Решение по делу № 2-127/2021 от 25.08.2020

Дело № 2-127/2021

18RS0023-01-2020-002186-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2021 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи:    Мосалевой О.В.,

при секретаре:                Ветелиной Н.В.,

с участием истца Капина Сергея Егоровича,

представителя истца – адвоката Ириной Илины Шархановны, действующего на основании удостоверения и ордера № 7193 от 16.09.2020 года,

представителя ответчика Горобченко Елены Алексеевны, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капина Сергея Егоровича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

Капин С.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию.

В обоснование иска приведены доводы о том, что Капин С.Е., 03.08.1961 года рождения, 09 октября 2019 г. обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) (далее пенсионный орган) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, так как проработал на работах с тяжелыми условиями труда в должности огнеупорщика в МУП «Коммунальные тепловые сети», машиниста котельной на твердом топливе.

Согласно трудовой книжке Капин С.Е. работал: с 30.06.1982 года по 18.06.1983 года работа в Войсковой части № 95801 в должности слесаря по ремонту автомобилей (запись в трудовой книжке 4-6); с 01.09.1991 г. по 30.05.1992 г. в Межрайонном предприятии коммунальных тепловых сетей в должности машинист котлов; с 31.05.1992 г. по 31.08.1992 г. в должности огнеупорщика; с 01.09.1992 г. по 20.06.1993 г. в должности машиниста котлов; с 21.06.1992 г. по 25.04.1995 г. в должности огнеупорщика.

ГУ УПФ РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) приняло решение № 434116/19 от 22.10.2019 г. об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, установив, что стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у Капина С.Е. составляет на день подачи заявления 4 года 10 месяцев 6 дней, при требуемом 6 лет 3 месяца в возрасте 58 лет.

При этом ГУ УПФ РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) исключило из подсчета стажа с тяжелыми условиями труда для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:

с 30.06.1982 года по 18.06.1983 года работа в Войсковой части № 95801 в должности слесаря по ремонту автомобилей (запись в трудовой книжке 4-6), так как в дате увольнения и основании на увольнение имеются исправления;

с 01.09.1991 г. по 30.05.1992 г. в Межрайонном предприятии коммунальных тепловых сетей в должности машинист котлов;

с 31.05.1992 г. по 31.08.1992 г. в должности огнеупорщика;

с 01.09.1992 г. по 20.06.1993 г. в должности машиниста котлов;

с 21.06.1992 г. по 25.04.1995 г. в должности огнеупорщика.

Так как в трудовой книжке не правильно сделана запись, а именно не указано, что Капин С.Е. работал в должности машиниста котельной на твердом топливе.

Вынесенное решение об отказе в досрочном установлении трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, нарушает его конституционные права в части социального обеспечения.

Истец просил: признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) №434116/19 от 22.10.2019 г об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части.

Обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Капину С.Е., периоды:

- с 30.06.1982 года по 18.06.1983 года работа в Войсковой части № 95801 в должности слесаря по ремонту автомобилей,

- с 01.09.1991 г. по 30.05.1992 г. в Межрайонном предприятии коммунальных тепловых сетей в должности машинист котельной на твердом топливе,

- с 31.05.1992 г. по 31.08.1992 г. в должности огнеупорщика, с 01.09.1992 г. по 20.06.1993 г. в должности машиниста котельной на твердом топливе,

- с 21.06.1992 г. по 25.04.1995 г. в должности огнеупорщика.

Обязать ответчика назначить Капину С.Е. досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за пенсией, т.е. с 09.10.2019 г.

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, с учетом уточнения исковых требований просил:

Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) № 434116/19 от 22.10.2019 г об отказе установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части.

Обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Капину С.Е. периоды:

- с 01.09.1991 г. по 30.05.1992 г. в Межрайонном предприятии коммунальных тепловых сетей в должности машинист котельной на твердом топливе,

- с 31.05.1992 г. по 31.08.1992 г. в должности огнеупорщика,

- с 01.09.1992 г. по 20.06.1993 г. в должности машиниста котельной на твердом топливе,

- с 03.03.1994 г. по 30.06.1994 г., с 01.11.1994 года по 01.03.1995 г. в должности огнеупорщика в календарном исчислении

- с 01.07.1994 года по 31.07.1994 года -11,5 дней, с 01.09.1994 года по 30.09.1994 г. - 9 дней - по фактически отработанному времени.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) назначить Капину С.Е. досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за пенсией, т.е. с 09.10.2019 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) в пользу Капина С.Е. сумму государственной пошлины в размере 300 рублей, за составление искового заявления 3000 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) в пользу Капина С.Е. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Истец Капин С.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил, что решение об отказе в установлении пенсии он оспаривает в части отказа в назначении пенсии, суду пояснил, что в спорные периоды 1991-1995 года он работал в должности машиниста котельной на твердом топливе МП КТС.

МП КТС- предприятие, которое занималось теплоснабжением города, в составе предприятий было много котельных, он работал в котельной по <адрес>. Эта котельная отапливала школу , детский сад и жилой дом. Его работа в качестве машиниста котельной носила сезонный характер.

В котельной было два котла, оба котла работали на твердом топливе, в качестве топлива использовали только уголь. Работали по 2 машиниста в смену. Все котельные в МП КТС работали на твердом топливе, в 90х годах на газ переводили только одну котельную по <адрес>. В этой котельной он не работал. Кроме того в котельных на жидком топливе работали не машинисты, а операторы котельной, т.е. наименование должности говорит о том, что работа в котельной осуществлялась на твердом топливе. В качестве огнеупорщика (печника) он работал без привязки к котельной.

В судебном заседании представитель истца Ирина И.Ш. исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, указав, что в настоящее время предприятие ликвидировалось, истец не может представить справку, уточняющую характер и условия труда. Вместе с тем ранее истцу выдавалась такая справка, и пенсионный орган период работы истца в должности огнеупорщика, подтвержденный указанной справкой, включил в расчет специального стажа, но лишь, указанная позиция пенсионного фонда является необоснованной. То обстоятельство, что в приказах о проведении медосмотра, других приказах, истец в спорные периоды 1994 году упоминается с другой должностью, является ошибкой, поскольку согласно трудовой книжке, личной карточке работника, переводов у истца не было, он работал огнеупорщиком. Во все спорные периоды истец выполнял льготную трудовую функцию, основания для отказа во включения указанных периодов в расчет специального стажа у ответчика отсутствовали.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) Горобченко Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым 09 октября 2019 года Капин С.Е., 03.08.1961 г.р., обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренной статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

22.10.2019 года решением Управления Калину С.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, т.к. требуемый льготный специальный стаж (6 лет 3 месяца) при достижении возраста 58 лет у истца отсутствует.

Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателе дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список № 2 от 1991 года);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список № 2 от 1956 года).

В разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка №2 от 1991 года предусмотрена профессия огнеупорщики (код позиции 2140000а - 15416).

Трудовая функция - подготовка пространства рабочей зоны для производства кладки из огнеупорного материала.

Паросиловое хозяйство - это совокупность установок и оборудования (паровые котлы, парогенераторы, паровые двигатели и др.), используемых для получения в основном горячей воды и пара. Пар требуется для различных технологических и энергетических процессов, в том числе для отопления и водоснабжения жилых, общественных и других непроизводственных зданий сооружений городов и поселков.

Тепловые электростанции (ТЭС) различаются по энергетическому назначению. Тепловые электростанции, отпускающие как электрическую, так и тепловую энергию, называются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ). Тепловые электростанции, используемые для отопления горячего водоснабжения жилых и общественных зданий городов и поселков, называют коммунальными (отопительными). Как промышленные, так и отопительные теплоцентрали являются составной частью энергетической системы города (района).

В разделе XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 от 1991 года предусмотрена профессия машинист (кочегар) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (код позиции 23200000-13786).

Котельная - это комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения.

При этом обязательным условием для назначения пенсии по Списку N 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов на твердом топливе (угле и сланце).

Согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

В соответствии с «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (далее - Порядок № 258н), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета - выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованною лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 258н, в случаях, когда необходимы данные и характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержался неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно трудовой книжке, заполненной 26.07.1979 г., Капин С.Е. принят 25 ноября 1987 года на работу слесарем по ремонту котельного оборудования в Межрайонное предприятие коммунальных тепловых сетей (запись №18). Переведен на должность огнеупорщика 31 мая 1988 года (запись № 19).

Далее, согласно трудовой книжке истца, следует: 11.10.1989г. - переведен машинистом; 26.04.1990г. - переведен огнеупорщиком; 01.09.1991г. — переведен машинистом котлов; 31.05.1992г. - переведен огнеупорщциком; 01.09.1992г. - переведен машинистом котлов; 21,06.1993г. - переведен огнеупорщиком; 26.04.1995г. - переведен сторожем; 17.05.1995г. - переведен каменщиком; 28.07.1998г. - уволен.

Согласно архивным справкам, выданным Управлением по делам архивов Администрации города Сарапула от 29.05.2019 № 19-26810 и от 30.05.2019 № 19-26812, указано, что в лицевых счетах в отношении Капина С.Е. значится: «...с 1991 года - огнеупорщик...», «...с 1994 года - машин.котлов...».

Согласно архивной справке, выданной Управлением по делам архивов Администрации города Сарапула от 31.05.2019 № 19-26821, начиная с 03 марта 1994 года, Капин С.Е. в приказах директора значится только как «машинист», «кочегар», «машинист котлов».

К заявлению об установлении страховой пенсии по старости Капин С.Е. представил справку от 10.02.2006 года № 23, выданную МУП г.Сарапула «Коммунальные тепловые сети», которая подтверждает, что истец работал в качестве огнеупорщика в соответствии с разделом XIII Списка № 2 от 1991 года (код позиции 2140000а - 15416) в периоды с 31.05.1988 по 10.10.1989, с 26.04.1990 по 31.08.1991, с 31.05.1992 по 31.08.1992, с 21.06.1993 по 02.03.1994.

Данные периоды зачтены Управлением в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Для подтверждения характера работы и условий труда в должности машиниста (кочегара котельной (на угле и сланце), в том числе занятого на удалении золы (код позиции 23200000-13786 Списка № 2 от 1991 года), истцу необходимо представить: документы, подтверждающие постоянную (сезонную) работу; технический паспорт на котел с датой ввода в эксплуатацию; технические характеристики котла: технологический процесс; иная документация, подтверждающая работу в котельной на определенном виде используемого топлива.

По представленным к заявлению о досрочном назначении пенсии Капина С.Е. документам, а также документам по спорным периодам работы, рассматриваемым в ходе данного судебного разбирательства, не усматривается, что истец работал машинистом (кочегаром) котельной (на угле и сланце), в том числе занятым на удалении золы, постоянно, полный рабочий день не менее 80 процентов рабочего времени. Справки, уточняющие особый характер работы или условия труда по данной должности. Капиным С.Е. не представлены.

На основании изложенного, ответчик просит отказать Капину С.Е. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Кроме того, представитель ответчика Горобченко Е.А. суду пояснила, что стаж работы в должности огнеупорщика, подтвержденный справкой работодателя, ответчиком в расчет специального стажа истца включен частично, поскольку в приказе от 03.03.1994 года о прохождении медосмотра и в последующих приказах Капин С.Е. значится не как огнеупорщик, а как машинист, кочегар.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

09.10.2019 года Капин С.Е., 03.08.1961 г рождения, т.е. в возрасте 58 лет обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарапуле УР (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ УПФ от 26.11.2019 года в назначении досрочной страховой пенсии Капину С.Е. отказано, поскольку стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у Капина С.Е. на 09.10.2019 год составляет 4 года 10 месяцев 6 дней, при требуемом 6 лет 3 месяца в возрасте 58 лет, страховой стаж для определения права на пенсию составляет 20 лет 4 месяца 25 дней, при требуемом - 25 лет.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения и дату принятия оспариваемого решения) определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ

по состоянию на 31.12.2018 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ назначается, в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.

При отсутствии требуемой продолжительности специального стажа пенсия продолжительностью 12 лет 6 месяцев, но при наличии стажа не менее 6 лет 3 месяцев, пенсия может быть назначена с уменьшением возраста на 1 год, за каждые 2 года 6 месяцев специального стажа.

В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона PC "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться в выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Требования истца с учетом позиции последнего, просившего о применении действующего нормативного регулирования, подлежат разрешению с применением Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 30.06.1982 года по 18.06.1983 года слесарем по ремонту автомобилей Войсковой части 95801, суд учитывает, что согласно Списку №2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, равно как и действовавшим в спорный период Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, работа слесарем по ремонту автомобилей не отнесена к работам, дающим право на пенсию в льготных условиях. По указанным основаниям истцу Капину С.Е. в удовлетворении требований о включении периода работы с 30.06.1982 года по 18.06.1983 года слесарем по ремонту автомобилей Войсковой части 95801 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, должно быть отказано.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XXXIII код 23200000-13786 предусмотрена профессия: машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы; а в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" код 2140000а - 15416 предусмотрена профессия огнеупорщики.

Капин С.Е. 03.08.1961 года рождения 09.10.2019 года, т.е. в возрасте 58 лет, обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Для досрочного назначения страховой пенсии по старости с момента обращения истец должен подтвердить наличие специального стажа не менее 6 лет 3 месяцев и общего страхового стажа не менее 25 лет.

Решением управления об отказе в установлении пенсии № 434116/19 от 22.10.2019 года Капину С.Е. отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании представленных Капиным С.Е. документов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости включены периоды продолжительностью 4 года 10 месяцев 06 дней, при этом пенсионным органом в решении указано, что не подлежат включению в специальный стаж периоды работы истца:

с 30.06.1982 по 18.06.1983 — работа в Войсковой части № 95801, так как в дате увольнения и основании на увольнение имеются исправления.

Согласно трудовой книжке Капина С.Е., последний:

30.06.1982 года принят слесарем по ремонту автомобилей в Войсковую часть 95801 (приказ №17-к от 30.06.1982 года);

01.01.1983 года присвоена квалификация слесаря по ремонту автомобилей второго разряда (приказ № 271 от 27.12.1982 года);

18.06.1983 года уволен по собственному (приказ № 19-к 18.06.1983 года);

25.11.1987 года принят на работу в межрайонное предприятие коммунальных тепловых сетей слесарем по ремонту котельного оборудования 4 разряда (приказ №326 от 26.11.1987 года);

31.05.1988 года переведен огнеупорщиком 4 разряда (приказ №264 от 01.06.1988 года);

01.01.1989 Межрайонное предприятие коммунальных тепловых сетей передано в подчинение Производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства (Приказ ТПО ЖКХ Удм.АССР №192 от 28.11 1986 года);

11.10.1989 переведен машинистом (приказ №986 от 11.10.1989 года);

26.04.1990 переведен огнеупорщиком 4 разряда (приказ №77 от 26.04.1990 года);

01.09.1991 Переведен машинистом котлов (приказ №121а от 01.09.1991 года);

31.05.1992 переведен огнеупорщиком (приказ №196а от 31.05.1992 года);

01.09.1992 переведен машинистом котлов (приказ №126а от 01.09.1992 года);

21.06.1993 года переведен огнеупорщиком (приказ №127 от 21.06.1993 года);

26.04.1995 года переведен сторожем (приказ №131 от 26.04.1995 года)

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в расчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, по старости периодов работы с 01.09.1991 по 30.05.1992 года с 01.09.1992 года по 20.06.1993 года, суд учитывает следующее.

Согласно справке МУП г. Сарапула «Коммунальные тепловые сети» о реорганизации предприятия объединенных котельных города Сарапула в 1966 году Постановлением Совета Министров УАССР организовано предприятие объединенных котельных в городе Сарапуле.

В 1986 голу Предприятие объединенных котельных переименовано в межрайонное предприятие «Коммунальные тепловые сети». Приказ № 63/к от 26.07.1984 гола по Республиканскому производственному объединению «Теплокоммунэнеро».

В 1989 голу межрайонное предприятие «Коммунальные тепловые сети» передано в подчинение Производственного объединения жилищно- коммунального хозяйства. Приказ ТПО ЖКХ У АССР № 192 от 28.11.1988 г.

В 1990 голу межрайонное предприятие «Коммунальные тепловые сети» реорганизовано в муниципальное предприятие «Коммунальные тепловые сети» города Сарапула. Решение комитета Сарапульского городского Совета народных депутатов Удмуртской республики №578 от 28.04.1990 гола.

В 2003 голу муниципальное предприятие «Коммунальные тепловые сети» города Сарапула переименовано в муниципальное унитарное предприятие города Сарапула «Коммунальные тепловые сети». Решение Исполнительного органа местного самоуправления г.Сарапула Комитет по управлению имуществом № 200 от 30.06.2003 г. (л.д.84).

Согласно акту передачи в эксплуатацию на баланс предприятия коммунальных тепловых сетей в целях дальнейшего улучшения эксплуатации инженерного оборудования, на основании решения исполкома Сарапульского городского Совета АССР от 08.08.1984г. городской отдел народного образования сдал, а Межрайонное предприятие коммунальных тепловых сетей «Теплокоммунэнерго» г.Сарапула приняло на баланс предприятия котельную школы по <адрес> (л.д.88).

Согласно архивной справке Управления по делам архивов от ДД.ММ.ГГГГ в приказе директора Предприятия коммунальных тепловых сетей ПОЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ значится: «В связи с праздником Днем работников жилищно-коммунального хозяйства и успешное выполнение плана социально- экономического развития города в 1991 году, объявить благодарность и выдать денежную премию следующим работникам предприятия:.. . Капину С.Е. - машинисту» (имя, отчество - так в тексте оригинала) (л.д.15).

Оценивая наличие и отсутствие оснований для включения спорных периодов в расчет специального стажа, суд исследовал личную карточку работника МПКТС, согласно которой в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в качестве «машиниста», что в целом не противоречит содержанию трудовой книжки истца.

Согласно штатному расписанию по котельным Сарапульского ПТС на 1989 год котельная Ефима Колчина 36 (на газу) имела в штате «оператора котельной»- 8 штатных единиц. Машинисты котельной в штате указанного подразделения не значились. Наряду с этим машинисты были включены в штат иных структурных подразделений (котельных) (л.д.20).

Согласно штатному расписанию рабочих ПКТС <адрес> на 1991 год котельная Ефима Колчина 36 (на газе), Мысовская, 62 (на газе) имели в штате операторов котельной. Машинисты котельной в штате указанных подразделений не значились. Наряду с этим машинисты были включены в штат иных структурных подразделений (котельных), должности операторов котельных в указанных подразделениях отсутствовали.

Согласно штатному расписанию ПКТС на 01.07.1992 год штатное расписание предусматривало должности машиниста с отметкой о вредных условиях труда в структурных подразделениях, обозначенных как «участок котельных на твердом топливе», в перечень которых вошла и котельная по <адрес> (л.д.22).

Согласно штатному расписанию на рабочих ПКТС с 01.06.1993 года в составе участков котельных на твердом топливе значились рабочие по профессии «машинист» (л.д.95,96).

В целом аналогичные сведения содержит штатное расписание, утвержденное по состоянию на 01.05.1994 года (л.д.97-98).

Суд исследовал паспорт котла № 2 регистрационный № 400088, согласно которому котел стальной водогрейный НР-18 предназначен для теплоснабжения жилых домов и зданий различного назначения, вид используемого топлива- каменный уголь, котел признан годным для эксплуатации 22.10.1992 года. В разделе сведения об установке и условиях эксплуатации котла отражено наименование предприятия МПКТС (л.д.53), указанные сведения подтверждают доводы истца наличии и использовании работодателем отопительных котлов на твердом топливе (угле).

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждает и исследованная судом смета расходов на 1991 год по Сарапульскому ПКТС, согласно которой использовалось топливо: каменный уголь и газ, при этом расходы на каменный уголь значительно почти в 10 раз превышали расходы на газ (л.д.79).

Согласно трудовой книжке в спорные периоды истец работал в межрайонном предприятии Коммунальные тепловые сети по профессии «машинист котлов»

Наименование должности истца в спорные периоды по трудовой книжке в целом соответствует наименованию должности, предусмотренной позицией 23200000-13786 Списка № 2 от 1991 года.

Указание в наименовании должности, профессии «машинист котлов» оценивается судом как некорректное наименование должности «машинист котельной», поскольку возражения и доказательства наличия самостоятельной профессии «машинист котлов» ответчиком не представлено.

Доводы истца о работе машинистом котельной на твердом топливе (угле) также подтверждены совокупностью исследованных доказательств.

Анализ доказательств, приведенных выше позволяет установить, что МП КТС использовало в своей деятельности котельные оборудованные отопительными котлами, при эксплуатации котельных использовалось два вида топлива твердое (каменный уголь) и жидкое (газ), представленные штатные расписания и смета расходов свидетельствуют о том, что на газу работала котельная Еф. Колчина 26, при этом в штате указанной котельной имелись операторы котельной и не было ни «машинистов котельной», ни машинистов котлом, ни «машинистов».

Квалификационными справочниками предусмотрена профессия "машинист (кочегар) котельной" (постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30, Выпуск 1 ЕТКС), а также профессия «оператор котельной»).

Согласно характеристике работ машиниста (кочегар) котельной, изложенной в параграфе 194 указанного квалификационного справочника, работа машинист (кочегар) котельной заключается в обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных или паровых котлов с теплопроизводительностью котла до 21 ГДж/ч (до 5 Гкал/ч), работающих на твердом топливе.

Согласно характеристике работ оператора котельной, изложенной в параграфе 247 указанного квалификационного справочника, работа оператора котельной заключается в Обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных или паровых котлов с теплопроизводительностью котла до 21 ГДж/ч (до 5 Гкал/ч), работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве.

Анализ совокупности представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу о выполнении Капиным С.Е. в спорные периоды льготной трудовой функции, а именно выполнения работы по профессии машинист котельной на твердом топливе (угле и сланце).

Согласно абз.1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены Разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29.

Так, согласно п. 5 данных Разъяснений, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Аналогичные положения содержались и в Разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 235.

По смыслу вышеуказанных норм закона, начиная с 1 января 1992 года, для реализации права истца на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установление факта полной занятости выполнением льготной трудовой функции.

Таким образом, полная занятость истца выполнением льготной трудовой функции до 01.01.1992 года не является юридически значимой.

Представленные в материалы дела первичные документы, в частности, лицевые счета по начислению заработной платы за 1992, 1993 годы, содержат сведения сведений о работе истца в спорные периоды с 01.01.1992 по 30.05.1992 и с 01.09.1992 по 20.06.1993 на условиях полной занятости, сведения о количестве отработанного времени, отраженные в лицевых счетах равно или превышает норму рабочего времени, установленные в соответствующие месяцы по производственному календарю, за исключением апреля 1992 года и декабря 1992 года.

Согласно календарю норма рабочего времени на апрель 1992 года составила 175 часов. По лицевому счету истцом отработано 168 часов, вместе с тем истцу производились начисления по больничному листу, т.е. не менее чем за 1 рабочий день, что позволяет установить полную занятость в указанный период (апрель) в целом.

Разрешая вопрос о полной занятости истца выполнением льготной трудовой функции в декабре 1992 года, суд учитывает следующее.

Согласно производственному календарю норма рабочего времени на декабрь 1992 года составила 183 часа. По лицевому счету истцом за декабрь 1992 года отработано 176 часов. Сведения о нахождении истца на больничном, отпуске в лицевом счете, личной каточке работника отсутствуют, вместе с тем надлежит учесть следующее.

Согласно ст. 42 КЗоТ РФ, действовавшего в значимый период времени, Нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ст. 44 КЗоТ РФ, для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Согласно представленным штатным расписаниям машинист котельной учитывался работодателем, как работа во вредных условиях труда, что позволяет оценить фактически отработанное истцом в декабре 1992 года время (176 часов из 169 (с учетом сокращения), как полную занятость.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что сведения, изложенные в архивных справках о количестве отработанного времени за январь 1993 года отражены недостоверные (126 часов), тогда как согласно лицевому счету в указанный месяц, истцом отработано не 126, а 186 часов (т.е. более нормы по производственному календарю, которая составляет -143 часа), при этом истцу начислена и плата за сверхурочную работу.

Таким образом, перечисленные выше документы подтверждают работу истца в качестве кочегара котельной (на угле и сланце) в условиях полной занятости, что соответствует Списку №2 1991 года.

Наряду с этим, при решении вопроса о включении спорных периодов в расчет специального стажа надлежит учесть, установленный судом сезонный характер работы котельной, что следует из объяснений истца, в связи с чем спорные периоды подлежат включению в расчет специального стажа истца при условии, что они приходятся на периоды соответствующих отопительных сезонов.

Согласно решению исполкома Сарапульского горсовета народных депутатов от 11.09.1991 года отопительный сезон 1991-1992 годов начат с 11 по 25 сентября 1991 года (л.д. 74). Сведения об окончании отсутствуют.

Согласно решению исполкома Сарапульского горсовета народных депутатов от 09.09.1992 года отопительный сезон 1992-1993 годов начат с 15 по 25 сентября 1992 года (л.д.75). Сведения об окончании отсутствуют.

Сведений об окончании отопительных сезонов 1991-1992, 1992-1993, 1993-1994, 1994-1995 года архивные фонды не содержат (архивная справка л.д.64).

Постановлением исполкома Сарапульского горсовета от 15.05.1991 года отопительный сезон закончен с 15.05.1991 года (л.д.72-73)

Постановлением главы самоуправления г.Сарапула УР №728 от 15.09.1994 года отопительный сезон 1994-1995 годов начат с 15 сентября 1994 года(л.д.76). Сведения об окончании отсутствуют.

Постановлением главы самоуправления г.Сарапула УР №811 от 15.05.1996 года отопительный сезон 1995-1996 годов закончен с 13 мая 1996 года (л.д.77).

Учитывая, что выполнение обязанностей в качестве машиниста котельной осуществляется только в течение отопительного сезона, вышеуказанный период работы истца подлежит включению в стаж работы с тяжелыми условиями труда только в пределах отопительных периодов, которые надлежит определять на основании актов органов местного самоуправления, устанавливающих начало и окончание отопительного сезона.

Учитывая, что отопительные сезоны 1991-1992 и 1992-1993 годов обозначены периодом, конкретные сведения о времени начала истцом работ по должности машиниста котельной не представлены, вместе с тем указанные отопительные сезоны начались не позднее 25.09.1991 и 25 сентября 1992 года.

Отсутствие отдельных решений об окончании отопительного сезона не может являться основанием для отказа в зачете в специальный стаж истца спорных периодов (в пределах отопительного сезона), поэтому суд полагает возможным и необходимым определить момент окончания отопительного сезона, исходя из имеющихся сведений по иным периодам – 13 мая.

С учетом указанного подхода в расчет специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению периоды:

1. с 25.09.1991г. по 13.05.1992 года. (7 месяцев 19 дней);

2. с 25.09.1992 г. по 13.05.1993г. (7 месяцев 19 дней).

Разрешая требования истца о включении в расчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы огнеупорщиком: с 31.05.1992 года по 31.08.1992 года, с 03.03.1994 года по 30.06.1994 года, с 01.07.1994 по 31.07.1994 года, с 01.09.1994 года по 30.09.1994 года, с 01.11.1994 по 01.03.1995 года, суд учитывает следующее.

Факт работы истца на предприятии паросилового хозяйства (МП КТС) ответчиком не оспаривался.

Согласно трудовой книжке истца, личной карточке работника в период с 31 мая 1992 года по 31.08.1992 года истец работал по профессии огнеупорщика, наименование профессии истца соответствует позиции 2140000а-15416 Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Предшествующий период работы истца по 13 мая 1992 года включен судом в расчет специального стажа истца по профессии машинист котельной на твердом топливе.

Сведения о работе истца 31.05.1992 года суду не представлены.

Количество отработанного времени в июне, июле, августе 1992 года согласно лицевому счету и архивной справке (л.д.15-16): июнь 1992 - 120 часов при норме 176, июль 1992 - 80 часов при норме 184 часа, август 1992 - 96 часов при норме 168 часов. Указанные обстоятельства исключают возможность включения указанного периода в расчет специального стажа истца календарно, но дают основания для включения указанного периода в расчет специального стажа по фактической продолжительности отработанного времени.

Действующим законодательством при досрочном назначении страховой пенсии по старости не определен порядок перевода фактически отработанного времени на соответствующих видах работ в помесячную продолжительность такой работы.

Согласно ст. 42 КЗоТ РФ, действовавшего в значимый период времени, Нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ст. 44 КЗоТ РФ, для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Согласно ст. 46 КЗоТ РФ для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности… с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (статьи 42 - 45).

С учетом изложенного период с 01.06.1992 по 30.06.1992 истцом фактически отработано 16 дней (7200 мин. фактически отработанно (120ч.х60мин.)/(432 мин. продолжительность сокращенного рабочего дня (36ч.х60мин/5дн) = 16 дней)

В период с 01.07.1992 по 31.07.1992 истцом фактически отработано 11 дней (4800 мин. фактически отработанно (80ч.х60мин.)/(432 мин. продолжительность сокращенного рабочего дня (36ч.х60мин/5дн) = 11 дней).

В период с 01.08.1992 по 31.08.1992 истцом фактически отработано 13 дней (5760 мин. фактически отработанно (96ч.х60мин.)/(432 мин. продолжительность сокращенного рабочего дня (36ч.х60мин/5дн) = 13 дней).

Алгоритм перевода рабочих дней, подлежащих включению в стаж для назначения страховой пенсии, в календарные ни Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ни постановлениями Правительства Российской Федерации не установлен.

Вместе с тем, ст. 77 Закона СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" предусматривала, что, если работник проработал менее одного календарного месяца, то заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (25,4 - при шестидневной рабочей неделе и 21,2 - при пятидневной рабочей неделе).

Пунктом 122 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590, было установлено, что, если работник проработал менее одного полного месяца, то заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (25,4 - при шестидневной рабочей неделе и 21,2 - при пятидневной рабочей неделе).

Положения ст. 103 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривали, что в тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21,2 - при пятидневной рабочей неделе; 25,4 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае заработок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок (окладов) данного работника.

Аналогичные положения содержались в Указании Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии".

Пунктом 33 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 г. N 2п, установлено, что правила подсчета стажа в форме "Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования", раздел "Период трудовой или иной общественно полезной деятельности" формы содержит сведения о датах начала и конца деятельности, отвечающей наименованию раздела, которые используются при подсчете продолжительности общего трудового стажа.

Кроме того, данный раздел содержит сведения о периодах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, которые выделяются датами или же указывается продолжительность периода в календарном исчислении (месяцев, дней).

В случае, если страхователь располагает рабочими местами, работа на которых позволяет застрахованному лицу приобретать право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, но режим работы на этих местах не позволяет выделить период работы датами, учет ведется по фактически отработанному времени (в днях) и переводится в календарное исчисление (месяц, день). Минимальной расчетной величиной может быть только полный рабочий день.

Количество дней работы застрахованного лица за период делится на коэффициент, равный продолжительности рабочей недели за тот же период (при 5- дневной рабочей неделе применяется коэффициент, равный 21,2, а при 6-дневной рабочей неделе - 25,4).

Аналогичный подход отражен и в постановлении Правления ПФ РФ от 27.09.2019 N 485п "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений".

Из анализа указанных норм усматривается, что перевод отработанного времени на соответствующих видах работ при исчислении стажа по фактически отработанному времени в помесячную продолжительность такой работы осуществляется путем деления суммарного числа фактически отработанных дней на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21,2 - при пятидневной рабочей неделе, а при 6-дневной рабочей неделе - 25,4).

Поскольку при подсчете специального стажа используется усредненный коэффициент рабочих дней, то количество календарных дней в месяце, по мнению суда, надлежит для расчетов использовать также усредненное – 30.

Позиция пенсионного органа, полагавшего необходимым исключить указанный период из расчета целиком, как период с неполной занятостью не основана на законе, является несправедливой и нарушающей права истца.

Поскольку судом установлен факт выполнения Капиным С.Е. в спорный период льготной трудовой функции, но представленные суду доказательства не позволяют выделить конкретные периоды работы для включения в расчет стажа в календарном порядке, суд полагает необходимым учитывать труд истца по фактически отработанному времени. При исчислении фактически отработанного времени в июне 1992 года, суд полагает возможным включить в расчет специального стажа не только 16 рабочих дней, в которые Капин С.Е. был занят выполнением льготной трудовой функции, но выходные дни продолжительностью, пропорциональной фактически отработанному времени: с использование формулы исчисления фактически отработанного времени и коэффициентов с учетом нормативного регулирования приведенного выше.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым включить период работы истца с 01.06.1992 г. по 30.06.1992 по фактической продолжительности отработанного времени – 22 дня из следующего расчета: (16 (дней фактически отработано)/(21,2 коэффициент продолжительности при 5ти дневной рабочей неделе) х30 =22 дня).

Аналогичный подход надлежит применить при оценке периода с 01.07.1992 г. по 31.07.1992 г. Истцом отработано 11 дней из 23, в связи с чем период подлежит учету в специальном стаже по фактической продолжительности отработанного времени 15 дней (11/21.2х30=15).

Аналогичный подход надлежит применить при оценке периода с 01.08.1992 г. по 30.08.1992 г. Истцом отработано 13 дней из 22, в связи с чем период подлежит учету в специальном стаже по фактической продолжительности отработанного времени 18 дней (13/21.2х30=18).

Таким образом, в специальный стаж истца подлежит включению период с 01.06.1992 года по 31.08.1992 года по фактической продолжительности 1 месяц 25 дней (22+15+18).

Разрешая требования истца о включении в расчет специального стажа периодов с работы с 03.03.1994 г. по 30.06.1994 г., с 01.11.1994 года по 01.03.1995 г. в должности огнеупорщика в календарном исчислении, с 01.07.1994 года по 31.07.1994 года -11,5 дней, с 01.09.1994 года по 30.09.1994 г. - 9 дней - по фактически отработанному времени, суд учитывает следующее.

Согласно трудовой книжке и личной карточке работника в указанные спорные периоды истец работал по профессии огнеупорщика, наименование профессии истца соответствует позиции 2140000а-15416 Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Из трудовой книжки и личной карточки работника следует, что спорные периоды приходятся на общий период работы огнеупорщиком с 21.06.1993 года по 25.04.1995 г. Из содержания личной карточки работника и трудовой книжки следует, что на основании приказа от 26.04.1995 года Капин С.Е. переведен с работы огнеупорщика на работу сторожем.

Указанные сведения совпадают с содержанием представленной суду справки МУП КТС от 10.02.2006 года, согласно которой Капин С.Е. работал в качестве огнеупорщика в числе прочего в период с 21.06.1993 года по 25.04.1995 года.

Вместе с тем судом исследована архивная справка Управления по делам архивов от 31.05.2019 года, согласно которой в приказе директора МП «Коммунальные тепловые сети» от 03 марта 1994 года № 61 значится: «На основании приказа Министерства здравоохранения о прохождении периодических медицинских осмотров, всем работникам предприятия, согласно прилагаемого списка, пройти очередной медосмотр в поликлинике № 1:.. . Капин С.Е., 1961 года рождения, должность - машинист, кочегар, стаж 5 лет».

В приказе директора МП «Коммунальные тепловые сети» от 16 июня 1994 года № 136Б значится: «Предоставить отпуск без содержания следующим работникам:.. . Канину С.Е., машинисту, с 22 июня 1994г. до начала отопительного сезона».

В приказе директора МП «Коммунальные тепловые сети» от 27 января 1995 года № 043 значится: «Оплатить за недостающих машинистов за январь 1995 года следующими машинистам котлов:.. . Капину С.Е. - 42 часа».

В приказе директора МП «Коммунальные тепловые сети» от 10 марта 1995 года № 098 значится: «В связи с праздником «Днем работников жилищно-коммунального хозяйства», за высокие показатели в труде и добросовестное отношение к своим обязанностям, объявить благодарность и поощрить денежной премией следующий работников предприятия: в сумме 50000 (пятьдесят тысяч рублей).. . Капина С.Е. - машиниста».

В приказе директора МП «Коммунальные тепловые сети» о переводе на другую работу от 26 апреля 1995 года № 131 значится: «Капин Сергей Егорович, перевести с 26 апреля 1995г. до начала отопительного сезона, прежнее место работы: цех – KTТ, должность - машинист, новое место работы: цех - КТТ, должность - сторож».

Таким образом, из первичных документов следует, что Капин С.Е. приказом от 26.04.1995 года переведен сторожем не с должности огнеупорщика, а с должности машиниста, в совокупности указанные приказы свидетельствуют о том, что после перевода Капина С.Е. огнеупорщиком приказом от 16.06.1993 года, имел место перевод Капина С.Е. машинистом, при этом сведения о конкретной дате перевода суду не представлены, но не позднее 03.03.1994 года, поскольку в приказах по личному составу, начиная с указанной даты Капин С.Е. упоминается как машинист.

Поскольку сведения в трудовую книжку и личную карточку работника заносятся на основании приказов, т.е. сведения указанных документов являются вторичными, а первичными документами (приказами) подтвержден факт работы истца в указанные спорные периоды в качестве машиниста, пенсионный орган обоснованно оценил трудовую книжку и справку работодателя при оценке периодов работы с 03.03.1994 г. по 30.06.1994 г., с 01.07.1994 года по 31.07.1994 года, с 01.09.1994 года по 30.09.1994 г. с 01.11.1994 года по 01.03.1995 г., как документы, содержащие недостоверные сведения в указанной части, соответственно, указанные периоды обоснованно исключены пенсионным органом из расчета специального стажа истца в качестве огнеупорщика, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным основаниям в пределах заявленных требований.

Требования о включении периодов с 03.03.1994 г. по 30.06.1994 г., с 01.07.1994 года по 31.07.1994 года, с 01.09.1994 года по 30.09.1994 г. с 01.11.1994 года по 01.03.1995 г. в расчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцом заявлены по основаниям выполнения в указанные периоды льготной трудовой функции по профессии огнеупорщик. Об оценке указанных периодов с точки зрения иной льготной трудовой функции истец не просил, доказательства не представлял, в связи с чем, суд не вправе формулировать выводы о включении/невключении в специальный стаж указанных периодов как периоды работы по другой льготной профессии.

С учетом изложенного требования истца о включении в расчет специального стажа истца периодов с 03.03.1994 г. по 30.06.1994 г., с 01.07.1994 года по 31.07.1994 года, с 01.09.1994 года по 30.09.1994 г. с 01.11.1994 года по 01.03.1995 г. должны быть оставлены без удовлетворения.

Согласно решению пенсионного органа неоспариваемый специальный стаж истца составляет на дату обращения – 09.10.2019 года - 04 года 10 месяцев 06 дней. Суд признал обоснованными доводы и требования истца о включении в специальный стаж периодов общей продолжительностью 1 год 5 месяцев 03 дня, таким образом, на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж истца составил более требуемых 6 лет 3 месяцев, общий страховой стаж согласно объяснениям ответчика и данным о стаже составляет на дату обращения 25 лет 3 месяца 10 дней, в связи с чем требования истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики от 27.02.2018 года № 571265/17 об отказе в назначении пенсии - подлежат удовлетворению.

Таким образом, учитывая наличие требуемого специального стажа у истца на момент обращения в пенсионный орган, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии является незаконным, исковые требования Капина С.Е. о восстановлении пенсионных прав подлежат удовлетворению, на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению Капину С.Е. досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения, т.е. с 09 октября 2019 года.

Истцом Капиным С.Е. предъявлены требования о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Указанные расходы истца подтверждены квитанцией от 22 марта 2021 года, а также чек-ордером от 24.07.2020 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы истца на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей оцениваются судом как разумные, ответчик доказательств неразумности указанных расходов истца не представил, поскольку суд пришел к выводу об обоснованности неимущественных требований истца (в части), на основании ст. 100, 98 ГПК РФ расходы истца по оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины – 300 рублей подлежат отнесению на ответчика.

Требования истца об отнесении на ответчика расходов по составлению искового заявления в сумме 3000 рублей на ответчика отнесены быть не могут, поскольку истцом не представлены доказательства производства указанных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Капина Сергея Егоровича к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле УР (межрайонное) от 22.10.2019 года №434116/19 об отказе в установлении пенсии в части отказа в назначении Капину Сергею Егоровичу досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле УР (межрайонное) зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии Капину Сергею Егоровичу периоды работы в МП КТС:

- в должности машиниста котельной на твердом топливе с 25.09.1991г. по 13.05.1992 года, с 25.09.1992 г. по 13.05.1993 г. календарно;

- в должности огнеупорщика с 01.06.1992 года по 31.08.1992 года продолжительностью 1 месяц 25 дней.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле УР (межрайонное) произвести назначение Капину Сергею Егоровичу досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения - 09 октября 2019 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) в пользу Капина Сергея Егоровича расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Капину Сергею Егоровичу в удовлетворении исковых требований о возложении на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле УР (межрайонное) обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов с 30.06.1982 года по 18.06.1983 года, с 03.03.1994 г. по 30.06.1994 г., с 01.11.1994 года по 01.03.1995 г. в календарном исчислении, с 01.07.1994 года по 31.07.1994 года, с 01.09.1994 года по 30.09.1994 г. по фактически отработанному времени- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 22 апреля 2021 года.

Судья      О.В. Мосалева

2-127/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Капин Сергей Егорович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное)
Другие
Ирина И.Ш.
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Мосалева Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
sarapulskiygor.udm.sudrf.ru
25.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.09.2020Предварительное судебное заседание
08.10.2020Предварительное судебное заседание
17.11.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020Предварительное судебное заседание
21.01.2021Предварительное судебное заседание
11.02.2021Предварительное судебное заседание
09.03.2021Предварительное судебное заседание
22.03.2021Предварительное судебное заседание
13.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее