Дело №12-24/2018
РЕШЕНРР•
г. Приморско-Ахтарск 07 июня 2018 года
РЎСѓРґСЊСЏ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕ-Ахтарского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края Ковешников Р’.Р.,
при секретаре
с участием: Жорник Е.П.,
заявителя – главы администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Розаева А.Л.,
представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея – Арбузовой М.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района на постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №№,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Администрация Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Розаев А.Л. обратился в суд с жалобой на постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по делу об административном правонарушении №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №, согласно которому администрация Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
Постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, нарушает права и законные интересы администрации и подлежит признанию незаконным.
По результатам выездной проверки администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея был составлен Акт проверки юридического лица №/№ от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту установлен факт нарушения, в части несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, с/о Ольгинский, <адрес>, восточнее <адрес> общей площадью № га, правообладателем которого является администрация Ольгинского сельского поселения Приморско- Ахтарского.
Р’ С…РѕРґРµ проверки было установлено местоположение нарушенного земельного участка, захламленного отходами производства Рё потребления, площадь которого составила в„– Га (согласно РїРёСЃСЊРјР° Р’СЂРёРѕ директора ФУБУ «Краснодарская МВД» Р¤РРћ4, что свидетельствует Рѕ том, что РЅР° земельном участке РЅРµ проводятся обязательные мероприятия, направленные РЅР° сохранение почв Рё РёС… плодородия, РЅРµ обеспечивается проведение обязательных мероприятий направленных РЅР° защиту земель сельскохозяйственного назначения РѕС‚ негативного воздействия, РІ результате которого РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ деградация земель.
21 июня 2017 года в 13-10 часов по адресу: <адрес>, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей площадью №, совместно с экспертами ФГБУ «Краснодарская МВД», были отобраны 2 образца почвы для исследования на химико-токсилогические загрязнения и остаточное содержание пестицидов.
Согласно п. 1 пп. 1 и 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия: защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, своими действиями администрация произвела порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Данный факт является нарушением п. 1, пп. 1и 2 п. 2 ст. 13 и ст. 42 Земельного кодекса РФ от № ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998г. №- ФЗ. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Ознакомившись с постановлением № по делу об административном правонарушении, заявитель считает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, поскольку администрация не является собственником или владельцем земельного участка с кадастровым номером №.
Вывоз отходов на земельный участок осуществляется физическими лицами несанкционированно. Вышеуказанная свалка является несанкционированной, что исключает вину администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района в правонарушении предусмотренном постановлении.
Вышеуказанный земельный участок не является объектом размещения отходов, так как не представляет собой объект, указанный в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и не является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов (полигоном) - какие- либо сооружения и объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с Уставом поселения администрация не осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Объект - земельный участок с кадастровым номером № в Реестре муниципальной собственности Ольгинского сельского поселения не значится.
Только собственник или иное лицо владеющее имуществом на законных основаниях лицо обязано содержать данное имущество, включая выполнение требований законодательства в области обращения с отходами в отношении данного имущества. Возложение ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами на лицо, не владеющее имуществом - земельным участком с кадастровым номером № является нарушением ст.210 ГК РФ. Поэтому администрация Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в суд с настоящей жалобой.
В судебном заседании глава администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Розаев А.Л., действующий на основании распоряжения, доводы, изложенные в жалобе поддержал и просит суд признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного органа – Управления Федеральной службы РїРѕ ветеринарному Рё фитосанитарному надзору РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея - РђСЂР±СѓР·РѕРІР° Рњ.Рњ., действующая РЅР° основании доверенности, РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ возражении, поддержала, СЃСѓРґСѓ пояснила, что 15.06.2017 Рі. РІ 14:00 РїСЂРё проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении Администрации Ольгинского сельского поселения <адрес> установлен факт нарушения Администрацией Ольгинского СЃ/Рї Рё должностными лицами местного самоуправления администрации земельного законодательства, РІ части несанкционированного размещения отходов производства Рё потребления РЅР° земельном участке сельскохозяйственного назначения СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ/Рѕ <адрес>, <адрес>, восточнее <адрес> РђРћ «Кавказ», общей площадью в„– Га, правообладателем которого является Администрация Ольгинского сельского поселения РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕ-Ахтарского района. Р’ С…РѕРґРµ проверки было установлено местоположение нарушенного земельного участка захламленного отходами производства Рё потребления, площадь которого составила в„– Га (согласно РїРёСЃСЊРјР° Р’СЂРёРѕ директора ФГБУ «Краснодарская МВД» Р¤РРћ4 СЃ прилагаемыми схемами расположения, конфигурации участка СЃ каталогом координат) что свидетельствует Рѕ том, что РЅР° земельном участке РЅРµ проводятся обязательные мероприятия, направленные РЅР° сохранение почв Рё РёС… плодородия, РЅРµ обеспечивается проведение обязательных мероприятий направленных РЅР° защиту земель сельскохозяйственного назначения РѕС‚ негативного воздействия, РІ результате которого РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ деградация земель.
А также ДД.ММ.ГГГГ в 13-10 часов по адресу <адрес>, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении Администрации Ольгинского сельского поселения <адрес>, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью № га, совместно с экспертами ФГБУ «Краснодарская МВД», были отобраны 2 образца почвы для исследования на химико-токсикологические загрязнения и остаточное содержание пестицидов. Образцы отправлены в ФГБУ «Краснодарская МВД»
06.07.2017 г в <адрес> поступил протокол испытаний №з- №. При исследовании почвенных образцов принадлежащих Администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района получены следующие результаты.
Почвенные образцы исследованы на показатели содержания в почве нитратов, остаточных количеств пестицидов и солей тяжёлых металлов. Согласно результатам исследований по экспертизе №з№., проведённых в ФГБУ «Краснодарская МВД» выявлено, что на земельном участке площадью № га., проба №-Т1 (0-5), сейф пакет №, содержание нитратов превышает допустимые уровни (№ мг/кг при нормативе не более № мг/кг), что в № раза превышает норму, указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», содержание подвижной формы марганца превышает допустимые уровни № при нормативе не более № мг/кг), что в № раза превышает норму, указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» что свидетельствует о загрязнении участка в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В исследованном образце №-Т1 (5-20) сейф пакет 20850634, содержание нитратов превышает допустимые уровни (№ мг/кг при нормативе не более 130,0 мг/кг), что в 4,64 раза превышает норму, указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», содержание подвижной формы марганца превышает допустимые уровни (192 мг/кг при нормативе не более № мг/кг), что № раза превышает норму, указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» что свидетельствует о загрязнении участка в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Данный факт является нарушением пункта 1, подпункта 1 и 2 пункта 2 статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ; статьи 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998г. №101-ФЗ.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Указанный факт свидетельствует о загрязнении участка в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Таким образом, выявленный факт является нарушением ч. 1 статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель.
Предметом правонарушения - земля - природный ресурс, неотъемлемый объект биосферы.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы, должностным лицом Управления 14.07.2017г. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении заявителя № и №. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, согласно которому Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подтверждающиеся выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ выданной филиалом <адрес> в которой земельный участок с кадастровым номером № сельскохозяйственного назначения имеет вид разрешенного использования - под площадку для сбора бытовых отходов, что противоречит действующему земельному законодательству. Администрацией не выносилось, какие-либо действия, направленные на устранение данной ошибки, не предпринимались, так как эти сведения были внесены временно.
Вместе с тем, в жалобе администрации указано, что в деле об административном правонарушении отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, по сколько Администрация не является собственником или владельцем земельного участка с кадастровым номером №.
Управление считает указанный довод необоснованным.
На основании п.4 ст. 1 Решения Совета муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края от 26 апреля 2017 г. № 230 "О принятии Устава муниципального образования Приморско-Ахтарский район" Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район с административным центром город Приморско-Ахтарск имеет в своем составе муниципальные образования: Приморско-Ахтарское городское поселение (<адрес>) с административным центром <адрес>; <адрес> (<адрес>) с административным центром <адрес>; <адрес> (<адрес>) с административным центром <адрес>; <адрес> (<адрес>, хутор им <адрес>) с административным центром <адрес>; <адрес> (<адрес>) с административным центром <адрес>; <адрес> (<адрес>) с административным центром <адрес>.
Согласно п. 4 ст. 8 Решения Совета муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края от 26 апреля 2017 г. N 230 «О принятии Устава муниципального образования Приморско-Ахтарский район» к вопросам местного значения муниципального образования Приморско-Ахтарский район относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» (введена Федеральным законом от 23 июня 2014 № 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, так как собственность на земельный участок с кадастровым номером 23:25:0605000:4025 не разграничена, участок относится к территории Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, то распоряжение данным земельным участком должно осуществляться администрацией данного муниципального образования.
Вместе с тем пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
На момент проводимой Управлением, проверки было установлено, что земельный участок относится к землям сельхозназначения, собственность на него не разграничена, он не находится в чьем либо пользовании, и на его территории расположена несанкционированная свалка, при этом земельный контроль заявителем не осуществлялся.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ в редакциях, действовавших до 01 января 2016, к вопросам местного значения городского поселения относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пункт 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относил организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В редакции, действующей с 01 января 2016, приведенный пункт 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов также закреплены в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Так как собственность на земельный участок не разграничена, собственник земельного участка отсутствует, свалка расположена в границах Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, а доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам, заявителем не представлено, то в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов именно на заявителе лежит обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
Управление полагает, что вина администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, полностью доказана и оснований для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении от №. № не имеется.
На основании изложенного, правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении от №. № Управление не усматривает.
Поэтому представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея просит в удовлетворении жалобы Администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района на постановление по делу об административном правонарушении от №. № - отказать, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № - оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО Приморско-Ахтарский район в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО Приморско-Ахтарский район.
Суд, выслушав стороны, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба на постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №-З/2017-457 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует РёР· материалов дела, 15 РёСЋРЅСЏ 2017 Рі. РІ 14 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РїСЂРё проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении Администрации Ольгинского сельского поселения РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕ-Ахтарского района установлен факт нарушения Администрацией Ольгинского сельского поселения Рё должностными лицами местного самоуправления администрации земельного законодательства, РІ части несанкционированного размещения отходов производства Рё потребления РЅР° земельном участке сельскохозяйственного назначения, СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, восточнее <адрес> общей площадью в„– РіР°, правообладателем которого является Администрация Ольгинского сельского поселения <адрес>. Р’ С…РѕРґРµ проверки было установлено местоположение земельного участка захламленного отходами производства Рё потребления, площадь которого составила в„– РіР°. Согласно РїРёСЃСЊРјР° временно исполняющего обязанности директора ФГБУ «Краснодарская МВД» Р¤РРћ4 Рё прилагаемым схемам расположения, конфигурации участка СЃ каталогом координат, РЅР° земельном участке РЅРµ проводятся обязательные мероприятия, направленные РЅР° сохранение почв Рё РёС… плодородия, РЅРµ обеспечивается проведение обязательных мероприятий направленных РЅР° защиту земель сельскохозяйственного назначения РѕС‚ негативного воздействия, РІ результате которого РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ деградация земель.
ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 10 минут по адресу: <адрес>, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении Администрации Ольгинского сельского поселения Приморско- Ахтарского района, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью № совместно с экспертами ФГБУ «Краснодарская МВД», были отобраны 2 образца почвы для исследования на химико-токсикологические загрязнения и остаточное содержание пестицидов. Образцы отправлены в ФГБУ «Краснодарская МВД».
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> поступил протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ При исследовании почвенных образцов принадлежащих Администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района получены результаты.
Почвенные образцы исследованы на показатели содержания в почве нитратов, остаточных количеств пестицидов и солей тяжёлых металлов. Согласно результатам исследований по экспертизе №з-128з от ДД.ММ.ГГГГ, проведённых в ФГБУ «Краснодарская МВД» выявлено, что на земельном участке площадью № га, проба №-Т1 (0-5), сейф пакет №, содержание нитратов превышает допустимые уровни (680,8 мг/кг при нормативе не более 130,0 мг/кг), что в № раза превышает норму г" указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», содержание подвижной формы марганца превышает допустимые уровни (189 мг/кг при нормативе не более 140,0 мг/кг), что в 1,35 раза превышает норму, указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», что свидетельствует о загрязнении участка в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В исследованном образце №-Т1 (5-20) сейф пакет №, содержание нитратов превышает допустимые уровни (603,8 мг/кг при нормативе не более 130,0 мг/кг), что в 4,64 раза превышает норму, указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», содержание подвижной формы марганца превышает допустимые уровни (192 мг/кг при нормативе не более 140,0 мг/кг), что в 1,37 раза превышает норму, указанную в ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», что свидетельствует о загрязнении участка в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ч. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить Г платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, д фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Выводы о том, что администрация Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района не является участником земельных правоотношений, в связи с чем, на неё не могут быть возложены обязанности установленные статьями 13, 42 ЗК РФ и статьёй 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия сельскохозяйственного назначения», соответственно заявителем не нарушались нормы земельного законодательства, а также она не наделена полномочиями по организации сбора и вывоза отходов с территории поселения, является несостоятельными.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22), земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, восточнее <адрес>», относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования под площадку для сбора твердых бытовых отходов.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 23 июня 2014 г.№ 171-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, так как собственность на земельный участок с кадастровым номером № не разграничена, распоряжение спорным земельным участком должно осуществляться администрацией Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 1 Решения Совета муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края от 26 апреля 2017 г. № 230 «О принятии Устава муниципального образования Приморско-Ахтарский район» муниципальное образование Приморско-Ахтарский район с административным центром <адрес> имеет в своем составе, в том числе, <адрес> сельское поселение (<адрес>) с административным центром <адрес>.
Согласно Решению Совета муниципального образования Приморско- Ахтарского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № в генеральный план Ольгинского сельского поселения внесены соответствующие изменения функциональных зон или границ перечисленных в указанном документе территорий, в том числе и спорного земельного участка с кадастровым номером №, что свидетельствует о принадлежности спорного земельного участка администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района.
Пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Согласно ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальным предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ ; «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 21 Федерального закона ] от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений," промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления Л ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию) обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Закрепление указанной выше обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично- властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых й промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-200Г.
Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. №-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Таким образом, поскольку собственность на земельный участок не разграничена, собственник земельного участка отсутствует, свалка расположена в границах Ольгинского сельского поселения Приморско- Ахтарского района Краснодарского края, то обязанность по устранению последствий допущенного правонарушения лежит на администрации сельского поселения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении отнесены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 26.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ доказательствами РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении являются любые фактические данные, РЅР° основании которых СЃСѓРґСЊСЏ, орган, должностное лицо, РІ производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого Рє административной ответственности, Р° также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Жалобу администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района на постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о назначении административного наказания, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Приморско-Ахтарского
районного СЃСѓРґР° Р’.Р. Ковешников