Дело № 2а-183/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 года пгт. Покровское
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гольцовой И.И.,
с участием заместителя прокурора Покровского района Орловской области Семёнова А.В.,
при секретаре судебного заседания Карасёве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску заместителя прокурора Покровского района Орловской области о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной информацией,
установил:
Заместитель прокурора Покровского района Орловской области Семёнов А.В. обратился в суд с административным иском области о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной информацией.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенного прокуратурой мониторинга сети «Интернет» 11 октября 2021 года установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация об оказании платных интимных услуг и соответствующие фотоизображения. Вход на сайт является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь сети «Интернет», в том числе несовершеннолетний, информация на сайте распространяется бесплатно. На указанном сайте содержатся сведения о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, перечень указанных услуг, прейскурант цен на данные услуги. Принятые меры по установлению владельцев сайта, на которых содержится информация об оказании интимных услуг, результатов не дали.
В судебном заседании заместитель прокурора Покровского района Семёнов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области, надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. В заявлении также просил исключить Управление из числа ответчиков.
Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, надлежащим образом уведомленный о дате и месте судебного заседания, в судебное заседания не явился. Представитель по доверенности А.Д. Никитин просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Принимая во внимание надлежащее извещение участников процесса о месте и времени судебного заседания, суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что на сайте в сети «Интернет» по адресу<данные изъяты> размещена информация об оказании платных сексуальных услуг. Указанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, размещенная на странице указанного сайта, адресована неограниченному кругу лиц и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.
По сведениям, представленным прокурором, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
Целью предъявления административного иска о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателя страницы сайта и сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вход на указанный в иске сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, в том числе и для несовершеннолетних лиц, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен.
Учитывая, что, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в данном случае будет являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра, то суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ).
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети "Интернет" подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В соответствии с положениями статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и, в соответствии со статьей 1 КАС РФ, суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных и интересов граждан, прав и законных интересов организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в средствах массовой информации, в том числе, и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным иском, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках представленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее Реестр).
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. №228, к компетенции Роскомнадзора отнесено создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 ФЗ от 27.07.2006г. №149-ФЗ, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
На основании статьей 6.11, 6.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, занятие проституцией, получение дохода за занятие проституцией, если доход связан с занятием другого лица проституцией, являются административными правонарушениями.
Статьями 240, 241 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией и организацию занятия проституцией.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под защитой государства.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства – участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона, органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией.
Ограничение доступа к информации основано на части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление заместителя прокурора Покровского района Орловской области подлежит удовлетворению.
Территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области является заинтересованным лицом по делу, в связи с чем, довод возражений об исключении его из числа административных ответчиков суд считает несостоятельным.
На момент рассмотрения административного иска <данные изъяты> не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Исходя из требования ст. 182, ч. 3 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации, копию вступившего в законную силу решения надлежит направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта<данные изъяты> в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (вместе с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций") федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Государственным органом, осуществляющим полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на территории Орловской области является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Покровского района Орловской области Семёнова А.В. о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.
Признать информацию, размещённую на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтеhttps://sex.prostitutkiorla.net/ в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 109074, г. Москва, пр. Китайгородский, д.7, стр.2, и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области по адресу: 302026, Орловская область, г. Орёл, ул.Комсомольская, д. 66, для исполнения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение одного месяца со дня вынесения, через Покровский районный суд Орловской области.
Председательствующий И.И.Гольцова