Дело №2а-491/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев 06 июня 2019 в с. Выльгорт в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Сивкову В. П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами и возложении обязанности сдать водительское удостоверение,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Сивкову В.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «В,В1» по водительскому удостоверению №, действующему до 15.07.2024, возложении обязанности возвратить водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на предмет законности обладания гражданами, проживающими в Сыктывдинском районе и состоящими на учете у врача нарколога, права управления транспортными средствами, было установлено, что Сивков В.П. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «В,В1», наличие которого позволяет последнему использовать для передвижения транспортные средства, являющиеся источником повышенной опасности, подвергая риску участников движения. Согласно информации ГБУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» ответчик с <дата> состоит на учете врача нарколога с диагнозом F.10.20.2 - «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя». Прокурор, полагая, что при наличии данного заболевания, управление транспортным средством является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения обратился в суд с рассматриваемым иском.
В судебном заседании прокурор Закидальская Д.И. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Сивков В.П., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району и ГБУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница», надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 15.07.2014 ответчику Сивкову В.П. выдано водительское удостоверение серии № на право управления транспортными средствами категорий «В,В1» сроком действия по 15.07.2024.
Согласно информации ГБУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» Сивков В.П. с <дата> по настоящее время состоит на учете врача нарколога с диагнозом F.10.20.2 - «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя».
При этом согласно предоставленной информации ГБУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» указанный диагноз является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Статьей 1 указанного закона предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу статьи 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствам и (пункт 6 статьи 23 названного Федерального закона).
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Исходя из указанных положений, одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителя медицинских противопоказаний к этому.
В силу п. 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377, установлено, что управление транспортным средством категории «А», «В», «С» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Там же отмечено, что допуск к управлению транспортными средствами допускается при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально.
Судом установлено, ответчик страдает алкогольной зависимостью. Данное заболевание в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", является противопоказанием для допуска к водительской деятельности.
Согласно пункту 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (утв. приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н), решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Как следует из материалов дела и медицинских документов, у ответчика Сивкова В.П. стойкая ремиссия не наступала, доказательств обратного суду не предоставлено, в связи с чем, по настоящее время он не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Суд, удовлетворяя требования прокурора, принимает во внимание, что заболевание административного ответчика относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, может повлечь причинение в будущем вреда жизни, здоровью граждан, а также их имуществу, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
При этом, суд принимает во внимание, что административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ не представлено доказательств, достоверно подтверждающих прохождение им специального лечения после постановки на диспансерный учет, наличия у него стойкой ремиссии после специального лечения и положительных характеристик с места работы и по месту жительства из органов внутренних дел.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеются законные основания для прекращения действия права Сивкова В.П. на управление транспортными средствами и возложении обязанности возвратить в ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району выданное ему 15.07.2014 водительское удостоверение серии №, на право управления транспортными средствами категории «В,В1».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «В,В1» на основании водительского удостоверения №, выданного 15.07.2014 Сивкову В. П., <дата> года рождения, проживающему по адресу: <адрес>.
Возложить на Сивкова В. П. обязанность возвратить в ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району водительское удостоверение №, выданное 15.07.2014 на право управления транспортными средствами категории «В,В1».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2019.
Судья Е.А. Долгих