Дело №а-2025/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2018 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Арефьева Ю.С.,
при секретаре Дудиной Н.В.,
с участием прокурора Красноперовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к Урсегову <данные изъяты> о понуждении к прохождению медосмотра,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Урсегову А.В. о понуждении к прохождению медосмотра. Заявленные требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой Сарапульского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья, в ходе которой выявлены нарушения со стороны лиц, освобожденных из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в части прохождения ими профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Ответчик, освободившись 31 октября 2017 года из мест лишения свободы, от прохождения профилактических медицинских осмотров 2 раза в год в целях выявления туберкулеза уклоняется, чем создает угрозу не только своему здоровью, но и здоровью окружающих его лиц, круг которых установить невозможно. Просит обязать Урсегова А.В. пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулеза.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик Урсегов А.В. в судебное заседание не явился, почтовая корреспонденция, направленная ему по месту регистрации, возвращена в суд отделением почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения, что признается судом надлежащим уведомлением.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», устанавливают принудительное (то есть независимо от согласия больных туберкулезом или их законных представителей) диспансерное наблюдение за больными туберкулезом в целях реализации нормы вышеуказанной статьи Конституции РФ.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия, за исключением положений ст. 10 данного Закона.
В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ, больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.
Данная статья устанавливает основания проведения дополнительных противоэпидемических мероприятий, то есть в случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта РФ.
В случае неоднократного нарушения (то есть два и более нарушения) больными активными формами туберкулеза, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза, санитарно-эпидемиологического режима, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза больные госпитализируются в специальные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения.
Согласно п.4.12 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 года № 60 по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Часть 9 ст. 20 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит исключение, при котором медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ст. 46 указанного Закона, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ № 892 от 25 декабря 2001 года «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год, в том числе лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Согласно списку лиц, освободившихся из <данные изъяты> России по УР, Урсегов А.В. является лицом, освобожденным из мест лишения свободы 31 октября 2017 года.
Проведенной прокуратурой проверкой и справками медицинских организаций установлено, что в нарушении требований закона Урсегов А.В. от прохождения профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения распространения туберкулеза в установленные законом сроки уклоняется.
Судом установлено, что установленный законом двухлетний срок, в течение которого ответчик подлежит профилактическому медицинскому осмотру в целях выявления туберкулеза, не истек.
На основании вышеизложенного, административные исковые требования прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к Урсегову А.В. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к Урсегову <данные изъяты> о понуждении к прохождению медосмотра удовлетворить.
Обязать Урсегова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулеза.
Взыскать с Урсегова <данные изъяты> в доход Муниципального образования «Город Сарапул» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Решение принято судом в окончательной форме 09 октября 2018 года.
Судья Ю.С.Арефьева