Решение по делу № 2-605/2022 от 08.04.2022

УИД 38RS0017-01-2022-000738-10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                             29 сентября 2022 года

           Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

с участием представителя истца Каченаускене В.В. – Кузьминой Е.Б.,

представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» - Качанова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-605/2022 по исковому заявлению Каченаускене В.В. к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

           Каченаускене В.В. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

         В обоснование заявленных требований истец Каченаускене В.В. указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный жилой дом был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года на территории г.Нижнеудинска Иркутской области, так как находился в зоне затопления. Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, по её заявлению неоднократно проводила обследование ее жилого дома, однако заключение комиссии и постановление администрации о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 11.09.2020 признаны незаконными, после чего межведомственная комиссия во исполнение решения суда 03.12.2020 вновь провела обследование жилого дома с целью определения его технического состояния после паводка, произошедшего в июне 2019г. Согласно акта обследования номер обезличен от дата обезличена и заключения номер обезличен от 03.12.2020 межведомственной комиссией с учетом строительно-технической экспертизы номер обезличен от дата обезличена принято решение о признании жилого дома <адрес обезличен> непригодным для проживания. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена рассматриваемый жилой дом признан непригодным для проживания. Указанные заключение и постановление ею были обжалованы в суд в связи с тем, что она была не согласна с выводами комиссии в той части, что аварийное состояние её жилого дома связано с физическим износом жилого помещения. Судебная коллегия Иркутского областного суда в апелляционном определении от 16.12.2021 года установила, что в оспариваемых заключении и постановлении не содержится указания на признание спорного жилого дома непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, что является законным, так как в подпункте 2 пункта 16 Постановления Правительства Иркутской области №556-пп от 17.07.2019г. не указано, что заключение межведомственной комиссии в обязательном порядке должно содержать причины утраты жилого помещения. При этом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что как следует из заключения строительно-технической экспертизы номер обезличен, составленного ООО «Ленсудэксперт», спорный жилой дом в результате паводкового наводнения в июне 2019г. находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит. Таким образом, судебным решением, имеющим преюдициальное значение, установлен факт утраты ею жилого помещения в связи с чрезвычайной ситуацией в июне 2019г. С целью реализации своего права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией в рамках постановления Правительства Иркутской области № 556-пп от 17.07.2019 она в феврале 2022 года обратилась в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, предоставив все необходимые документы. Ответом ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 21.03.2022 № 01-02-2834 ей сообщено, что учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты. Отказ мотивирован тем, что межведомственной комиссией принято заключение о признании жилого дома непригодным для проживания, при этом межведомственная комиссия не связывает с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения в 2019г. Данный вывод ответчика считает необоснованным и незаконным в связи с тем, что заключение межведомственной комиссии номер обезличен от 2020г. о признании жилого помещения непригодным для проживания основано на представленной ею строительно-технической экспертизе, выводы которой указаны комиссией в заключении, а именно: жилой дом находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит в результате воздействия наводнения в июне 2019г. Какой-либо другой экспертизы, а также инструментального обследования комиссией не проводилось. Таким образом, заключение межведомственной комиссии согласуется с представленным ею заключением о том, что спорный жилой дом является непригодным для проживания, при этом межведомственная комиссия не опровергла выводы экспертизы о том, что жилой дом получил повреждения в результате паводка. Кроме того, согласно подпункта 2 пункта 16 Постановления Правительства Иркутской области №556 от 17.07.2019г. не предусмотрено, что заключение межведомственной комиссии в обязательном порядке должно содержать причины утраты жилого помещения. Кроме того, пунктом 16 Постановления определено, что учреждение, полномочное по предоставлению социальных выплат, не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления в целях получения, в том числе, сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, сведений о признании жилого помещения утраченным. Такие сведения в отношении жилого помещения у ответчика на момент вынесения решения об отказе в предоставлении ей социальной выплаты имелись. Таким образом, обратившись в учреждение с соответствующим заявлением, она в соответствии с требованиями подп. 1, 2, 3 п. 6, п. 12, подп. 1, 2, 7 п. 15 и подп. 2 п. 16 Положения предоставила ответчику достаточно доказательств утраты спорного дома в период паводка.

Просит суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 21.03.2022 номер обезличен об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». Признать за Каченаускене В.В., дата обезличена рождения, уроженкой <данные изъяты>, право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче Каченаускене В.В. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп. Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство, удостоверяющее право Каченаускене В.В. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп.

           Согласно определению Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 05.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Истец Каченаускене В.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя Кузьминой Е.Б.

Представитель истца Кузьмина Е.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила признать недопустимым доказательством по делу заключение экспертов Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» № 017-41-10092, указав, что оно не утверждено руководителем экспертной организации, отсутствуют основания проведения исследований указанными экспертами, фотоснимки экспертами не подписаны. Экспертами указаны термины и определения, применяемые при производстве экспертизы, исключающие применение термина – жизнедеятельность объекта. Вывод экспертов, что ухудшение технического состояния объекта произошло в результате ненадлежащего ухода за кровлей, является необоснованным и противоречащим результатам исследования. Экспертами не определен физический износ строения на момент обследования либо паводка 2019г. В экспертизе отсутствует описание конструктивных элементов здания, не составлена дефектная ведомость повреждений, экспертами не определялся и не исследовался вид фундамента, не исследовались стены, перегородки, перекрытия, крыша, окна, двери. Заключение судебной экспертизы противоречит выводам межведомственной комиссии, имеющей исключительные полномочия по определению технического состояния жилого дома, а также другим материалам дела. Эксперты не изучили заключение строительно-технической экспертизы ООО «Ленсудэксперт», которая была проведена в 2020 году. На поставленные судом вопросы эксперты не изложили мотивированных ответов. Просила удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. исковые требования не признал. Суду пояснил, что объект пострадал от физического износа, на основании чего было принято решение об отказе в выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направил. В ранее представленных возражении и дополнительном возражении на исковое заявление указал, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме в связи с тем, что жилое помещение истца признано непригодным для проживания не вследствие паводка 2019 года на территории Иркутской области. Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате его жизнедеятельности и ненадлежащего ухода за кровлей. Что касается выявленных дефектов и повреждений, вызванных паводком, то они составляют незначительную долю в общем техническом состоянии исследуемого объекта. Истец не соответствует условию, определяющему право гражданина на предоставление социальной выплаты, установленному пунктом 1 Положения, поскольку спорное жилое помещение не было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. Просил в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо Администрация Нижнеудинского муниципального образования в ранее направленном заявлении просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что заключение межведомственной комиссии, в соответствии с которым спорный жилой дом признан непригодным для проживания, содержит исчерпывающую информацию о фактическом состоянии объекта недвижимости. Истцом не представлено доказательств, что дом признан непригодным для проживания в связи с чрезвычайной ситуацией, из акта обследования от 03.12.2022г. следует, что установлено ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Отсутствие отмостки со всех сторон фасада здания затрудняет отвод поверхностных вод от стен здания, вследствие чего атмосферные осадки замачивают грунты основания фундаментов. Отсутствие отмостки может вызвать просадку грунтов основания и неравномерные деформации фундаментов, также не доказана незаконность оспариваемого решения уполномоченного органа.

         Третье лицо Министерство строительства Иркутской области в ранее направленном отзыве на исковое заявление просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что вопрос признания непригодным для проживания жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Каченаускене В.В., расположенного на территории Нижнеудинского муниципального образования, отнесен к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления Нижнеудинского муниципального образования. По официальной информации Учреждения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения Каченаускене В.В. либо её представитель не обращались.

          Третьи лица Межведомственная комиссия Администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили.

           Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, а также в отсутствие представителей третьих лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.

           Выслушав представителя истца Кузьмину Е.Б., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанова С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

Согласно подп. 1 п. 6 вышеуказанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.

В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Указанное соответствует позиции, изложенной в разделе 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.

Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Каченаускене В.В. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2016.

Согласно паспорту домовладения по адресу: <адрес обезличен>, составленному Нижнеудинским БТИ по состоянию на 13.05.1993, общая площадь <данные изъяты> кв.м., год постройки 1955, материал стен – бревно, фундамент – деревянный, процент износа 51.

           Согласно решению Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 мая 2021 года исковое заявление Каченаускене В.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, возложении обязанности провести обследование жилого дома и принять решение, взыскании судебных расходов удовлетворено частично. Суд решил: признать незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, №159 от 03.12.2020 и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от 07.12.2020 «О признании помещения непригодным для проживания» в отношении жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>. Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с целью оценки указанного жилого помещения требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и принять по нему решение. Взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования в пользу Каченаускене В.В. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 руб. В удовлетворении требования Каченаускене В.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 10 000 руб. и государственной пошлины в сумме 300 руб. отказать.

Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 декабря 2021 года решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 мая 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления отказано в полном объеме.

Согласно акту обследования помещения номер обезличен от 03.12.2020 межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, указав, что согласно представленному собственником заключению строительно-технической экспертизы номер обезличен от 30.07.2020г., выполненному ООО «Ленсудэксперт», данный жилой дом находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит в результате воздействия наводнения в июне 2019г. В соответствии с заключением по инструментальному обследованию и оценке технического состояния указанного жилого дома, выполненным ФАУ «РосКапСтрой» от 15.03.2020г., общее техническое состояние жилого дома оценивается как ограниченно-работоспособное. Ограниченно-работоспособное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание 1955 года постройки имеет сильный физический износ, затопление паводковыми водами не оказало значительного влияния на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Капитальный ремонт здания собственником на протяжении длительного времени не производился. В графе «Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия» указано на ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Отсутствие отмостки со всех сторон фасада здания затрудняет отвод поверхностных вод от стен здания, вследствие чего атмосферные осадки замачивают грунты основания фундаментов. Отсутствие отмостки может вызвать просадку грунтов основания и неравномерные деформации фундаментов. Здание по <адрес обезличен> находится в неблагоприятном состоянии. Проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно.

Межведомственной комиссией 03.12.2020 было дано заключение № 159 о выявлении оснований для признания рассматриваемого жилого помещения непригодным для проживания. Указанные выводы основаны на акте межведомственной комиссии от 03.12.2020, составленном по результатам обследования, заключении строительно-технической экспертизы.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 1766 от 07.12.2020 признано непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. Подпункт 1.47 пункта 1 постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 мая 2020 года №848 «О признании помещений подлежащими капитальному ремонту» исключен.

Согласно представленному истцом заключению строительно-технической экспертизы номер обезличен от 30.07.2020, выполненному ООО «Ленсудэксперт», экспертами выявлены разрушение и просадка фундамента, замачивание и обрушение стен подполья; замачивание, просадка и трещины в стенах, разрушение отделочного слоя внутренних стен; обнаружены деформации и гниение перекрытий; отмостка отсутствует; выявлены деформации оконных блоков. Экспертами определены категории технического состояния основных конструктивных элементов здания: фундаменты – аварийное (выявлено частичное разрушение фундамента здания и печи, замачивание и гниение конструкций подполья, а также размытие грунта под фундаментом, что свидетельствует об аварийном состоянии фундамента; предполагаемые причины: температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, затопление); стены – аварийное (выявлены трещины и перекос стен, снижающих несущую способность наружных и внутренних стен, дефекты отделки стен и стен печи; предполагаемые причины: температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, затопление); перекрытия –ограниченно-работоспособное (выявлены замачивание и деформации пола и покрытия пола, предполагаемые причины: температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, затопление); окна и двери – ограниченно-работоспособное (выявлены деформации дверных и оконных блоков). По результатам обследования спорного жилого дома установлено: просадка фундамента, наличие трещин, разрушений фундамента в результате затопления, деформации перекрытий; перекос и деформации стен, разрушение конструкций подполья, разрушение фундамента и стен печи; дефекты отделки стен, полов дома в результате затопления. В результате паводкового наводнения в июне 2019г. объект обследования находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит.

Из исследованных в судебном заседании материалов учетного дела Каченаускене В.В. видно, что 18.02.2022 Каченаускене В.В. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты; в ответе главы Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос от 21.02.2022 №778 в адрес ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, входит в границы чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года, согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 №956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования»; согласно представленному собственником заключению строительно-технической экспертизы номер обезличен от 30.07.2020г., выполненному ООО «Ленсудэксперт» по обследованию жилого дома, данный жилой дом находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит в результате воздействия наводнения в июне 2019г.; учитывая данное экспертное заключение, а также ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований межведомственная комиссия, проголосовав единогласно, приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; согласно ответа ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» от 01.03.2022 на межведомственный запрос в адрес ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» сообщено, что Каченаускене В.В. с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения не обращалась; согласно приказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» №86 от 21.03.2022 отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Каченаускене В.В., дата обезличена. рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения; из ответа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» номер обезличен от 21.03.2022 в адрес Каченаускене В.В. следует, что согласно акту обследования помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, номер обезличен от 03.12.2020 межведомственной комиссией, назначенной администрацией Нижнеудинского муниципального образования, принято заключение о признании данного жилого дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. При этом установленный факт непригодности комиссия не связывает с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области. Основные дефекты здания являются следствием физического износа, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В связи с вышеизложенным учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением), которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

По ходатайству стороны истца на основании определения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 30.05.2022 по делу назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено экспертам Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири», на руководителя учреждения возложена обязанность предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Из заключения экспертов Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» номер обезличен от 08.08.2022 следует, что в ходе проведения 27.07.2022 визуального и инструментального обследования здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен> были выявлены дефекты и повреждения, вызванные паводком: отсутствие части нижнего венца, идущего от угла дома, наличие сырости и плесени в подполье. Экспертами установлено, что выявленные дефекты и повреждения непосредственно связаны с жизнедеятельностью, поскольку имеющиеся дефекты и повреждения, в частности: разрушение венцов исследуемого объекта и разрушение завалинки связано с отсутствием водостока, отмостки и разрушением кровли, а также недостаточного его свеса, что не позволяет отводить атмосферные осадки от конструкций. Данный факт подтверждается наличием запенивания стен и раскрашиванием элементов завалинки в местах недостаточного свеса кровли, а также отсутствием организованного водостока и отмостки в местах наличия дефектов и повреждений. Последствия, вызванные паводком, в части наличия дефектов и повреждений наблюдаются в отсутствии части нижнего венца, идущего от угла дома, и наличием сырости и плесени в подполье. Что же касается трещин в помещениях исследуемого объекта, то они вызваны просадкой конструкций дома в месте примыкания внутренней поперечной стены дома к наружной его стене, которая находится под воздействием атмосферных осадков, так как из-за недостаточного свеса они не отводятся от стены дома, а попадают под нижний венец, что приводит к постепенному вымыванию грунта и проседанию поперечной стены. Об этом свидетельствует наличие зеленого налета на некоторых конструкциях исследуемого объекта, который образуется от постоянной сырости. Исходя из характера и объема выявленных в ходе проведения визуального и инструментального исследования 27.07.2022 дефектов и повреждений следует вывод, что ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате жизнедеятельности и ненадлежащего ухода за кровлей. Что же касается дефектов и повреждений, вызванных паводком, то они составляют незначительную долю в общем техническом состоянии исследуемого объекта. В акте обследования помещения от 03.12.2020 №159 межведомственной комиссией даны рекомендации и предполагаемые меры, которые необходимо принять для создания нормальных условий для постоянного проживания: «Ввиду сильного физического износа мероприятия по приведению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, к требованиям СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» и раздела 6 СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» экономически нецелесообразны, так как потребуют усилие, либо полную замену несущих конструкций. Однако опасность внезапного разрушения здания отсутствует. Здание по <адрес обезличен> находится в неблагоприятном состоянии. Проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно.» В акте обследования помещения от 03.12.2020 №159 дано заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: «О выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Таким образом, учитывая вышеуказанное, эксперты пришли к выводу о том, что ухудшение технического состояния жилого дома произошло в результате жизнедеятельности и ненадлежащего ухода за кровлей. Что же касается дефектов и повреждений, вызванных паводком, то они составляют незначительную долю в общем техническом состоянии исследуемого объекта.

Оценивая заключение судебной строительно-технической экспертизы Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» номер обезличен от 08.08.2022, суд принимает его в качестве допустимого и достоверного доказательства, поскольку заключение составлено по результатам исследования, проведенного экспертами, имеющими высшее образование, необходимую квалификацию и достаточный стаж экспертной работы по специальности, обладающими специальными познаниями в исследуемой области знаний, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертиза проводилась с использованием специальной методической литературы. Исследовательская часть заключения содержит подробное описание рассуждений экспертов, выводы экспертов являются мотивированными. К заключению приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта. Заключение подписано экспертами, удостоверено печатью судебно-экспертного учреждения. Заключение судебно-технической экспертизы Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» номер обезличен от 08.08.2022 соответствует требованиям ст.ст.55, 59-60, 86 ГПК РФ. Оснований не доверять выводам экспертов, сомневаться в его полноте и достоверности не имеется.

Каких-либо допустимых доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, сторонами не представлено.

При этом также следует отметить, что заключение судебной экспертизы, содержащее описание дефектов и повреждений, полученных в результате паводка, а также выводы о том, что ухудшение технического состояния жилого дома произошло в результате жизнедеятельности и ненадлежащего ухода за кровлей, не имеет противоречий с заключением строительно-технической экспертизы номер обезличен от 30.07.2020, выполненным ООО «Ленсудэксперт», по результатам, в том числе, которого межведомственной комиссией 03 декабря 2020 г. принято заключение о выявлении оснований для признания жилого дома истца непригодным для проживания. Данные заключения подтверждают выводы об аварийном состоянии дома и дополняют друг друга.

          Доводы представителя истца Кузьминой Е.Б. о недопустимости заключения экспертов Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» номер обезличен являются несостоятельными и судом не принимаются. Указанное заключение оценено судом в совокупности с другими доказательствами по делу, не опровергающими утрату жилого дома истца в результате физического износа.

           Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Межведомственная комиссия пришла к выводу, что спорное жилое помещение непригодно для проживания в результате физического износа, а не в результате паводка, произошедшего в июне-июле 2019г. Заключение межведомственной комиссии об оценке спорного жилого помещения от 03.12.2020 №159, в котором сделан вывод о выявлении оснований для признания непригодным для проживания в связи с физическим износом основывается в т.ч. на заключении строительно-технической экспертизы ООО «Ленсудэксперт» номер обезличен от 30.07.2020г. Заключение межведомственной комиссии истцом оспаривалось, признано законным.

Установление факта утраты объекта вследствие воздействия паводка означает, что в отсутствие вызванных чрезвычайной ситуацией деструктивных факторов объект оставался бы в пригодном для проживания состоянии. Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта домовладения, составленного Нижнеудинским БТИ по состоянию на 13.05.1993, год постройки 1955, материал стен – бревно, фундамент – деревянный, процент износа - 51.

Таким образом, без проведения капитальных ремонтов и реконструкции объект не мог не прийти в аварийное состояние вне зависимости от паводка.

           Доказательств того, что при таких характеристиках здание по-прежнему находилось в надлежащем состоянии на момент чрезвычайной ситуации, не представлено.

           При указанных обстоятельствах сам факт нахождения объекта в зоне паводка, указание в заключении данного факта (среди прочих) в качестве причины, сказавшейся на состоянии объекта, не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией.

        Поскольку допустимых и достоверных доказательств того, что жилое помещение истца стало непригодным для проживания в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, стороной истца суду не представлено; при отсутствии надлежащих доказательств, опровергающих заключение межведомственной комиссии, суд приходит к выводу, что факт утраты спорного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место летом 2019 года на территории Иркутской области, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

       Доводы представителя истца о том, что именно паводком дому были причинены повреждения, делающие его непригодным для проживания, суд находит несостоятельными.

       Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты является наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне-июле 2019 года в Иркутской области.

        При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 21.03.2022г. №01-02-2834 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

        Поскольку приведенными в настоящем решении нормативно-правовыми актами предусмотрена социальная выплата только гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, а спорное жилое помещение признано непригодным для проживания в результате физического износа, а не в результате наводнения, то у истца отсутствует право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

        Не подлежат удовлетворению и требования истца о возложении обязанности на ответчиков принять решение и выдать свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении исковых требований Каченаускене В.В. к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 21.03.2022г. №01-02-2834 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп – отказать.

          Решение может быть обжаловано в Иркутской областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                                                  Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 06.10.2022

2-605/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каченаускене Виктория Валерьевна
Ответчики
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Другие
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Кузьмина Елена Борисовна, истца (соглашение сторон, ордер от 08.04.2022)
Администрация Нижнеудинского МО
Межведомственная комиссия по оценке жилых помещений администрации Нижнеудинского МО
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Папина Елена Петровна
Дело на странице суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
08.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2022Передача материалов судье
13.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
20.09.2022Производство по делу возобновлено
22.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
29.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее