Дело № 2-1998/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.06.2019 года г. Махачкала
Ленинский районный суд гор. Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи – Яшиной Н.А.,
при секретаре – Шахбановой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по РД к индивидуальному предпринимателю Гимбатову ФИО12 о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управления Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с иском к ответчику о признании действий с нарушением санитарных норм и правил противоправными и прекратить противоправные действия путем устранения нарушений санитарного законодательства, указав в обоснование иска следующее.
Во исполнении Протокола совещания у врио заместителя Председателя Правительства РД Гусейнова Г.Г. по вопросу увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет РД в отрасли розничной торговли горюче-смазочными материалами и газом проведено санитарно-гигиеническое обследование 11.12.2018 г. совместно с представителями Администрации города Махачкалы, МЧС, УБЭП, Ростехнадзора, ИФНС в отношении АГЗС ИП Гиматова ФИО3 318057100081555, ИНН 051300513014 РД, <адрес>, на предмет соответствия требованиям: Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ, СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества и атмосферного воздуха населенных мест», СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В ходе обследования выявлены следующие нарушения санитарного законодательств а:
l. Не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;
2. Не представлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работниками, что является нарушением требований ст.34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся - обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
3. Не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены, мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
4. Работники АЗС не обеспечены спецодеждой, и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении п. 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
5. Отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7.02.1992 г.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с требованиями п. 4.2.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»:
Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении АГЗС ИП Гиматова ФИО3 №, ИНН 051300513014 РД, <адрес> установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении своей деятельности, что тем самым представляет серьезную опасность окружающей среде и здоровью населения в виду возможности возникновения и распространения различных заболеваний.
В соответствии с нормами ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.
Согласно п.2.ч.1.ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Просит суд:
1. Признать действия ИП Гиматова ФИО3 №, ИНН 051300513014 осуществляющего деятельность по реализации газа по адресу: РД, <адрес> с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, противоправными.
2. Обязать ИП Гиматова ФИО13 обеспечить:
-проведение производственного контроля, в соответствии требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения»;
-проведение периодических медицинских осмотров работников, в соответствии требований ст.34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
-осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АГЗС отходов, в соответствии (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
-работников спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении п. 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
-уголком потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АГЗС в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 7.02.1992г.).
Приостановить деятельность ФИО11 ИП Гиматова ФИО14 до устранения нарушений санитарного законодательства расположенного по адресу: РД, <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Магомедов Г.А. иск поддержал по указанным основаниям.
Ответчик, извещенный о рассмотрении дела, в судебном заседании участие не принял.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Установлено, что Управлением Роспотребнадзора по РД совместно с представителями Администрации города Махачкалы, МЧС, УБЭП, Ростехнадзора, ИФНС проведено санитарно-гигиеническое обследование 11.12.2018 г. в отношении АГЗС ИП Гиматова ФИО3 №, ИНН 051300513014 РД, <адрес>, на предмет соответствия требованиям: Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ, СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества и атмосферного воздуха населенных мест», СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В ходе обследования выявлены следующие нарушения санитарного законодательства:
l. Не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;
2. Не представлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работниками, что является нарушением требований ст.34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся - обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
3. Не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены, мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
4. Работники АЗС не обеспечены спецодеждой, и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении п. 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
5. Отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7.02.1992 г.
Указанные нарушения зафиксированы в акте санитарно-эпидемиологического обследования от 11.12.2018.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 этого же закона право предъявления заявлений в суд и в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
В соответствии со ст. 11 указанного закону индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Из материалов дела следует, что указанные обязанности ответчиком не исполняются надлежащим образом, доказательства, опровергающие доводы иска ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлены.
При таких обстоятельствах исковые требования следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан удовлетворить.
Признать действия ИП Гиматова ФИО3 №, ИНН 051300513014 осуществляющего деятельность по реализации газа по адресу: РД, <адрес> с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, противоправными.
Обязать ИП Гиматова ФИО15 обеспечить:
-проведение производственного контроля;
-проведение периодических медицинских осмотров работников;
-осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АГЗС отходов;
-работников спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов;
-наличие уголка потребителя с необходимой информацией.
Приостановить деятельность АГЗС по адресу: РД, <адрес>, принадлежащую ИП Гиматову ФИО16, до устранения нарушений санитарного законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме принято 24 июня 2019г.
Председательствующий Н.А. Яшина