Судья Хокшанова Т.А. № 33-123/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-273/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е13 февраля 2020 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Лиджиева С.В. и Сидоренко Н.А.
при секретаре Корниенко Т.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Эрдниевой М.Б. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Городовиковский» МВД по РК о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца по апелляционной жалобе представителя истца Сангаджиевой Б.У. на решение Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Сангаджиевой Б.У., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя МО МВД России «Городовиковский» Шамрай В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Эрдниева М.Б. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.
«…» года умер её отец «…» Она, будучи несовершеннолетней «…» г.р., является получателем пенсии по случаю потери кормильца - отца, умершего от заболевания, полученного в период военной службы. «…» являлся сотрудником полиции в должности оперативного дежурного МО МВД России «Городовиковский», на момент выхода на пенсию по инвалидности «…». «…» года «…» уволен со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. После его смерти «…» обратилась в МО МВД России «Городовиковский» с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячной денежной компенсации, как иждивенцу сотрудника полиции в отставке. Решением ответчика от 26 июля 2019 года ей отказано, со ссылкой на то, что заболевание, приведшее к смерти, не было получено «…» при выполнении служебных обязанностей. Считает отказ незаконным и нарушающим её права на получение указанной ежемесячной денежной компенсации. Просила признать незаконным отказ МО МВД России «Городовиковский» в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную компенсацию по случаю потери кормильца.
В судебном заседании представитель истца Сангаджиева Б.У. поддержала исковые требования. Просила принять во внимание пункт 2 статьи 1, статью 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым истец, как лицо, находившееся на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел), является членом его семьи и имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в виде разницы между приходившейся на ее долю части денежного довольствия, получаемого умершим гражданином РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день увольнения, и назначенной им пенсии по случаю потери кормильца. Ответчику был предоставлен полный пакет документов лицом, являющимся получателем пенсии по случаю потери кормильца. Заболевание «…» получено в связи с прохождением службы, что подтверждается справкой военно-врачебной комиссии, из которой следует причинно-следственная связь между заболеванием и наступившей смертью пенсионера МВД. В связи с чем у истицы возникли законные основания для назначения пенсии, поскольку она входит в перечень лиц, имеющих такое право. Сам факт получения истицей пенсии по случаю потери кормильца является основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации. Поскольку последним местом прохождения службы «…» являлся МО МВД России «Городовиковский» - структурное подразделение МВД РК, полагает указанный Отдел надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика МО МВД России «Городовиковский» Шамрай В.А. исковые требования не признала и, поддержав доводы своего возражения, пояснила, что по результатам заключения военно-врачебной комиссии от «…» года заболевание майора полиции в отставке «…», приведшее к смерти «…» года, получено в период военной службы. Поскольку доказательств того, что данное заболевание было получено им при исполнении служебных обязанностей и квалифицируется как военная травма, представлено не было, истцу Эрдниевой М.Б. обоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца.
Решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований Эрдниевой М.Б. отказано.
В апелляционной жалобе представителя истца Сангаджиевой Б.У. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что «…» был уволен со службы органов внутренних дел в связи с наличием заболевания, полученного в период военной службы, которое привело к его смерти, о чем истцом были представлены письменные доказательства, дающие основания для назначения ежемесячной выплаты. Считает суждение суда об отсутствии у истца права ссылаться на часть 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, в связи с увольнением «…» в 2012 году, то есть до введения данной нормы, ошибочным. Обращает внимание на непредставление ответчиком в судебное заседание решения комиссии об отказе в назначении ежемесячной компенсации. Ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда РФ, статью 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, статьи 1089, 1088 Гражданского кодекса РФ, считает, что Эрдниева М.Б. имеет право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации, как иждивенец сотрудника полиции в отставке.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика МО МВД России «Городовиковский» Шамрай В.А. пояснила, что Эрдниевой М.Б. обоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца, поскольку доказательств о том, что заболевание майора полиции в отставке «…», приведшее к смерти «…» года, получено им в связи с выполнением служебных обязанностей не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Эрдниевой М.Б., суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации у ответчика не имелось, поскольку доказательств о том, что заболевание «…», приведшее к смерти «…» года, получено им в связи с выполнением служебных обязанностей, не имеется.
С указанным выводом суда первой инстанции следует согласиться, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела, с учетом положений законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, и соответствует требованиям материального и процессуального закона.
Согласно части 1.1. статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ), в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 4 части 1.2. статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ к лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 1.1 настоящей статьи, в том числе, относятся лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
Условия и порядок осуществления выплаты компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, а также правила исчисления денежного довольствия сотрудника, погибшего (умершего) до 1 января 2012 года, или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел до 1 января 2012 года, определяются Правительством Российской Федерации (часть 1.3 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 1306 утверждены Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрен перечень документов для назначения ежемесячной денежной компенсации, в частности, заявителю необходимо представить копию документа, подтверждающего факт гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, наступила вследствие военной травмы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, «…» с «…» года проходил службу в различных подразделениях МВД РК. С «…» года назначен на должность помощника начальника отдела - оперативным дежурным МО МВД России «Городовиковский», откуда был уволен «…» года в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. Военно-врачебной комиссией установлено, что заболевание майора полиции в отставке «…» «…», приведшее к смерти «…» года, получено в период военной службы. Истец Эрдниева М.Б. является пенсионером по линии МВД России по случаю потери кормильца за умершего отца - пенсионера МВД России по инвалидности «…».
Доказательств того, что «…» умер вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, суду не представлено и в материалах дела не имеется. Поэтому судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации Эрдниевой М.Б.
Вывод суда об отсутствии у истца права ссылаться на статью 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, в связи с увольнением «…» в 2012 году, то есть до введения данной нормы является ошибочным, однако данное обстоятельство не повлияло на правильность принятого по существу решения и не может служить основанием для его отмены.
Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
решение Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Сангаджиевой Б.У. – без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи С.В. Лиджиев
Н.А. Сидоренко