Решение по делу № 8а-3929/2021 [88а-6479/2021] от 20.02.2021

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-6479/2021

город Москва 24 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» по доверенности Привалова Дмитрия Васильевича на апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2020 года (дело № 33а-2005/2020) по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав объяснения представителя ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» по доверенности Привалова Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы по доверенности Агатова А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости нежилого здания, площадью 28 397,8 кв.м., с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> в размере его рыночной стоимости 2 111 871 285 рублей.

Требования мотивированы тем, что ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» является собственником указанного нежилого здания, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке , подготовленного ООО «ППО-Консалт». Этим нарушаются права и обязанности административного истца, как плательщика налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости здания.

Решением Московского городского суда от 21 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 марта 2018 года, административный иск удовлетворен.

Постановлением Президиума Московского городского суда от 18 декабря 2018 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 апреля 2019 года решение суда первой инстанции от 21 декабря 2017 года изменено, установлена кадастровая стоимость здания в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 853 437 000 рублей.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 года апелляционное определение от 10 апреля 2019 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 30 июня 2020 года решение Московского городского суда от 21 декабря 2017 года изменено, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, равная его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 2 763 557 134 рубля.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы – без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» по доверенности Привалов Д.В. просит апелляционное определение отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей, в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте и в заключении повторной судебной экспертизе обстоятельствам административного дела. Суд апелляционной инстанции не учёл, что установленная судом кадастровая стоимость в размере 2 763 557 134 рубля по умолчанию содержит НДС. В кассационной жалобе приведены доводы о ненадлежащем качестве повторной судебной оценочной экспертизы и недостаточном изучении экспертом отчета об оценке, несоответствии заключения эксперта требованиям КАС РФ и Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вследствие чего заключение не может являться достоверным и относимым доказательством по делу. В нарушение норм процессуального права административному истцу не было предоставлено право на ознакомление с результатами повторной судебной оценочной экспертизы, ходатайство о назначении или отложении рассмотрения дела на другую дату отклонено.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.

В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» является собственником нежилого здания, площадью 28 397,8 кв.м., с кадастровым номером адресу: <адрес>, <адрес>

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого здания утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 790-ПП по состоянию на 1 января 2016 года в размере 3 652 030 914 рублей.

Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного нежилого здания влияют на права и обязанности ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» как плательщика налога.

Судом установлено также, что административный истец воспользовался предоставленным статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Россиийской Федерации» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и 25 августа 2017 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве от 12 сентября 2017 года административному истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем, ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» обратилось в суд с настоящим административным иском.

В обоснование предъявленного административного иска ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» представлен отчёт об оценке ,, подготовленный ООО «ППО-Консалт», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 2 111 871 285 рублей.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «ЭсАрДжи-Консалтинг».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 2 187 056 000 рублей (с НДС).

Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется, установил рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере 2 187 056 000 рублей.

Между тем, судом первой инстанции оставлено без достаточного внимания то обстоятельство, что в заключение эксперта имеются противоречия при определении окончательной рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку при проведении экспертизы рыночная стоимость нежилого здания определена с учетом применения такого ценообразующего фактора, как налог на добавленную стоимость (НДС). Данные противоречия не устранены судом первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Суд исходил из того, что уплата НДС и налога на имущество организаций не влечет двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом: уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объекта, а уплата НДС только в случае отчуждения объекта, когда налог на имущество уже уплачивается.

Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.

Для целей Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3).

Пунктом 1.7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», при использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с Ценностями проведения сделки.

Режим налогообложения сторон сделки, обуславливающий необходимость выделения НДС, является характеристикой не самого объекта имущества, а сторон сделки.

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, в том числе в области оценочной деятельности, не предусматривают необходимость учёта в качестве ценообразующего фактора особенности налогообложения сторон сделки и не устанавливают требований и условий корректировки величины как кадастровой, так и рыночной стоимости на сумму НДС.

По общему правилу реализация нежилых помещений по рыночной стоимости может являться объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и в этом случае налог на добавленную стоимость подлежит определению по правилам главы 21 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в её составе налога на добавленную стоимость противоречит приведенным нормам законодательства об оценочной деятельности.

Разрешая спор, суд апелляционной инстанций правомерно исходил из того, что установление судом первой инстанции кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости с выделением в её составе НДС, противоречит законодательству об оценочной деятельности.

В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Научно-практический цент профессиональной оценки» Яскевичу Е.Е.

Согласно заключению повторной судебной экспертизы отчёт об оценке № , подготовленный ООО «ППО-Консалт», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в размере 2 763 557 134 рублей.

Оценивая заключение повторной судебной оценочной экспертизы, по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определенная в нём итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.

Заключение повторной судебной экспертизы, составленное экспертом ООО «Научно-практический цент профессиональной оценки», соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта капитального строительства сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с указанием использованных методов и подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Приведенные в заключении эксперта Яскевича Е.Е. сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости города Москвы на дату оценки по спорному сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, при необходимости в расчетах были применены соответствующие корректирующие коэффициенты.

Расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2016 года. Итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной.

Исследование выполнено экспертом Яскевичем Е.Е., отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», имеющим стаж работы в области оценки свыше 20 лет, являющимся действующим членом некоммерческого партнерства Саморегулирующей организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», обладающим квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности от 16 февраля 2018 года по оценке недвижимости, застраховавшим ответственность и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Выводы о величине рыночной стоимости объекта капитального строительства, содержащиеся в отчете об оценке рыночной стоимости от , подготовленным ООО «ППО-Консалт», опровергаются заключением, проведенной по делу, повторной судебной оценочной экспертизы, в связи с чем, суд апелляционной инстанции обосновано отнесся критически к названному доказательству.

Заключение первоначальной судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом ООО «ЭсАрДжи-Консалтинг», то при определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в заключении ошибочно использован такой ценообразующий фактор, как НДС, в связи с чем, данное заключение обоснованно не принято во внимание судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об изменении решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 310 КАС РФ в части установления размера рыночной стоимости объекта капитального строительства, посчитав необходимым установить кадастровую стоимость спорного объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, в соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом ООО «Научно-практический цент профессиональной оценки» Яскевичем Е.Е., в размере 2 763 557 134 рубля.

Судебная коллегия не находит оснований сомневаться в правильности выводов повторной судебной оценочной экспертизы, поскольку выводы эксперта основаны на подробном исследовании сведений, имеющих доказательное значение, мотивированы и ясны, не содержат противоречий, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость объекта недвижимости.

Исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку иная правовая оценка обстоятельств дела и представленных по делу доказательств не может служить основанием к отмене обжалуемого решения в кассационном порядке.

Иные доводы кассационной жалобы, в силу положений части 2 статьи 328 КАС РФ, не могут повлечь отмену апелляционного определения в кассационном порядке, в связи с тем, что направлены лишь на несогласие с правовой оценкой и выводами суда. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые, по утверждению кассатора, привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, по делу не допущено.

Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца ООО «Динамо-Петровский парк-XXI век» по Привалова Д.В. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

8а-3929/2021 [88а-6479/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
ООО "Динамо-Петровский парк-21 век"
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
ДГИ г. Москвы
Правительство Москвы
Другие
Королев Павел Сергеевич
Привалов Дмитрий Васильевич
Управление росреестра по Москве
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Войта Игорь Васильевич
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
24.03.2021Судебное заседание
24.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее