копия
Дело №2-2-240/2023
УИД: 66RS0029-02-2023-000303-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мотивированное решение
изготовлено 06.12.2023 года
пгт.Пышма 01 декабря 2023 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Зоновой С.Н.,
при секретаре Киселевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Пышминского района в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Администрации Пышминского городского округа о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Пышминского района обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Администрации Пышминского городского округа о взыскании в пользу законного представителя несовершеннолетнего Курбатовой Н.А. в компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. 00 коп..
В иске указано, что Прокуратурой Пышминского района проведена проверка по обращению Курбатовой Н.А., по факту укуса собакой несовершеннолетнего <данные изъяты>. Согласно представленной информации ГАУЗ СО «Пышминская ЦРБ», ДД.ММ.ГГГГ года в указанной больнице получил медицинскую помощь <данные изъяты>. Безнадзорное животное <данные изъяты> года укусило несовершеннолетнего <данные изъяты> Указанные обстоятельства подтверждаются копией медицинской карты <данные изъяты> Таким образом, установлено, что несовершеннолетнему <данные изъяты> причинены физические и нравственные страдания, он испытал физическую боль от укуса собаки, от обработки ран. В настоящее время случившееся повлияло на его еще неокрепшую психику: он начал бояться собак, испытывает постоянный стресс при их виде, переживает о повторении случившегося, у несовершеннолетнего проявляются тревожность и беспокойный сон. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации(ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации). Статьей 38 Конституции Российской Федерации и в корреспондирующей ей ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. В п.1 ст.150 ГК РФ определено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред(ст.151 ГК РФ). В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. На основании ст.137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено другое. В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Вина ответчика в причинении ребенку морального вреда установлена, поскольку, в соответствии со ст.1 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.12.2018 года N498-ФЗ(далее Федеральный закон от 27.12.2018 года N498-ФЗ) указанный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. Статьей 3 Федерального закона от 27.12.2018 года N498-ФЗ определено, что деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 года N498-ФЗ, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней общих для человека и животных, проводятся, в том числе мероприятия по отлову безнадзорных животных. В силу ч.3 ст.7 Федерального закона от 27.12.2018 года N498-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N4979-1 "О ветеринарии", статьям 3 и 4 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую природную среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N4979-1 "О ветеринарии", к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, в том числе относится и защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. На основании ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 года №54, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом Свердловской области от 03.12.2014 года №110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак», органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак в пределах их компетенции обязаны проводить в порядке, установленном правительством Свердловской области, мероприятия по отлову безнадзорных собак(п.п.2 ч.2 ст.3). На основании изложенного, именно ненадлежащее исполнение своих обязанностей администрации Пышминского городского округа по отлову безнадзорных животных, явилось непосредственной причиной причинения вреда здоровью несовершеннолетнего <данные изъяты>., вследствие нападения бездомной собаки. Несовершеннолетний <данные изъяты> самостоятельно защитить свои права не может. Его законный представитель Курбатова Н.А. юридически неграмотна, малообеспеченная. В соответствии со ст.45 ГК РФ, о.прокурора Пышминского района в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> просит о взыскании с Администрации Пышминского городского округа в пользу законного представителя несовершеннолетнего Курбатовой Н.А. компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. 00 коп..
Прокурором были уточнены исковые требования и он просит о взыскании с Администрации Пышминского городского округа в пользу несовершеннолетнего <данные изъяты> в лице законного представителя несовершеннолетнего Курбатовой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Истец Прокурор Пышминского района Амелина О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, поддержав доводы, изложенные в иске, пояснив, что в ходе проведенной проверки было установлено, что несовершеннолетнего <данные изъяты> покусала собака в том районе, где он живет. Курбатовой Н.А. предпринимались поиска собаки, которые не были успешны, так как опознавательных знаков на собаке не было, у соседей она не находится, поэтому является безнадзорной, поэтому несовершеннолетнему ребенку пришлось проставить курс уколов от бешенства. Согласно действующего законодательства, ответственность в части безнадзорных животных возлагается на ответчика.
Истец помощник прокурора Пышминского района Ручьева Е.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска с учетом его уточнения.
Законный представитель несовершеннолетнего истца Курбатова Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ года ее сын <данные изъяты> был в истерике, сообщил, что по дороге в <адрес> его за кисть правой руки укусила маленькая собака. Она обратилась с сыном в ГАУЗ СО «Пышминская ЦРБ», где им сказали найти эту собаку, чтобы узнать болеет ли та бешенством, в ином случае ее сыну придется пройти курс уколов против бешенства. Они с супругом стали разыскивать эту собаку, ездили по улицам, спрашивали у соседей, но не нашли, поэтому сыну проставили курс уколов от бешенства в количестве 8 штук. Ее сын после укуса кричал по ночам, его водили по бабушкам лечить от испуга, сейчас он боится собак. Считает, что укусом собаки жизнь ее сына была поставлена под угрозу заболеть бешенством.
Законный представитель несовершеннолетнего истца Курбатов В.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ года его сын <данные изъяты>. пришел в слезах и сообщил, что по дороге в <адрес>, его за кисть правой руки укусила маленькая собака. Они обратились с сыном в ГАУЗ СО «Пышминская ЦРБ», где им сказали найти эту собаку, чтобы узнать болеет ли та бешенством, в ином случае ее сыну придется пройти курс уколов против бешенства. Они с супругой стали разыскивать эту собаку, ездили по улицам, спрашивали у соседей, но не нашли, поэтому сыну проставили курс уколов от бешенства в количестве 8 штук. Его сын после укуса плакал по ночам, ему снилось, что покусала собака, сейчас он боится собак. Считает, что укусом собаки жизнь ее сына была поставлена под угрозу заболеть бешенством.
Представитель ответчика Администрации Пышминского городского округа Скакунов Н.М. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что полномочия по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление контроля за проведением этих мероприятий по постановлению Администрации Пышминского городского округа №121 от 26.02.2021 года были переданы МКУ ПГО "Хозяйственно-эксплуатационная служба", который заключил муниципальный контракт по отлову таких собак. Считает, что передача полномочий муниципальному учреждению исключает ответственность ответчика. В случае поступления информации о безнадзорном животном в МКУ ПГО "Хозяйственно-эксплуатационная служба", он передает ее исполнителю муниципального контракта, который обязан выехать и осуществить отлов. В мае 2023 года никаких сообщений о безнадзорных животных не поступало.
Представитель третьего лица МКУ ПГО "Хозяйственно-эксплуатационная служба" Исаков П.И. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что полномочия по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление контроля за проведением этих мероприятий по постановлению Администрации Пышминского городского округа №121 от 26.02.2021 года были переданы им. Они, в свою очередь, заключили муниципальный контракт по отлову безнадзорных животных с ИП Неустроевым Д.Е.. С 01.05. по 10.05.2023 года сообщений о безнадзорных животных к ним не поступало. При поступлении им сообщения о безнадзорном животном они сообщают о нем в ИП Неустроев Д.Е., оформляют заявку и после этого по звонку выезжает ИП Неустроев Д.Е., который непосредственно осуществляет отлов, после чего составляет и передает им об этом документы. На территории Пышминского городского округа заведующие территориальных управлений также один раз в неделю обьезжают свои территории и при обнаружении безнадзорного животного подают им заявку на его отлов. Также еженедельно они отчитываются в Администрации Пышминского городского округа о проведенной работе по отлову безнадзорных животных.
Третье лицо представитель Пышминского территориального управления Администрации Пышминского городского округа, извещенный судебной повесткой с уведомлением о вручении, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Третье лицо ИП Неустроев Д.Е., извещенный заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения прокурора, законных представителей несовершеннолетнего истца, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из актовой записи №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о рождении <данные изъяты> уроженца <адрес>, следует, что его матерью является Курбатова Н.А., отцом Курбатов В.А.(л.д.40).
Из справки ГАУЗ СО «Пышминская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ за медицинской помощью к специалистам ГАУЗ СО «Пышминская ЦРБ» обратился один человек с травмой, полученной в результате нападения безнадзорного животного, а именно, <данные изъяты> дата обращения ДД.ММ.ГГГГ года, при обращении родители пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ года укусила неизвестная собака(л.д.14), что также подтверждается данными из медицинской карты <данные изъяты>л.д.108-111).
Согласно сведений МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба» от 10.10.2023 года, в период с 01.05.2023 года по 08.05.2023 года обращений жителей Пышминского района об обнаружении на территории вблизи дома <адрес> безнадзорных собак не поступало(л.д.54,55).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N4979-1 "О ветеринарии", статьям 3 и 4 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую природную среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N4979-1 "О ветеринарии", к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, в том числе относится и защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
На основании ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N498-ФЗ от 27.12.2018 года "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее Федеральный закон N498-ФЗ от 27.12.2018 года) предусмотрено, что указанный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом(п.2 ст.3 Федерального закона N498-ФЗ от 27.12.2018 года).
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N498-ФЗ от 27.12.2018 года, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1789 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года N4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.
Согласно п.2 ст.230 Гражданского кодекса Российской Федерации, на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных. Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п.1 ст.231 Гражданского кодекса РФ, переходят в муниципальную собственность.
В соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 года №110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак», органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак в пределах их компетенции обязаны организовывать проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев в соответствии с установленными Правительством Свердловской области порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев(п.п.2 ч.2 ст.3).
Согласно п.1 Постановления Администрации Пышминского городского округа №121 от 26.02.2021 года «О порядке осуществления в Пышминском городского округа государственного полномочия Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Администрация Пышминского городского округа при осуществлении переданного государственного полномочия Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляет следующие функции, в том числе, является главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств на осуществление переданного полномочия, размещает на официальном сайте Пышминского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию, представленную МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба», об организациях, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, с указанием адресов размещения приютов отловленных животных(л.д.56-58).
Согласно п.п.6 п.2 Постановления Администрации Пышминского городского округа №121 от 26.02.2021 года «О порядке осуществления в Пышминском городского округа государственного полномочия Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба» организует проведение следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществляет контроль за проведением этих мероприятий: отлов животных без владельцев, их транспортировка, учет, пристройство, содержание(в том числе лечение, вакцинация, стерилизация, маркирование), возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; проектирование, аренда, оборудование и содержание зданий, строений, сооружений для размещения приютов для животных в целях осуществления деятельности по содержанию животных без владельцев(л.д.56-58).
Согласно п.14.6 Устава МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба», с изменениями, внесенными на основании Постановления Администрации Пышминского городского округа №630 от 25.11.2016 года «Об утверждении дополнений в Устав МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба», целями учреждения являются в том числе, организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (л.д.74-96).
Согласно п.16.16 Устава МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба», с изменениями, внесенными на основании Постановления Администрации Пышминского городского округа №630 от 25.11.2016 года «Об утверждении дополнений в Устав МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба», видами деятельности учреждения является в том числе, организация проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществляет контроль за проведением этих мероприятий(л.д.74-96), в соответствии в Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пышминского городского округа, утвержденных Постановлением Администрации Пышминского городского округа №719 от 18.11.2021 года(л.д.144-152).
В соответствии с п.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пышминского городского округа, утвержденных Постановлением Администрации Пышминского городского округа №719 от 18.11.2021 года Администрация Пышминского городского округа или уполномоченное е. муниципальное учреждение или предприятие является уполномоченным органом, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществляет контроль за проведением этих мероприятий отлову животных без владельцев(л.д.144-152).
Согласно муниципального контракта №№, заключенного между МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба» и ИП Неустроевым Д.Е., последний обязался оказать услуги по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пышминского городского округа(л.д.59-73).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года безнадзорное животное укусило <данные изъяты> с полученными травмами тот обратился в ГАУЗ СО «Пышминская ЦРБ», что подтверждается сведениями из медицинской карты больного(л.д.108-111), картой учета антирабических прививок(л.д.111 обор. стор.) и показаниями свидетелей <данные изъяты> пояснявших об осуществлении родителями несовершеннолетнего, сообщившего об укусе его собакой, поиска данной собаки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в силу действующего законодательства, принимая во внимание положения п.2 ст.230 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих возложение на органы местного самоуправления принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных, которые переходят в муниципальную собственность, ответчик является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета, следовательно, в соответствии с положениями статей 125, 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, является лицом, ответственным за возмещение причиненного ущерба безнадзорной собакой. В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию Пышминского городского округа ответственности по возмещению несовершеннолетнему <данные изъяты>. компенсации морального вреда, причиненного укусом безнадзорной собаки.
То обстоятельство, что Администрация Пышминского городского округа реализует вышеуказанные полномочия посредством МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба» не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей не только в рамках полномочий по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, но и осуществлению муниципального контроля, и вопреки доводам представителя ответчика, не может служить основанием для освобождения данного ответчика от возложенной на него обязанности. Администрация Пышминского городского округа, будучи вправе делегировать соответствующие полномочия созданному им учреждению МКУ ПГО «Хозяйственно-эксплуатационная служба», не вправе делегировать свою обязанность и ответственность за ее неисполнение, поэтому указанное не освобождает ответчика от исполнения указанных полномочий и от несения ответственности за причинение вреда третьим лицам.
В соответствии с ч.1 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Согласно ч.2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года N33 « О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную честь и доброе имя, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года N33 « О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной , распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Согласно ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с разъяснениями п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Охраняемые законом неимущественные блага приведены в статьях 20-23 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, к ним относятся жизнь и здоровье человека.
При этом согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года N33 « О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства, характер причиненных несовершеннолетнему истцу нравственных и физических страданий, связанных с получением телесного повреждения в виде укуса, вследствие этого его психологического состояния в виде испуга и тревожности, получения им длительного курса антирабической вакцины(против бешенства), обстоятельства причинения вреда, степень вины ответчика, возраст истца, материальное положение ответчика, а также, учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 50000 руб.00 коп. Суд полагает такой размер возмещения отвечающим требованиям разумности и справедливости, и цели, для достижения которой он установлен законом.
В соответствии с ч.1 ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. В силу статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации, родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
На основании изложенного, иск полежит удовлетворению в части и с ответчика в пользу несовершеннолетнего истца <данные изъяты> в лице его законного представителя Курбатовой Н.А. подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 50000 руб. 00 коп..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о.прокурора Пышминского района ИНН № в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> свидетельство о рождении № к Администрации Пышминского городского округа ИНН № о взыскании компенсации морального вреда- удовлетворить в части.
Взыскать с Администрации Пышминского городского округа ИНН № в пользу несовершеннолетнего <данные изъяты> свидетельство о рождении № в лице его законного представителя Курбатовой Н.А. паспорт РФ № компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб. 00 коп..
В удовлетворении остальной части иска и.о.прокурора Пышминского района ИНН № в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> свидетельство о рождении № - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.
Председательствующий С.Н. Зонова