дело № 2а-159/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года <адрес>
Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Барашова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Маливановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
<адрес> Республики Калмыкия, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя следующим. <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, направленного на пресечение деятельности информационных ресурсов, посредством которых предлагаются услуги, касающиеся приобретения водительских удостоверений. Проверкой выявлен сайт https://pravarfa.com/, на котором размещена информация, пропагандирующая продажу водительских удостоверений. Доступ на данный сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. На данной странице размещена информация с предложениями для неопределённого круга лиц купить права, указаны цены, отзывы и условия сотрудничества, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность. Просит признать информацию, распространяемую на Интернет - сайте по сетевому адресу: https://pravarfa.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор Гаряев Б.В. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Врио руководителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и Республики Калмыкия Скипин В.Ю. в судебное заседание не явился и просил рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя.
В письменных объяснениях указал, что Управление Роскомнадзора в целях ограничения доступа к запрещенной информации ведет единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» посредством включения запрещенной информации в Единый реестр, что обеспечивает взаимодействие с владельцами сайта в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации, а также выгрузка такой информации Роскомнадзором операторам связи в целях ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны. Ограничение доступа к запрещенной информации со стороны оператора связи представляет собой оконченную процедуру ограничения доступа к информационному ресурсу, осуществляемую в случае установления Роскомнадзором бездействия владельца сайта по удалению запрещенной информации или провайдера хостинга по не ограничению доступа к сайту нарушителя. В соответствии с Требованиями к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, утвержденными приказом Роскомнадзора от <дата> <номер>, оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к нему по указателю страницы сайта в сети «Интернет», где такая информация размещена, или по доменному имени сайта в сети «Интернет», или по сетевому адресу. Указывает, что требования об ограничении доступа к запрещенной информации должны идентифицировать запрещенную информацию также по указателю страницы сайта в сети «Интернет».
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав участника судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.
Пунктами 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от <дата> N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Размещение указанной информации в сети Интернет способствует доступу к ней неопределенного, широкого круга лиц, то есть является публичным.
Согласно п. 5 ст. 15 названного выше Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в рамках проведения прокурорской проверки исполнения законодательства, направленного на пресечение деятельности информационных ресурсов, посредством которых предлагаются услуги, касающиеся незаконного приобретения личных документов, выявлено, что на сайте в сети Интернет по сетевому адресу: https://pravarfa.com/ размещена информация о продаже водительских удостоверений.
Данная страница доступна неопределенному кругу лиц, так как вход на данный сайт свободный, на нем в свободном доступе размещена информация (цены), отзывы и список предоставляемых услуг. Ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. На сайте размещены контакты, по которым можно получить дополнительную информацию об услуге.
На момент прокурорской проверки и рассмотрения административного дела в суде указанный Интернет ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не внесен.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями административного истца, актом о результатах проведения проверки от <дата>, скриншотами страницы Интернет сайта: https://pravarfa.com/ от <дата> и от <дата>.
В силу абзаца 1 статьи 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» от <дата> <номер> не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьей 327 УК РФ признается незаконной и преследуется в уголовном порядке подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 26 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется: транспортными средствами категории "M" и подкатегории "A1" - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста; транспортными средствами категорий "A", "B", "C" и подкатегорий "B1", "C1" - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; транспортными средствами категорий "D", "Tm", "Tb" и подкатегории "D1" - лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста; составами транспортных средств категорий "BE", "CE", "DE" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "B", "C", "D" в течение не менее двенадцати месяцев; составами транспортных средств подкатегорий "C1E", "D1E" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "C", "D" либо подкатегорий "C1", "D1" в течение не менее двенадцати месяцев. Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "B" и "C" при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен законодательный запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по подделке водительских удостоверений, как официальных документов, предоставляющих их владельцам право управления транспортными средствами, а равно деятельности по продаже (сбыту) указанных документов с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Так, ст. 324 УК РФ за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, совершенные лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, предусмотрена уголовная ответственность.
За подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков совершенные лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, предусмотрена в соответствии со ст. 327 УК РФ уголовная ответственность.
Согласно ст.ст. 10.4, 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет», обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности: не допускать использование сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет», в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Таким образом, законом запрещается распространение материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии со ст. ст. 9, 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Владелец или администратор сайта https://pravarfa.com/, не установлен, что подтверждается скриншотом с интернет-сайта Информации об IP адресе.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что на момент проведения прокурорской проверки <дата> в 14 часов 20 минут в сети "Интернет" на сайте https://pravarfa.com/, при открытии указанной страницы сайта появляются информация и текстовые изображения с предложением покупки дистанционным способом водительских прав, которая носит противоправный характер, побуждающий общество к незаконному приобретению водительских прав на право управления транспортными средствами различных категорий без прохождения соответствующего обучения, медицинской комиссии и сдачи экзаменов в органах соответствующего обучения, медицинской комиссии и сдачи экзаменов в органах МВД РФ, что способствует совершению гражданами преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. Действующим законодательством Российской Федерации прямо установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступлений.
В силу ст. 9 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда от <дата> N 58-Впр11-2, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, заинтересованное лицо фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц и, имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к интернет - сайту.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети " Интернет " и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети " Интернет ", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено " (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Федерального закона от <дата> N 149-ФЗ).
Основанием для включения в реестр согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учетом приведенных норм закона доступ к информации, размещенной по вышеуказанному электронному адресу, должен быть ограничен, а потому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать распространяемую посредством информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, размещенную на странице интернет - сайта по сетевому адресу https://pravarfa.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> для включения сайта по сетевому адресу https://pravarfa.com/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что сторонами была использована возможность апелляционного обжалования решения суда первой инстанции.
Председательствующий: