УИД 45RS0006-01-2020-000650-68
Дело № 2а-411/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Каргапольский районный суд Курганской области в составе: председательствующего - Гомзяковой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Родионовой А.Н.,
с участием административного ответчика – Карандашова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.09.2020 в р.п. Каргаполье административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области к Карандашову В.А. о взыскании недоимки по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС № 3 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Карандашову В.А. о взыскании недоимки по страховым взносам. В обоснование иска указала, что с 17.11.2016 Карандашов В.А. являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. 11.05.2017 утратил статус индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Карандашову В.А. направлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов от 26.02.2018 № 376. Кроме того, в данном требовании в связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в срок, установленный для уплаты, налогоплательщику в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации были исчислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Оплата по требованию в размере 9151 рубль 63 копейки до настоящего времени не произведена. Просит восстановить срок для подачи административного искового заявления о взыскании недоимки, взыскать с Карандашова В.А. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 8491 рубль 94 копейки, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии пеню в размере 659 рублей 69 копеек за период с 27.05.2017 по 25.02.2018.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Административный ответчик Карандашов В.А. в судебном заседании объяснил, что уважительных причин для восстановления срока подачи административного искового заявления не имеется, а большая загруженность работников не является уважительной причиной.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физически лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размере взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имуществ, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдумов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что Карандашов В.А. с 17.11.2016 поставлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. 11.05.2017 Карандашов В.А. утратил статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Из содержания представленных налоговым органом документов следует, что за Карандашовым В.А. числится недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 8491 рубль 94 копейки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 27.05.2017 по 25.02.2018 в размере 659 рублей 69 копеек.
В установленный срок страховые взносы не были уплачены Карандашовым В.А. в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № 376 от 26.02.2018 об оплате недоимки по состоянию на 26.02.2018 по уплате страховых взносов в срок до 20.03.2018. Требование направлено почтовым сообщением в адрес Карандашова В.А.
Указанное требование в установленный срок Карандашовым В.А. не исполнено.
Срок исполнения налогового требования № 376 от 26.02.2018 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени установлен до 20.03.2018.
Таким образом, последним днем обращения налогового органа в суд о взыскании недоимки по страховым взносам и пени является 20.09.2018.
Первоначально налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 8 Каргапольского судебного района Курганской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Карандашова В.А. недоимки по страховым взносам и пени.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Каргапольского судебного района – мирового судьи судебного участка № 7 Каргапольского судебного района Курганской области, отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Отказывая в принятии заявления, мировой судья исходил из того, что взыскателем установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок пропущен, что свидетельствуют о наличии спора о праве.
С настоящим административным исковым заявлением обратился 07.08.2020.
Таким образом, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом пропущен.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, налоговый орган приводя в качестве уважительной причины большую загруженность сотрудников инспекции по формированию материалов и подаче заявлений на выдачу судебных приказов, исков.
Суд находит ходатайство о восстановлении срока не подлежащим удовлетворению, поскольку отсутствие надлежащей организации работы административного истца не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности заявленных требований по существу. Соответственно, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать в связи с пропуском налоговым органом срока обращения в суд.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области в удовлетворении административного искового заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени к Карандашову Владиславу Александровичу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Ю. Гомязкова