УИД № |
Дело № |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 года <адрес>
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лобоцкой И.Е.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие и передачи его для уничтожения,
при участии представителя истца – ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту - Управление Росгвардии по <адрес>, Управление) обратилось в Абаканский городской суд Республики Хакасия с исковым заявлением к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие и передаче его для уничтожения, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по <адрес>, старшим лейтенантом полиции ФИО4 у ФИО1, проживающей по адресу: <адрес> было изъято охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>, принадлежащее на праве собственности гражданину ФИО6, умершему ДД.ММ.ГГГГ. Право на приобретение указанного оружия возникло у ФИО6 на оснвоании лицензии серии ЛГа №, а на хранение и ношение оружия возникло на основании разрешения на хранение и ношение оружия серии РОХа №. Изъятое оружие находится на складе Федерального казённого учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>» до решения вопроса о наследовании с ДД.ММ.ГГГГ. Срок временного хранения, установленный ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оружии» истёк. Наследники ФИО6 своих прав на указанное оружие не заявлял, в отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по <адрес> не обращались, в связи с чем, истец просит суд прекратить право собственности ФИО1 на охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>, поручить Управлению Росгвардии по <адрес> передать указанное оружие на уничтожение.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> – ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. О причинах неявки суд в известность не поставила. Возражений относительно удовлетворения исковых требований не выразила.
Принимая во внимание, что явка в суд является правом, а не обязанностью сторон, в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, учитывая неявку в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 129 ГК РФ предусмотрено, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия, предусмотрены ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ «Об оружии».
Статьей 22 ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Исходя из положений ч. 2 ст. 20 и ч. 5 ст. 27 ФЗ «Об оружии», дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, ФИО6 являлся собственником оружия:
-охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>, 1988 года выпуска.
Указанное оружие принадлежало ФИО6 на основании разрешения на хранение и ношение серии РОХа № от ДД.ММ.ГГГГ и серии РОХа № от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного разрешения следует, что оно является действительным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Далее, в ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (ст. 1111 ГК РФ).
В силу ст.1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принят. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.Частью 4 ст. 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ответу нотариуса Абаканского нотариального округа Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № – ФИО7 после смерти ФИО6 открыто наследственное дело №. По данному наследственному делу подано заявление о принятии наследства от имени жены наследодателя ФИО1 От имени дочери наследодателя ФИО8 и сына наследодателя ФИО9 поданы заявления об отказе от наследства. Иных наследников не имеется. Наследственное имущество состоит из:
- ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>
- ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся, по адресу: <адрес>
-гаража, находящегося по адресу: <адрес>
-земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>
-гаража, находящегося по адресу: <адрес>
-земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>
-денежных средств в ПАО Сбербанк.
-денежных средств в КБ "Хакасский муниципальный банк.
После смерти наследодателя ФИО6 выданы свидетельства о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на долю в общем имуществе супругов на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на всё указанное имущество.
Кроме того, нотариус также указала, что в материалах наследственного дела отсутствуют сведения о наличии в собственности у ФИО6 какого-либо оружия, документов о имеющихся единицах огнестрельного оружия наследниками не предоставлено, в отношении огнестрельного оружия на имя наследницы свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности пережившей супруге не выдавалось.
Далее, из протокола изъятия оружия и патронов от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что инспектором ОЛРР (по <адрес>) старшим лейтенантом полиции ФИО10 произведено изъятие у ФИО1 одной единицы оружия. В качестве основания изъятия указано – требование ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об оружии» - смерть владельца.
В списке оружия, в отношении которого произведено изъятие, указано - <данные изъяты>, 1988 года выпуска (л.д. 17).
Как усматривается из корешка квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ, указанное оружие принято ОДДУ УМВД России по <адрес> на ответственное хранение (л.д. 13).
В соответствии со ст. 1180 ГК РФ, наследование оружия производится на общих основаниях и специального разрешения для вступления в права наследования оружием не требуется. Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи, осуществляется с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения, его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
В соответствии с этой статьей наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производится при наличии у наследника лицензии на приобретение гражданского оружия.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 были направлены письма в которых предложено в течении десяти дней со дня получения уведомления обратиться в отделение лицензионно-разрешительной работы по <адрес> для решения вопроса об оформлении разрешения на право хранения и ношения, либо с заявлением о его реализации через специализированные торгующие организации, либо уничтожении (л.д.8-9).
Указанные письма были получены ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из представленных в материалы дела копий уведомлений о вручении.
Между тем, до настоящего времени наследники – ФИО1 разрешение на хранение и ношение оружия в Управление Росгвардии по Республики Хакасия не предоставила, а также не дала разрешения на его реализацию через специализированные торгующие организации, либо на его уничтожение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что после смерти ФИО6 его наследник ФИО1 в течение года и до настоящего времени необходимых действий, направленных на получение разрешения на хранение и ношение оружия не произвела, соответственно, с учетом положений ФЗ «Об оружии», регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия, она не может являться собственником указанного оружия.
Поскольку ФИО1 не принимаются меры по соблюдению установленных правил оборота оружия, чем нарушаются требования Федерального закона «Об оружии», и доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, при отсутствии возражений ответчика относительно удовлетворения исковых требований, суд считает возможным удовлетворить требования истца о прекращении права собственности ответчика на охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>
Истцом также заявлено требование о передачи Управлению Росгвардии по <адрес> на уничтожение гражданского охотничьего огнестрельного оружия модели <данные изъяты>
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Пунктом 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию.
Пунктом 83 Правил «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно ответу ГАУ культуры <адрес> «Исторический парк «Моя страна-моя история» от ДД.ММ.ГГГГ, охотничье огнестрельное оружие модели «<данные изъяты> не имеет оснований для отнесения его к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (л.д. 16).
Таким образом, учитывая, что о своих правах в отношении спорного оружия никем не заявлено, а также факт того, что оно не имеет оснований для отнесения его к культурным ценностям, в свою очередь хранение и бремя содержания оружия в казенном учреждении требуют определенных материальных затрат, в частности, регулярного технического ухода, трудовых затрат, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств, в целях предупреждения утраты контроля за оружием, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о передачи Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> на уничтожение охотничьего огнестрельного оружия модели <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> - удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, код подразделения №) на охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>.
Передать Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> на уничтожение охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.Е. Лобоцкая
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Е. Лобоцкая