Дело №2а-372/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года г.Старая Русса
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Литвин О.В.,
при секретаре Кудрявцевой А.В.,
с участием представителя административного истца Администрации Старорусского муниципального района Попужаевой Т.Н.,
заинтересованного лица Пановой Е.С.,
старшего помощника Старорусского межрайонного прокурора Шиндиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Старорусского муниципального района к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным,
установил:
Администрация Старорусского муниципального района (далее – Администрация) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Никифоровой Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного за неисполнение в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном на основании решения Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрации Старорусского муниципального района предоставить Пановой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Администрация полагает, что данное постановление является незаконным. Исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ. Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения. Определением Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрация вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ определением Старорусского районного суда заявление оставлено без удовлетворения, которое было обжаловано в вышестоящий суд и до настоящего времени в законную силу не вступило.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Старорусский межрайонный прокурор, Панова Е.С.
В судебном заседании представитель административного истца Попужаева Т.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель УФССП России по Новгородской области, судебный пристав-исполнитель Никифорова Е.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по существу. На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Прокурор Шиндина Е.А., заинтересованное лицо Панова Е.С. в судебном заседании считали иск не подлежащим удовлетворению, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора законным, ссылаясь на наличие достаточного времени у Администрации для исполнения судебного решения, в том числе с учетом предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. ч. 6, 7, 8, 9 ст. 112 Федерального «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, предмет исполнения: обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области предоставить Пановой Е.С., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Административному истцу установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Копия постановления получена административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Определением Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ повторно.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации исполнительского сбора. Согласно данному постановлению исполнительский сбор установлен в размере 50000 рублей.
Поскольку в предоставленный законом срок (с учетом срока предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда) должником не были исполнены требования исполнительного документа, и не представлены доказательства того, что нарушение срока исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля должника, суд признаёт обоснованным взыскание с должника исполнительского сбора.
Между тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.74 Постановление Пленума от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Областным законом Новгородской области от 24 декабря 2013 года N 431-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу 01 января 2014 года органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в статье 11 Областного закона Новгородской области от 05.09.2014 года N 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных выше, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов.
Во исполнение вышеуказанных областных законов постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту Положение).
Пунктом 5.5 Положения установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений на территории Новгородской области за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Таким образом, обеспечение граждан жилыми помещениями по договору социального найма согласно судебным решениям осуществляется в соответствии с установленным порядком, который включает в себя процедуру выделения денежных средств для приобретения жилого помещения, а также закупочные процедуры в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из материалов дела, должник не совершал умышленных действий по намеренному уклонению от исполнения решения суда, что подтверждается представленными Администрацией документами, касающимися проведения действий по предоставлению жилых помещений лицам по решениям суда, состоящим в предыдущей перед взыскателем очереди, заключения государственных контрактов в рамках предоставления взыскателю жилого помещения, с учетом большого количества судебных актов по делам данной категории, которые все подлежат скорейшему исполнению ввиду внеочередного характера предоставления жилых помещений.
Согласно информации, представленной комитетом по образованию Администрации Старорусского муниципального района по вопросу обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по результатам аукционов в электронной форме заключен 21 контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения жильём детей-сирот. В соответствии с условиями контрактов жилые помещения должны быть переданы заказчику в течение 30 дней с момента заключения контракта. Таким образом, планируемые сроки исполнения контрактов: до ДД.ММ.ГГГГ (по 15 контрактам); до ДД.ММ.ГГГГ (по 06 контрактам). Панова Е.С. включена в указанный список.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии умышленных действий должника по неисполнению требований исполнительного документа, и возможности уменьшения размера исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N27972/19/53025-ИП на одну четверть, то есть до 37500 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Старорусского муниципального района к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным оставить без удовлетворения.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № в отношении должника – Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области с 50000 (пятидесяти тысяч) рублей до 37500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путём подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 23 марта 2020 года.
Председательствующий О.В.Литвин