РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 19 марта 2021 года с. Кырен
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Низовцева А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Тункинского района Цыбиковой Ю.В.,
при секретаре Александровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-142/2020 по административному исковому заявлению прокурора Тункинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в группе «Тюремные аббревиатуры» с доменным именем <данные изъяты>, информацией, распространение которой Российской Федерацией запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тункинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лицс административным иском опризнании информации, размещенной в группе «Тюремные аббревиатуры» с доменным именем <данные изъяты>, информацией, распространение которой Российской Федерацией запрещено.
В обоснование иска указал, что в результате мониторинга сети «Интернет» установлено, что в свободном для неопределённого круга лиц доступе находится в группе «ВКОНТАКТЕ» с названием «Тюремные аббревиатуры. Наколки. Понятия, и все что с этим связано» с доменным <данные изъяты>. Сайт находится в свободном доступе, с содержанием указанной страницы в электронном варианте может ознакомиться любой пользователь сети «Интернет», имеется возможность просмотреть и скачать указанное изображение. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тункинского района Цыбикова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В части 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 1 КАС, разъяснениями пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в порядке административного судопроизводства рассматриваются, в том числе дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К таким относятся и вытекающие из публичных правоотношений дела о признании информации запрещенной к распространению Российской Федерации в связи с нарушением установленных законодательством Российской Федерации запретов в целях защиты прав граждан.
Из материалов дела следует, чтов результате мониторинга сети «Интернет» установлено, что в свободном для неопределённого круга лиц доступе находится в группе «ВКОНТАКТЕ» с названием «Тюремные аббревиатуры. Наколки. Понятия, и все что с этим связано» с доменным <данные изъяты>. Сайт находится в свободном доступе, с содержанием указанной страницы в электронном варианте может ознакомиться любой пользователь сети «Интернет», имеется возможность просмотреть и скачать указанное изображение. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
В части 6 статьи 10 Закона содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 280 УК РФ предусмотрено уголовное наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Частью 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Указанные требования также закреплены в ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которой на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушению, гражданскому или иному уголовному делу.
Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляются в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
В соответствии со ст. 12 указанного закона, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Устава Международного союза электросвязи, принятого в Женеве 22.12.1992 и ратифицированного Российской Федерацией (Федеральный закон от 30.03.1995 № 37), члены Союза сохраняют за собой право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
Положениями п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 9 вышеназванного Федерального закона закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
Пунктом 6 ст. 10 установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 5 ст. 15, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту - Реестр).
В реестр включаются:доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время в сети Интернет в группе «ВКОНТАКТЕ» с названием «Тюремные аббревиатуры. Наколки. Понятия, и все что с этим связно» с доменным именем <данные изъяты>,содержится, явно призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, призывы к совершению противоправных действий.
Распространение данной информации в сети Интернет противоречит требованиям федерального законодательства Российской Федерации, подрывает социальную стабильность общества, нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Административные исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику (Управлению Роскомнадзора по Республике Бурятия), на которого действующим законодательством обязанность по ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отсутствия законодательно установленных запретов иных государств право владельца сайта на распространение данной информации в иных государствах не ограничено.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Тункинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в группе «Тюремные аббревиатуры» с доменным именем <данные изъяты>, информацией, распространение которой Российской Федерацией запрещено.
Признать информацию, размещенную в группе «Тюремные аббревиатуры» с доменным именем <данные изъяты>, информацией, распространение которой Российской Федерацией запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения информации, распространенной в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, в автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
На решение может быть принесено апелляционное представление или подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Низовцев