УИД 16RS0042-03-2021-008900-47
дело № 2-9887/2021 ~ М-8969/2021
Судья Вафина Г.В. № 33-4089/2022
учет № 073 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 марта 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Камалова Р.И., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Ахметовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Гайниева И.Н. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года, которым ему было отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное установление страховой пенсии по старости, включении в льготном исчислении периодов работы и службы в рядах Советской Армии, компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Гайниев И.Н. обратился в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное установление страховой пенсии по старости, включении в льготном исчислении периодов работы и службы в рядах Советской Армии, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указывает, что ответчиком отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, рекомендовано обратиться за назначением пенсии по достижении общеустановленного возраста.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, просит суд, с учетом уточнения требования, обязать включить в льготном исчислении (1 год 6 месяцев за 1 год) в специальный стаж период работы с 19 июня 1989 года по 30 июня 1995 года в качестве инженера в передающем цехе №1 в Петропавловск-Камчатском радиоцентре Елизовского района Камчатского края и службу в рядах Советской Армии с 7 апреля 1987 года по 24 апреля 1989 года, и назначить досрочную страховую пенсию с 24 декабря 2020 года; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.
В судебном заседании Гайниев И.Н. и его представитель по доверенности Патракова Н.П. иск поддержали.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан Кривенький В.И. иск не признал.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с тем, что им была представлена архивная справка от 8 декабря 2020 года, в которой указано, что он имеет право на льготы исходя из Постановления СНК от 14 сентября 1945 года №2358, то есть из расчета один год службы за два. Кроме того, в ней указано, что он прибыл на службу в Камчатскую область, в отдалённую местность.
Стороны, будучи извещенным о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона №400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, решением пенсионного органа от 19 марта 2021 года истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего севера.
Ответчиком не был включен в общий страховой и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 19 июня 1989 года по 30 июня 1995 года в должности инженера в передающем цехе №1 в Петропавловск-Камчатском радиоцентре, Елизовского района Камчатского края.
После поступления сведений, подтверждающих стаж работы в районе Крайнего Севера, решением пенсионного органа № 826313/21 от 19 октября 2021 года спорный период работы с 19 июня 1989 года по 30 июня 1995 года в должности инженера в передающем цехе №1 в Петропавловск-Камчатском радиоцентре, Елизовского района Камчатского края был засчитан в стаж на соответствующих видах работ (в районах Крайнего Севера), всего засчитано в календарном порядке 6 лет 12 дней.
В стаж работы в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностям, ответчик не включил период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 7 апреля 1987 года по 24 апреля 1989 года в должности лейтенанта.
Согласно архивной справке № 2/6-896 от 25 февраля 2021 года, выданной Центральным архивом филиала Западного военного округа, п. Власиха, Московской области, Гайниев И.Н. проходил военную службу в качестве лейтенанта в отдаленной местности Камачатской области с 7 апреля 1987 года по 24 апреля 1989 года.
Разрешая требования и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из отсутствия оснований для включения периода службы истца в рядах Советской армии в специальный стаж, поскольку действующим законодательством возможность такого зачета не предусмотрена в настоящее время и не была предусмотрена в период прохождения истцом военной службы.
С данным выводом судебная коллегия соглашается и признает доводы апелляционной жалобы истца о том, что период работы в районах Крайнего Севера и период службы в армии включается в страховой стаж в льготном исчислении из расчета один год службы за два, несостоятельными.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года № 380-О, от 29 сентября 2011 года № 1040-О-О, от 25 января 2012 года №19-О-О, от 28 января 2016 года № 48-О и др.).
Право на зачет времени действительной срочной военной службы в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-У11 предусмотрено не было.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», которым включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми, как указано выше, включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Ныне действующий с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Таким образом, оснований для включения спорного периода прохождения истцом военной службы в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у суда первой инстанций не имелось.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда истцом не обжалуется оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайниева И.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 4 апреля 2022 года
Председательствующий
Судьи