Решение по делу № 2-3707/2023 от 17.02.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                                             г. Балашиха Московской области

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи ФИО10

    при помощнике ФИО3,

с участием представителя ответчика ГБОУ Балашихинская областная больница по доверенности ФИО7, представителя Балашихинской городской прокуратуры помощника Балашихинского городского прокурора ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница», Балашихинской городской прокуратуре о признании незаконным действий, выразившиеся в отказе обеспечить лекарственными препаратами, признании незаконным ответа,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница», Балашихинской городской прокуратуре с требованием о признании незаконным действий, выразившиеся в отказе обеспечить лекарственными препаратами, признании незаконным ответа. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к заведующей поликлиники ГБУ Балашихинская областная больница с жалобой, в которой указал, что ДД.ММ.ГГГГ потребовал выдать лекарственные препараты для осуществления лечения по назначениям лечащих врачей — <данные изъяты> и другие препараты, назначенные за ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также инсулины. Ответом заместителя главного врача ГБОУ Балашихинская областная больница ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выписаны <данные изъяты>ручки. При этом, отсутствует выписанные лечащими врачами препараты фосфалюгель, нольпаза, ношпа, эспумизан, мотивировав это тем, что они не входят в перечень жизненноважных препаратов. Поскольку ФИО1 является федеральным льготником, отказ в обеспечении препаратов, выписанных по указанию лечащего врача является незаконным, о чем свидетельствует обзор судебной практики ВСРФ в ДД.ММ.ГГГГ Должностные лица ГБОУ Балашихинская областная больница предлагают ФИО1 приобретать за свой счет препараты, необходимые ему для лечения, а также ручку для использования короткого инсулина, стоимость которой в розничной сети аптек достигает до <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ    ФИО1 оформил жалобу в министерство здравоохранения <адрес>, потребовав устранить нарушения закона. Ответом заместителя начальника управления организации первичной медико-санитарной помощи Министерства здравоохранения <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ нарушений прав ФИО1 не установлено, в обеспечении препаратами, выписанными лечащими врачами (нолпаза, фосфалюгель, ношпа и другие) отказано со ссылкой на отсутствие их в списках жизненно необходимых препаратов. Кроме того, в данном ответе присутствовали рассуждения по поводу какой-то «мамы ФИО1». Должностным лицам поликлиники ГБУ Балашихинская областная больница и ФИО4 ничто не препятствовало направить соответствующие лекарства в адрес ФИО1, не ссылаясь на каких-то его родственников. Длительное время ФИО1 за свой счет из назначенной им ФИО5 пенсии по инвалидности (<данные изъяты> рублей) приобретает лекарственные препараты, назначаемые ему лечащими врачами поликлиники , к которой он прикреплен, поскольку без указанных препаратов он не может ежедневно существовать в связи с тяжелым течением основного заболевания. Нахождения в стационарах не привело к облегчению его состояния. В неоднократных звонках должностных лиц поликлиники на номер телефона ФИО6, не принадлежащем ФИО1, распространяются сведения об инвалиде, в том числе и медицинская информация, при этом не организована соответствующая выдача жизненно необходимых препаратов, выдвигаются требования об обязательной явке ФИО1 в поликлинику либо возлагается обязанность по оформлению нотариальной доверенности стоимостью <данные изъяты> рублей. В связи с длительным и тяжелым состоянием здоровья и материальным положением у ФИО1 отсутствует такая возможность. Истец просит признать незаконным действия поликлиники ГБОУ «Балашихинская областная больница», выразившиеся в отказе обеспечить лекарственными препаратами, выписанными врачом поликлиники для лечения сопутствующих заболеваний в период с 2019 по настоящее время, признать незаконным ответ Балашихинской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в применении мер прокурорского реагирования.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика ГБОУ Балашихинская областная больница по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Ответчика Министерство здравоохранения <адрес> о дате и времени рассмотрения дела извещено, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Представитель Балашихинской городской прокуратуры помощник Балашихинского городского прокурора ФИО8, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к заведующей поликлиники ГБУ Балашихинская областная больница с жалобой, в которой указал, что с ДД.ММ.ГГГГ потребовал выдать лекарственные препараты для осуществления лечения по назначениям лечащих врачей — фосфалюгель, нольпаза, эспрумизан, гевискон, но-шпа и другие препараты, назначенные за период ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также инсулины.

Ответом заместителя главного врача ГБОУ Балашихинская областная больница ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выписаны инсулин <данные изъяты> в шприц ручках, тест полоски, ампулы инсулин короткого действия РенЛиз без шприц-ручки. При этом, отсутствует выписанные лечащими врачами препараты <данные изъяты>, мотивировав это тем, что они не входят в перечень жизненноважных препаратов.

В соответствии с п. 8 ст. 6. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее предусмотренного Перечнем ЖНВЛП.

ФИО1 относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых являет расходным обязательством бюджета Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178- «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-Ф полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.

Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется Министерством в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки.

Обеспечение лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с потребностью, представленной медицинскими организациями согласно распоряжению Министерства здравоохранения Московской области от 09.02.2022 № 31-Р «О формировании заявки (потребности) на зарегистрированные лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, предназначенные для лечения в амбулаторных условиях отдельных категорий граждан в 2023 году за счет средств федерального, регионального бюджетов».

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Лекарственные препараты «Фосфалюгель» и «Нольпаза» не входят в Перечень.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основанием предоставления необходимых лекарственных препаратов является оформленный в установленном порядке лечащим врачом рецепт.

Выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» (далее - приказ Минздрав РФ № 1094н).

В соответствии с п. 5 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава РФ № 1094н назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (далее - МНН), а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

При этом даже в случае отсутствия необходимого лекарственного препарата момент обращения в аптечную организацию, аптечная организация согласно пункту Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развит Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставлен» набора социальных услуг отдельным категориям граждан», обязана принять рецепт организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения, отсроченное обслуживание рецепта или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средств предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту, что гак же регламентирует пунктом 4.3. Приказа Министерства здравоохранения Московской области от 18.02.201 № 62 «О Порядке лекарственного обеспечения за счет бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки- Определение курса лечения и оформление, при необходимости, рецептов лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача.

Согласно данным Единой региональной информационной системы <адрес>, в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ. и за текущий период ДД.ММ.ГГГГ обеспечен лекарственными препаратами, согласно назначению лечащего врача <данные изъяты>.

Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 305: «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарант бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия предоставлении набора социальных услуг.

В указанный Перечень включены: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

По данным ЕРИС МО ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обеспечен <данные изъяты>.

Истец ДД.ММ.ГГГГ обеспечен одноразовыми <данные изъяты>.

Еще один рецепт на <данные изъяты>.

Так же Истец обеспечен <данные изъяты>.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, в указанный перечень препараты Энтеросгель, Фосфолюгель, нольпаза, эспрумизан, гевискон не включены.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая настоящий спор, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь указанными выше нормами, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку ФИО1, был обеспечена лекарственным препаратами <данные изъяты>., иные лекарственные препараты не включены в перечень ЖНВЛП.

Относительно требований истца о признании незаконным ответа Балашихинской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Из ч. 1 ст. 10 Федерального закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1)    обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2)    запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3)    принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4)    дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5)    уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 4.14 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция), установлено, что по итогам рассмотрения обращения может быть принято решение «разъяснено», то есть направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом.

На основании п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения прав истца ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница» поступило в городскую прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ.

По доводам, изложенным в обращении, городской прокуратурой проведена проверка, по результатам которой оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

По результатам проверки городской прокуратурой в адрес истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подготовлен и направлен разъяснительный ответ. Указанный ответ истцом получен, получение ответа истцом не оспаривается.

Таким образом, поступившая жалоба административного истца рассмотрена по существу, в установленный законом срок, ответ заявителю направлен. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В действиях Балашихинской городской прокуратуры отсутствует нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, права административного истца не нарушены.

Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница», Балашихинской городской прокуратуре о признании незаконным действий, выразившиеся в отказе обеспечить лекарственными препаратами, признании незаконным ответа, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Балашихинский городской суд, с даты изготовления мотивированного решения.

                                   Судья                        ФИО13

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                      ФИО14

2-3707/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Урман Марк Борисович
Ответчики
Министерство Здравоохранения Московской области
ГБОУ Балашихинская областная больница
Балашихинская городская прокуратура
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Кулакова А.Л.
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
17.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Подготовка дела (собеседование)
10.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.01.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
29.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее