическими веществами. Кроме того, химико-аналитической лабораторией ГБУ города Севастополя «ФИО6» подтверждено наличие загрязняющих веществ в почве.
Попадание отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (ФИО6, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 ФИО6) на территорию земельных участков произошло из выгребной ямы - места сброса канализационных стоков жилого дома ФИО6, при этом Чабанюк М.И. факт использования им выгребной ямы не оспаривал.
Вопросы терминологии, затронутые в жалобе на оспоренное постановление правового значения не имеют, так как для состава вмененного административного правонарушения не имеет значения, попали в почву загрязняющие вещества из выгребной ямы, или из иного инженерного сооружения.
Более того, вопреки доводам жалобы, должностные лица Севприроднадзора к выводам о том, что выгребная яма является общим имуществом владельцев многоквартирного дома, не приходили. Напротив, в оспоренном постановлении указывается лишь на установление факта использования выгребной ямы жильцами многоквартирного дома.
Также несостоятельными являются доводы жалобы о том, что поскольку она не является собственником земельного участка, на котором расположена выгребная яма, то надлежащим субъектом вмененного правонарушения являться не может, ввиду нижеследующего.
Так, обязанность по соблюдению нормативов качества окружающей среды лежит не только на собственниках земельных участков, но и на юридических и физических лицах, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Факт использования Чабанюк М.И. сооружения – выгребной ямой установлен материалами дела и заявителем в жалобе не оспаривается.
Таким образом, фактические обстоятельства дела и виновность Чабанюк М.И. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Постановление о привлечении Чабанюк М.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспоренного постановления не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление №214/11/2021-Ф от 19 мая 2021 года, вынесенное старшим государственным инспектором города Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С.Н, которым Чабанюк ФИО6 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей – оставить без изменения, жалобу Чабанюк М.И. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья У.С. Григорьева