Дело № 2- 5116/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2015 года г.Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,
при секретаре Ситдиковой А.А.,
с участием: истца Фарманова Б.К.,
представителя истца- Шайнурова А.Ф., действующего на основании доверенности № 6-6096 от17.09.2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фарманова Бахтияра Киямовича к Управлению муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Фарманов Б.К. обратился в суд с иском (с последующим уточнением требований) к Управлению муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано о том, что проживает в спорном жилом помещении и с целью его приватизации обратился в Управление муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с соответствующим заявлением. В приватизации спорного жилого помещения истцу было отказано на том основании, что для проведения государственной регистрации права собственности ГО г. Уфа РБ на жилые помещения в указанном доме, Управление муниципальной собственности г. Уфы были сданы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ необходимые документы. Однако в государственной регистрации права муниципальной собственности было отказано по причине того, что передающей стороной не зарегистрировано ранее возникшее право и не представлено заявление на переход права к ГО г. Уфа РБ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представило заявление на переход права собственности к МО ГО город Уфа РБ. Рекомендовано решить вопрос о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации в судебном порядке.
Истец Фарманов Б.К. и его представитель- Шайнуров А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика- Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в квартире по адресу: <адрес>, по месту жительства зарегистрирован: Фарманов Б.К. с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ № от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение, наряду с другими, было передано в муниципальную собственность. Актом приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение было принято в муниципальную собственность, как усматривается из ответа Управления муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.02.2015 № Ф- 252, с момента передачи жилого дома по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность данный жилой дом в установленном законом порядке не признавался аварийным (непригодным для постоянного проживания) и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с техническим паспортом на квартиру № по адресу: <адрес> указанная квартира является самостоятельным и обособленным жилым помещением.
Согласно материалам дела, истец право однократной бесплатной приватизации жилых помещений не использовал.
В 2014 году истец обратился к ответчику с заявлением о приватизации занимаемого им жилого помещения по адресу: <адрес>
Как усматривается из письма УМС Администрации ГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ года, приватизация указанного жилого помещения невозможна в связи с тем, что для проведения государственной регистрации права собственности ГО г. Уфа РБ на жилые помещения в указанном доме, УМС г. Уфы были сданы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ необходимые документы. Однако в государственной регистрации права муниципальной собственности было отказано, главным образом по причине того, что передающей стороной не зарегистрировано ранее возникшее право и не представлено заявление на переход права к ГО г. Уфа РБ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предлагают заявителю решить вопрос приватизации занимаемого жилого помещения в судебном порядке.
На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьями 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 03 июля 1991 г. N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно, жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзаца 1 статьи 9 Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В силу положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и должны были в силу закона быть переданными в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, спорное жилое помещение, занимаемое истцом, относящееся ранее к государственному имуществу, было передано в муниципальную собственность. В отношении указанного жилого помещения применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма жилого помещения. Даже при отсутствии оформленного договора социального найма, а также при отсутствии регистрации перехода права собственности на жилое помещение к муниципальному образованию в ЕГРПН, указанные обстоятельства в соответствии с приведенными выше нормами права не умаляют право истца на его приватизацию. Квартира является обособленным жилым помещением. Истец занимает спорную квартиру на законных основаниях, имеют право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, свое право приватизации жилого помещения истцы не использовали.
Возражений других лиц, имеющих право пользования спорным жилым помещением и право на приватизацию данного жилого помещения, не имеется, предусмотренных законом ограничений и запрещений по передаче в собственность в порядке однократной бесплатной приватизации испрашиваемого жилого помещения не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требований истца не имеется.
Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фарманова Б.К.- удовлетворить.
Признать за Фарманова Б.К. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: РБ<адрес>, в порядке приватизации
Данное решение является основанием для регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Фарманова Б.К. на жилое помещение по адресу: РБ<адрес> удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий: Нурисламова Р.Р,