№ 88- 10506/2021
№ 2-2823/2021
УИД 28RS0004-01-2021-002085-93
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 декабря 2021 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Т.И. Украинской,
судей Старовойт Р.К., Хребтовой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Виталия Борисовича к администрации города Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке
по кассационной жалобе администрации города Благовещенска в лице и.о. мэра Ноженкина М.С.
на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 мая 2021 г. и апелляционное определение Амурского областного суда от 26 июля 2021 г.,
заслушав доклад судьи Украинской Т.И.,
У С Т А Н О В И Л А:
Андреев В.Б. обратился в суд с иском к администрации города Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указал, что постановлением администрации г. Благовещенска Амурской области <данные изъяты> принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общем и во внеочередном порядке, с составом семьи 1 человек, в связи с наличием у него заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Поскольку до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, просил суд обязать администрацию города Благовещенска предоставить ему вне очереди, на условиях договора социального найма, жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, и дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, площадью не более 15 кв. м.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 17 мая 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 июля 2021 г., исковые требования Андреева В.Б. удовлетворены. На администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить истцу вне очереди, на условиях договора социального найма, жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м и дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, площадью не более 15 кв.м.
В кассационной жалобе и.о. мэра города Благовещенска просит судебные постановления, состоявшиеся по настоящему делу, отменить и принять новое решение об отказе в иске. Указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов жильем относится к расходным обязательствам Российской Федерации и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по требованиям Андреева В.Б.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Андреев В.Б. указывает, что судебные постановления по делу приняты в соответствии с действующим законодательством и просит оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания. Их неявка в силу части 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на нее, кассационный суд оснований для отмены или изменения судебных постановлений не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Из дела следует, что Андреев В.Б. является инвалидом <данные изъяты>, страдает хроническим заболеванием <данные изъяты>, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н.
Андреев В.Б. является нанимателем жилого помещения общей площадью 36 кв. метров, в котором проживает совместно с сестрой Андреевой Е.Б. и племянницей Андреевой А.Д.
Постановлением администрации г. Благовещенска № 2414 от 27 июля 2017 года Андреев В.Б. как малоимущий и инвалид принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общем и во внеочередном порядке, с составом семьи 1 человек, на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав (предоставление жилого помещения вне очереди) и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу изложенного, предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, является полномочием органа местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судебные постановления по делу соответствуют нормам материального права. Правовая позиция по аналогичным спорам изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.
Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 мая 2021 г. и апелляционное определение Амурского областного суда от 26 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Благовещенска в лице и.о. мэра Ноженкина М.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи