Решение по делу № 33-17885/2024 от 16.10.2024

61RS0003-01-2023-006827-65

Судья Волкова Е.В.                                                      дело № 33-17885/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                31 октября 2024г.                                                                  г. Ростов-на-Дону

             Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,

    судей Котельниковой Л.П., Быченко С.И.,

при секретаре Сухомлиновой П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1022/2024 по иску Калмыкова Сергея Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении выплаты пенсии, перерасчете пенсии, ИПК и трудового стажа, по апелляционной жалобе Калмыкова Сергея Александровича на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 мая 2024г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Калмыков С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее также – ОСФР по Ростовской области) о назначении выплаты пенсии, перерасчете пенсии, ИПК и трудового стажа.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 13.07.2023 он обратился в ОСФР по Ростовской областидля уточнения и корректировки ИПК, на что получил отказ от 20.06.2023, мотивированный тем, что расчет будет произведен при назначении пенсии по документам, а не по сведениям ИЛС, подсчетом ИПК СФР-клиентская служба на правах отдела в г.Гуково не занимается.

Истец запрашивал сведения ИЛС через портал Госуслуг и непосредственно в СФР им замечены ошибки, а именно с каждым годом уменьшение ИПК. В корректировке ИПК истцу отказано.

Калмыков С.А. 06.03.2023 написал заявление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах.

Также 03.04.2023г. Калмыков С.А. повторно обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от 07.04.2023 Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах, но уже в основании отказа указано, что истец не предоставил сведения о регистрации и проживании в период с 11 мая 2014г.по 31 декабря 2022г.

Истец ссылался на то, что ему в установленном законом порядке    в пенсионном органе не разъяснили, какой именно формат документов (то есть, справку, выписку, домовую книгу свидетелей о проживании) необходимо предоставить в ОСФР, хотя сведения о регистрации по месту жительства истец предъявлял.

Также 11.05.2023 истцу отказали в приеме документов в Клиентской службе по г.Гуково, указав на необходимость подачи документов для назначения пенсии в том государстве, в котором проживал, чем истцу причинены моральные и нравственные страдания.

В последующем 18.07.2023 истец написал в СФР Первомайского района г.Ростова на Дону заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от 18.07.2023 Калмыкову С.А. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Калмыков С.А. 01.08.2023 обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с 01.03.2023.

Решением ОСФР по Ростовской области с 18.07.2023 Калмыкову С.А. произведен перерасчет страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Истец не согласился с данным решением ответчика, и уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д.70-71), просил суд: обязать ОСФР по Ростовской области назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.03.2023, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с 06.03.2023, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., обязать ответчика предоставить копию пенсионного дела согласно в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить отчет в письменной форме о пенсионных коэффициентах, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить в счет стажа пенсии за каждый месяц, год, все время по периодам, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, пересчитать весь трудовой стаж в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.05.2024г. исковые требования удовлетворены частично.

Суд обязал ОСФР по Ростовской области назначить Калмыкову С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с 01.03.2023 и обязать произвести перерасчет пенсии с 01.03.2023 по 17.03.2023, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказал.

Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.06.2024г. во втором абзаце резолютивной части решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.05.2023 по гражданскому делу                                                               № 2-1022/2024 по иску Калмыкова С.А. к ОСФР по Ростовской области о назначении выплаты пенсии, перерасчете пенсии, ИПК и трудового стажа, исправлена допущенная описка, данный абзац изложен в следующей редакции:

«Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН назначить Калмыкову Сергею Александровичу (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с ФЗ от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с 01.03.2023 и обязать произвести перерасчет и выплату пенсии с 01 марта 2023 по 17 июля 2023, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.». В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В апелляционной жалобе Калмыков С.А. просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 01.03.2023г. по 17.03.2023г., принять новое решение об обязании произвести выплату пенсии за период с 01.03.2023г. либо со дня, установленного судом, по 17.07.2023г. Кроме того, истец просит вынести определения и признать в части неисполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных в ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Апеллянт указывает, что в ходе рассмотрения дела неоднократно заявлял требования о возложении на ОСФР по Ростовской области обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 01.03.2023г. по 17.07.2023г., однако, суд первой инстанции требования истца не учел, период, за который необходимо произвести перерасчет размера пенсии, вопреки позиции истца, определил как с 01.03.2023г. по 17.03.2023г.

По мнению заявителя жалобы, судом не устранены нарушения прав истца со стороны ответчика, в связи с отказом в предоставлении пенсионным органом доступа к информации и консультациям. Указанные обстоятельства поставили истца в унизительное положение, заставили его претерпевать ощущения беспомощности. Отмечает, что ответчиком в материалы дела представлена нечитаемая копия пенсионного дела

Помимо указанного, заявитель ссылается на необоснованное затягивание судом срока рассмотрения настоящего дела. Полагает необоснованными действия суда по оставлению искового заявления без движения, учитывая, что все необходимые действий со стороны                             Калмыкова С.А.

    Дело рассмотрено в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела почтовые уведомления о вручении судебной корреспонденции (л.д.206, 207).

Поскольку решение суда обжалуется истцом только в вышеуказанной части, а в остальной части сторонами не обжалуется, то в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГК РФ судебной коллегией в не обжалуемой части не проверяется и не ревизуется.

    Рассмотрев материалы дела, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.03.2023 истец обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от 31.03.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах.

В последующем 03.04.2023г. Калмыков С.А. повторно обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от 07.04.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Калмыкову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих работах, сведения о регистрации и проживании на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период с 11.05.2014г. по 31.12.2022г. не представлены.

Судом на основании паспорта гражданина Луганской Народной Республики, выданного на имя Калмыкова С.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, также установлено, что Калмыков С.А. с 15.01.1996 был зарегистрирован по месту жительства на территории Луганской Народной Республики по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.08.2020 Калмыков С.А. зарегистрирован по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Калмыков С.А. 18.07.2023г. вновь обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем по результатам рассмотрения заявления с 18.07.2023 ему назначена досрочная страховая пенсия по старости по указанному основанию.

На основании заявления Калмыкова С.А. от 18.07.2023г. был осуществлен перерасчет страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023г. № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», с 18.07.2023г., то есть, с даты назначения ему досрочной страховой пенсии по старости.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 39 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 4, 5, 6, 8 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области», установив, что предоставленными материалами подтверждается, что истец выехал в Российскую федерацию из Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014г. по 29.09.2022г., суд пришел к выводу, что его страховая пенсия подлежит перерасчету по нормам Федерального закона № 17-ФЗ с 01.03.2023г. по 17.07.2023г. (с учетом определения того же суда от 13.06.2024г. об исправлении описки).

Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», данными в пунктах 1, 2, 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», исходил из того, что данное требование основано также на нарушении личных неимущественных прав истца на получение мер социальной поддержки, пенсионных прав истца, поэтому имеются основания для взыскания компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив действия ответчика связанные с отказом в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, и дальнейшее его поведение в рамках рассмотрения заявления истца о назначении данной меры социальной поддержки, отсутствие надлежащих мер, предпринятых ответчиком для снижения (исключения) вреда, в соотношении с тяжестью причиненных                   Калмыкову С.А. нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности (пенсионный возраст, неполучение средств к существованию), учитывая, что средства ОСФР имеют целевое назначение, приоритетным расходным обязательством средств ответчика является выплата пенсий другим пенсионерам, инвалидам и т.д., а также требования разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, пришел к выводу о возможности взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

Также суд отметил, что такой размер компенсации морального вреда соразмерен последствиям нарушения прав истца, способным компенсировать потерпевшему перенесенные им нравственные страдания и сгладить их остроту.

Рассматривая требования истца в части возложения на ответчика обязанности предоставить копию пенсионного дела согласно в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить отчет в письменной форме о пенсионных коэффициентах, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, предоставить расчет стажа пенсии за каждый месяц, год, все время по периодам, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, пересчитать весь трудовой стаж, в бумажном и электронном виде заверенную УКЭП, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении по тем основаниям, что как усматривается из материалов дела и не отрицается сторонами, данные требования ответчиком добровольно удовлетворены, копия пенсионного (выплатного) дела выдана истцу на руки, расчеты представлены представителем ответчика в письменных возражениях на иск.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку выводы основаны на надлежащей оценке собранных по делу доказательств, спор разрешен в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, с учетом доводов и возражений сторон, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

      Федеральным конституционным законом от 04 октября 2022 года                               N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Донецкая Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

     Во исполнение указанного Федерального конституционного закона был принят Федеральный закон от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", которым урегулированы особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ).

     Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ он вступает в силу с 1 марта 2023 года.

     В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ с 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о перерасчете размера пенсии).

        Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ размеры пенсий, установленных гражданам, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу этого Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями данного Федерального закона на основании заявлений пенсионеров о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ перерасчет размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии. При этом в случае обращения за перерасчетом размера пенсии в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 марта 2023 года.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ в случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты перерасчета размера пенсии, влекущие увеличение размера пенсии в связи с применением положений данного Федерального закона, перерасчет размера пенсии осуществляется в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ, периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29.09.2022, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11.05.2014 по 31.12.2022, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 01.01.2026 не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 01.01.2026, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле (ч. 2 ст. 5 данного федерального закона).

Как следует из положений ч. 2 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ, с 01.03.2023 на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений приведенного федерального закона применительно к установленным обстоятельствам дела следует, что он регулирует пенсионное обеспечение граждан, в том числе, постоянно проживавших на территории Украины по 29.09.2022г., а также на территориях Луганской Народной Республики с 11.05.2014 по 31.12.2022,

Так, 18.07.2023г. Калмыков С.А. обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с зачетом дополнительных периодов его работы.

В тот же день уведомлением ОСФР по Ростовской области принято его заявление о перерасчете размера пенсии.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, судебная коллегия исходит из того обстоятельства, что с заявлением о перерасчете пенсии по спорному периоду (с 01.03.2023г. по 17.07.2023г.) Калмыков С.А. обратился в пенсионный орган 18.07.2023г., то есть, как указано в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ в период с 01.03.2023 по 29.02.2024, в распоряжении пенсионного органа имелись документы, подтверждающие соответствующий периоды стажа, что ответчиком не оспаривалось, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.03.2023г., что соответствует положениям ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.02.2023г. №17-ФЗ.

В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантировано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Для удовлетворения требований, в том числе в суде апелляционной инстанции, необходимо установить, что права или законные интересы истца нарушены.

В соответствии с ч. 2 ст. 200 ГПК РФ суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.

Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, имеющаяся в резолютивной части решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.05.2024г. описка в части указания периода, за который необходимо произвести перерасчет и выплату пенсии с 01.03.2023г. по 17.03.2023г., не является достаточным основанием полагать права истца нарушенными, а требования его иска в данной части оставленными без удовлетворения, учитывая, что указанная описка в порядке ст. 200 ГПК РФ исправлена судом путем вынесения определения от 13.06.2024г. с указанием на период, за который необходимо произвести перерасчет и выплату пенсии с 01.03.2023г. по 17.07.2023г.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).

Предусматривая ответственность в виде компенсации морального вреда за нарушение неимущественного права гражданина или принадлежащего ему нематериального блага, статья 151 ГК РФ не устанавливает какой-либо исчерпывающий перечень таких нематериальных благ и способы, какими они могут быть нарушены. Закрепляя в части первой статьи 151 ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, законодатель не установил каких-либо ограничений в отношении действий, которые могут рассматриваться как основание для такой компенсации.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что компенсация морального вреда как самостоятельный способ защиты гражданских прав, будучи одновременно и мерой гражданско-правовой ответственности, правовая природа которой является единой независимо от того, в какой сфере - публично- или частноправовой - причиняется такой вред, не исключает возможности возложения судом на правонарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), ущемляющими в том числе имущественные права гражданина, в тех случаях и в тех пределах, в каких использование такого способа защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (постановления от 26.10.2021 N 45-П, от 08.06.2015 N 14-П, от 27.10.2015 N 2506-О и др.).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная гарантия по возрасту, как и другие меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

С учетом изложенного, право пенсионеров на получение страховой пенсии по старости в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту его жительства для соответствующей социально демографической группы населения, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об определенном размере компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца в размере 10 000 руб., сделан при правильном применении норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.

Указание в просительной части апелляционной жалобы на необходимость вынесения определений и признании в части неисполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных в ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для отмены постановленного решения служить не может, поскольку указанное требование, не было заявлено истцом в суде первой инстанции.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с п. 4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Согласно разъяснениям п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции, за исключением требований, которые суд первой инстанции в силу закона должен был разрешить вне зависимости от того, были они заявлены или нет, например, о взыскании алиментов на ребенка по делам о лишении и об ограничении родительских прав (пункт 3 статьи 70 и пункт 5 статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации), о взыскании штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Таким образом, в силу положений п. 4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

В целом приведенные в жалобе доводы истца в своей совокупности правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

       Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

       решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от                                        06 мая 2024г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Калмыкова Сергея Александровича - без удовлетворения.

         Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 ноября 2024 года.

33-17885/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Калмыков Сергей Александрович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Котельникова Людмила Петровна
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
31.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2024Передано в экспедицию
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее