Дело № 2а –537/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 мая 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Лифановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-537/2017 по административному иску Совета Сортавальского городского поселения к Главе Сортавальского городского поселения Крупину С.В. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
Административное исковое заявление подано 10.04.2020 по тем основаниям, что 17 марта 2020 года Советом Сортавальского городского поселения V созыва принято Решение, которым выражено согласие на преобразование муниципального образования «Сортавальское городское поселение» путем объединения с муниципальным образованием «Хелюльское городское поселение», направленное 19.03.2020 Главе Сортавальского городского поселения в соответствии со ст.16, 17 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» от 20.01.2006 для подписания и обнародования, либо для отклонения и возвращения в Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо предложениями о внесении в него изменений и дополнений в десятидневный срок. На день подачи административного искового заявления Решение Совета о преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» путем объединения с муниципальным образованием «Хелюльское городское поселение» Главой Сортавальского городского поселения не подписано, не обнародовано, не отклонено и не возвращено в Совет с мотивированным обоснованием его отклонения. Учитывая, что данное бездействие административного ответчика противоречит ч.13 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ, Уставу муниципального образования «Сортавальского городского поселения», Регламенту Совета Сортавальского городского поселения, затрагивает права и законные интересы граждан, а также интересы муниципальных образований Сортавальского муниципального района-Сортавальского и Хелюльского городских поселений, административный истец просит признать незаконным бездействие Главы Сортавальского городского поселения Крупина С.В., выразившееся в том, что он не подписал и не обнародовал Решение от 17 марта 2020 года Совета Сортавальского городского поселения V созыва «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение», либо не отклонил данное Решение с последующим возвращением в Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо предложениями о внесении в него изменений и дополнений в установленные сроки и обязать Главу Сортавальского городского поселения Крупина С.В. подписать и обнародовать Решение от 17 марта 2020 года Совета Сортавальского городского поселения V созыва «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение», с обращением решения суда к немедленному исполнению.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. Представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и дополнительные пояснения по делу.
Из пояснений, представленных к судебному заседанию 27.04.2020 следует, что 13.04.2020 административным истцом был получен от административного ответчика документ под названием «Мотивированное обоснование отклонения решения Совета Сортавальского городского поселения V созыва «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение», являющийся, по мнению административного истца, незаконным, не имеющим правовой силы и не способным подменить и отсрочить собой обязанность административного ответчика подписать и опубликовать Решение от 17.04.2020 года. В обоснование своей позиции ссылается, что право административного ответчика на отклонение актов представительного органа муниципального образования предусмотрено ч.13 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» только в отношении нормативных правовых актов Совета, а не в отношении любых его актов и решений. Между тем, Решение от 17.03.2020 принято на основании ч.3 ст.13 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, для которого установлен декларативный, а не нормативный характер муниципального правового акта, принимаемого представительным органом местного самоуправления, поскольку оно само по себе не влечет преобразования муниципальных образований, не устанавливает в прямой или косвенной форме правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, либо на изменение или прекращение существующих результатов правоотношений, не содержит толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц, а само решение о фактическом проведении преобразования муниципальных образований находится, в силу ч.2 ст.13 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в исключительной компетенции Законодательного Собрания Республики Карелия. При изложенных обстоятельствах полагает, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания на подобное отклонение Решения от 17.03.2020. Также указывает, что поступивший документ датирован 27.03.2020, при этом, отправка почтовой связью произведена 02.04.2020, административному истцу почтовое отправление вручено 13.04.2020, что свидетельствует об избрании Крупиным С.В. заведомо не отвечающего критериям разумности способа направления документа Совету. Отмечает, что повод, указанный для отклонения Решения от 17.03.2020, носит явно надуманный и необоснованный характер. Просит административный иск удовлетворить и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Из пояснений, представленных к судебному заседанию 08.05.2020 следует, что 30.04.2020 состоялась очередная сессия Совета Сортавальского городского поселения V созыва, на которой был повторно рассмотрен нормативный правовой акт от 17.03.2020 «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и одобрен в ранее принятой редакции всеми избранными депутатами, но в течение семи дней, в нарушение абзаца 2 части 4 статьи 17 Устава Сортавальского городского поселения Решение Совета Крупиным С.В. не подписано и не опубликовано в установленном порядке. Просит признать незаконным бездействие Главы Сортавальского городского поселения Крупина С.В., выразившееся в том, что он не подписал и не обнародовал Решение от 17 марта 2020 года Совета Сортавальского городского поселения V созыва «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение», либо не отклонил данное Решение с последующим возвращением в Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо предложениями о внесении в него изменений и дополнений в установленные сроки, признать незаконным бездействие главы Сортавальского городского поселения Крупина С.В., выразившееся в том, что он не подписал и не обнародовал Решение Совета Сортавальского городского поселения V созыва от 30.04.2020 «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение», повторно принятое Советом, и обязать Главу Сортавальского городского поселения Крупина С.В. подписать и обнародовать Решение от 30 марта 2020 года Совета Сортавальского городского поселения V созыва «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение», с обращением решения суда к немедленному исполнению.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальный правовой акт является решением, принятым непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решением, принятым органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленными, обязательными для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающими либо изменяющими общеобязательные правила или имеющими индивидуальный характер.
Исходя из ч. 1, 2 ст. 34 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов в числе прочего входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.36 и ч.13 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
Согласно ч. 1 ст. 12 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение», принятого Решением VII сессии I созыва Совета Сортавальского городского поселения от 20.01.2006 года ( с изменениями и дополнениями, зарегистрированными Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия от 05.11.2015) структуру органов местного самоуправления Сортавальского городского поселения составляют: Совет муниципального образования Сортавальского городского поселения- представительный орган муниципального образования Сортавальского городского поселения; Глава муниципального образования Сортавальского городского поселения-высшее выборное должностное лицо, является главой администрации муниципального образования Сортавальского городского поселения; Администрация Сортавальского городского поселения-исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетный орган муниципального образования Сортавальского городского поселения.
Статьями 13 и 14 Устава муниципального образования Сортавальского городского поселения предусмотрено, что Совет Сортавальского городского поселения состоит из 15 депутатов. Организацию деятельности Совета и руководство его работой осуществляет председатель Совета, избираемым Советом из своего состава тайным голосованием на первом заседании.
В соответствии с п. 11 статьи 16 Устава муниципального образования Сортавальского городского поселения муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования. В силу п. 1, п.3 -4 и п.6 ст.17 Устава муниципального образования Сортавальского городского поселения Совет муниципального образования Сортавальского городского поселения по вопросам своего ведения принимает решения- правовые акты нормативного и иного характера. Принятые Советом нормативные правовые акты направляются главе муниципального образования Сортавальского городского поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования Сортавальского городского поселения имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом поселения. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет поселения с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава поселения отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом поселения. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета, он подлежит подписанию главой муниципального образования Сортавальского городского поселения в течение семи дней и обнародованию. Решения Совета, непосредственно затрагивающие права и интересы граждан, принятые в установленном порядке, подписываются главой Сортавальского городского поселения и в 10-дневный срок публикуются в официальных средствах массовой информации.
Из материалов дела следует, что Советом Сортавальского городского поселения V созыва принято Решение « О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» путем объединения с муниципальным образованием «Хелюльское городское поселение».
В материалы дела представлены Решение от 17.03.2020 без номера « О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и Решение от 19.03.2020 № 6 « О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» подписанные председателем Совета <Данные изъяты>
Административный истец ссылается, что Решение от 17.03.2020 было направлено 19.03.2020 и 20.03.2020 Главе Сортавальского городского поселения в соответствии со ст.16, 17 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» от 20.01.2006 для подписания и обнародования, либо для отклонения и возвращения в Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо предложениями о внесении в него изменений и дополнений в десятидневный срок. Между тем, доказательств в обоснование своей позиции административным истцом не представлено. Имеющийся в материалах дела сопроводительный документ содержит сведения, что по электронной почте Решение Совета от 17.03.2020 направлено 20.03.2020 <Данные изъяты>
27.03.2020 С.В. Крупиным подписано мотивированное обоснование отклонения решения Совета V созыва « О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» со ссылкой на нарушение части 4 статьи 28 Закона № 131-ФЗ, предписывающей обязательное опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятого решения, тогда как в газете «Вести Приладожья» № 13(306) от 03.04.2019 было опубликовано только заключение по результатам проведения публичных слушаний, с предложением Совету устранить выявленные нарушения.
Почтовой связью мотивированное обоснование отклонения решения Совета направлено административным ответчиком 02.04.2020, получено административным истцом 13.04.2020
30.04.2020 состоялась очередная сессия Совета Сортавальского городского поселения V созыва, на которой было повторно рассмотрено Решение «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и одобрено в ранее принятой редакции всеми избранными депутатами.
Часть 13 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ не содержит точного указания, с какого момента должен исчисляться срок для подписания и обнародования главой муниципального образования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования.
На основании ст. 46 и ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подготовка и вступление в силу муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексам Российской Федерации.
В Уставе муниципального образования Сортавальского городского поселения начало течения сроков для подписания и обнародования главой муниципального образования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, либо для его отклонения и возвращения в Совет - не прописаны. Также не прописано и начало течения десятидневного срока для подписания главой Сортавальского городского поселения и опубликования в официальных средствах массовой информации Решений Совета, не являющихся нормативными правовыми актами, но непосредственно затрагивающих права и интересы граждан, принятых в установленном порядке.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 и пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если из административного искового заявления об оспаривании действия (бездействия) не следует, что этими действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, учитывая изложенное и то, что 30.04.2020 административным истцом повторно было рассмотрено отклоненное административным ответчиком Решение «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение», на день рассмотрения судом административного искового заявления предмет иска отсутствует.
При этом, требования административного истца, изложенные в дополнительных пояснениях, представленных к судебному заседанию 08.05.2020, не могут быть рассмотрены, так как административный истец, на основании части 1 статьи 46 КАС РФ вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска, в данном же случае, административным истцом изменены как основания, так и предмет иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-195, 198 КАС РФ, суд
определил:
Прекратить производство по административному делу по административному иску Совета Сортавальского городского поселения к Главе Сортавальского городского поселения Крупину С.В. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по основаниям п.1 ч.1 статьи 194 КАС РФ.На определение суда может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения
Судья Е.В.Ратомская