Дело № 12-350/2019
УИД 21RS0023-01-2019-003430-44
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Трихалкин С.В., с участием представителя юридического лица Автономного учреждения Чувашской Республики "<данные изъяты>" Министерства здравоохранения Чувашской Республики Кошкина Ю.М., рассмотрев жалобу ДОЛЖНОСТЬ Автономного учреждения Чувашской Республики "<данные изъяты>" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, Мулендеева С.В. на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением ДОЛЖНОСТЬ Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевской Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ Автономное учреждение Чувашской Республики "<данные изъяты>" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее АУ ЧР "<данные изъяты>" МЗ ЧР) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, ДОЛЖНОСТЬ АУ ЧР "<данные изъяты>" МЗ ЧР Мулендеев С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, указывая, что субъектом правонарушения является комиссия по расследованию несчастного случая, а не работодатель. Считает допущенное правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель АУ ЧР "<данные изъяты>" МЗ ЧР Кошкин Ю.М., доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил удовлетворить.
В судебное заседание ДОЛЖНОСТЬ Государственной инспекции труда в Чувашской Республике надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения, в том числе утопление, если указанное событие произошли в течение рабочего времени на территории работодателя, в том числе во время установленных перерывов.
Согласно ст. 229 ТК РФ и п. 8 Приложения 2 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек независимо от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Вовсех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.
Согласно ст. 229.2 ТК РФ, материалы расследования несчастного случая включают план, эскизы, схемы, протоколосмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы.
На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
В соответствии со ст.230 ТК РФ результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.
Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии для расследования несчастного случая с ДОЛЖНОСТЬ ФИО1 на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о расследовании несчастного случая в нарушение ст. 229 ТК РФ, п. 8 Приложения 2 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельныхотраслях и организациях» создало комиссию из четного числа количества членов, а именно из 4 членов.
Также проверкой установлено, что в материалах расследования легкого несчастного случая, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ с ДОЛЖНОСТЬ ФИО1, в нарушение ст.229.2 ТК РФ отсутствуютплан, эскизы, схемы, фотографии места происшествия.
В акте произвольной формы от 12.01.2019 г. об обстоятельствах несчастного случая в нарушение ст. 229.2. 230 ТК РФ, п. 27 Приложения 2 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. №, не расписаны обстоятельства несчастного случая, описание событий и действий пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, и другие сведения, установленные в ходе расследования, которые позволили бы установить квалификацию несчастного случая. Кроме того, комиссией не учтен факт нахождения пострадавшей на рабочем месте, в рабочее время.
Исходя из вышеизложенного установлены нарушения требований: ст. 227. 229.2. 230. ТК РФ: п. 27 Приложения 2 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. № 73.Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства в отношении АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии составлен протокол о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Кроме того, выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о труде подтверждаются материалами проверки, которым должностное лицо дало надлежащую оценку.
Предписание № об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ исполнено, что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, факты нарушений трудового законодательства АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии признаны.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии имело возможность для соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но данным юридическим липом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем допущено нарушение требований трудового законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что в действиях АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследованные доказательства в их совокупности подтверждают его виновность в совершении данного административного правонарушения.
Процессуальный порядок привлечения АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии к административной ответственности не нарушен. При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.
АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии не была лишена возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне его контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Таких доказательств в материалах дела не имеется.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Таким образом, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, охраняемые общественные отношения, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления при производстве по данному делу не допущено.
Должностное лицо при вынесении постановления о привлечении АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии к административной ответственности дало правильную оценку всем обстоятельствам дела и приняло обоснованное решение по делу о привлечении его к ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обжалуемое заявителем постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется. Жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление ДОЛЖНОСТЬ Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевской Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 50.000 руб., оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Трихалкин С.В.