ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
от 6 мая 2024 г. № 7.2 – 106/2024
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Ф.С.И., рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. М. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 марта 2024 г.,
у с т а н о в и л:
решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 марта 2024 г. постановление врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России от 12 февраля 2024 г. № <№> (далее также – постановление должностного лица) Л.В. Максимовой по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Администрации городского округа Саранск (далее также – Администрация) отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Врио заместителя начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. М. подала жалобу, в которой просит отменить указанное решение судьи, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией городского округа Саранск требований.
Мотивирует жалобу тем, что решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по делу № <№> не ставит обязанность Администрации по предоставлению Д.Р. А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в зависимость от выделения субвенций из республиканского бюджета; недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Администрации; возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий; заявителем не доказано, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица; совершенное Администрацией правонарушение посягает на институт судебный власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищных прав граждан.
В судебное заседание врио заместителя начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. М. , законный представитель и защитник Администрации городского округа Саранск, потерпевшая Д.Р. А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда республики считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Часть первая статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом – исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 118 – ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав – исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из статьи 14 Федерального закона № 118 – ФЗ следует, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229 – ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав – исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 2 октября 2023 г. Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия выдан исполнительный лист серии ФС № <№>, обязывающий Администрацию городского округа Саранск предоставить Д.Р. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров, как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в границах городского округа Саранска.
9 октября 2023 г. на основании указанного исполнительного листа судебным приставом – исполнителем в отношении должника возбуждено исполнительное производство № <№> – ИП. В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
В связи с тем, что в установленный срок Администрация городского округа Саранск не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном документе, 3 ноября 2023 г. судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Требованием от 12 декабря 2023 г. Администрации городского округа Саранск установлен срок для исполнения судебного решения до 10 часов 00 минут 30 января 2024 г., должник предупрежден об административной ответственности, предусмотренной частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
30 января 2024 г. судебным приставом – исполнителем составлен протокол об административном правонарушении № <№> по части первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица Л.В. М. от 12 февраля 2024 г. № <№> Администрация городского округа Саранск привлечена к административной ответственности по части первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Администрации, поскольку вышеуказанная обязанность возложена на нее в связи с реализацией переданных ей государственных полномочий, расходы по которым не были профинансированы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Заявляя требование об отмене решения судьи районного суда, должностное лицо не приводит доводов о существенных нарушениях судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, в том числе соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32 – ФЗ «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 32 – ФЗ) органам местного самоуправления передается государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей – сирот, лиц из числа детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающее, в том числе, приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей – сирот, лиц из числа детей – сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям – сиротам, лицам из числа детей – сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия.
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 32 – ФЗ установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Следовательно, в силу бюджетного законодательства обязательства Республики Мордовия, переданные, в том числе муниципальному району, не могут быть исполнены за счет бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования, а подлежат исполнению исключительно за счет субвенций из бюджета Республики Мордовия.
С учетом изложенного состав вмененного административного правонарушения имеет место только в том случае, когда Администрация не предприняла всех возможных мер к получению субвенций из бюджета Республики Мордовия для приобретения и предоставления жилого помещения Д.Р. А..
Как было отмечено выше, Администрация не вправе использовать средства бюджета городского округа для исполнения судебных решений об обеспечении детей – сирот и лиц из числа детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, так как расходы на данные цели относятся к полномочиям Республики Мордовия, и лишь в силу законодательства они переданы Администрации.
Судом установлено, что Администрацией городского округа Саранск неоднократно направлялись Врио Главы Республики Мордовия, Главе Республики Мордовия, Министру образования Республики Мордовия, Председателю Правительства Республики Мордовия, заместителю Председателя Правительства Республики Мордовия – Министру финансов Республики Мордовия, исполняющему обязанности Министра финансов Республики Мордовия, Министру финансов Республики Мордовия ходатайства с просьбой предоставить бюджету Администрации городского округа Саранск субвенции для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (№ 670 – исх от 6 февраля 2023 г., № 669 – исх от 6 февраля 2023 г., № 665 – исх от 6 февраля 2023 г., № 811 – исх от 9 февраля 2021 г., № 812 – исх от 9 февраля 2021 г., № 2777 – исх от 4 мая 2022 г., № 2778 – исх от 4 мая 2022 г., № 2779 – исх от 4 мая 2022 г., № 4669 – исх от 8 июля 2020 г., № 4668 – исх от 8 июля 2020 г.).
С учетом данных обстоятельств, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия пришел к правильному выводу о том, что Администрацией принимались активные действия, направленные на получение местным бюджетом бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись. Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Д.Р. А. жилого помещения у Администрации городского округа Саранск, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось, и обратное не доказано.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части первой статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия правомерно прекратил начатое в отношении Администрации городского округа Саранск производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы жалобы сводятся к необоснованности сделанных судьей районного суда выводов об отсутствии в действиях Администрации городского округа Саранск состава административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, переоценке установленных судьей районного суда обстоятельств и сделанных выводов, а потому отмену решения судьи повлечь не могут.
Таким образом, решение судьи районного суда является законным и по доводам жалобы врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. М. не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
р е ш и л:
оставить решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 марта 2024 г. без изменения, жалобу врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. М. без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов