№
УИД 36RS0№-95
строка 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2024 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Зелепукина А.В.
судей: Кузьминой И.А., Мещеряковой Е.А.,
при секретаре Еремишине А.А.,
с участием прокурора Болдырева Ю.В., Кривцова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда,
по докладу судьи Мещеряковой Е.А.,
гражданское дело Центрального районного суда г. Воронежа № 2-4476/2023 по исковому заявлению прокурора города Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ,
по апелляционному представлению прокурора г. Воронежа
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 8 ноября 2023 г.,
(судья районного суда Петрова Л.В.)
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Воронежа обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Воронеж, указывая, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка по обращению Шаляпиной В.В. о нарушении законодательства о безопасности дорожного движения, несогласии с бездействием должностных лиц администрации городского округа город Воронеж. В марте текущего года по результатам проверочных мероприятий прокуратурой города 24.03.2023 главе городского округа город Воронеж внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части проведения ремонта дорожного покрытия по ул. Владимира Невского г. Воронежа. Согласно ответу администрации работы по ремонту дорожного покрытия по ул. Владимира Невского возможно осуществить в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы». В текущем году реализация указанной программы осуществляется за счет целевого финансирования, выделяемого в рамках заключенного между администрацией и департаментом дорожной деятельности Воронежской области Соглашения от 01.02.2023 №1 о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету городского округа город Воронеж. Решения о выполнении дорожно-ремонтных мероприятий на объектах улично-дорожной сети города принимаются комиссионно с участием представителей департамента дорожной деятельности Воронежской области, управления дорожного хозяйства, МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства», управ районов, с учетом обращений граждан и общественных организаций, а также приоритетности объектов (магистральные дороги, улицы общегородского значения непрерывного и регулируемого движения, улицы районного значения, улицы местного значения, проезды). Необходимость выполнения работ на рассматриваемой территории учтена в реестре дорожно-ремонтных мероприятий, требуемых на улично-дорожной сети, и включена в план работ на последующие годы. Вместе с этим, принятые меры прокурорского реагирования не привели к устранению ранее выявленных нарушений. По результатам повторной проверки, проведенной в июне текущего года, выявлено, что администрацией дорожное покрытие по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, от д.13 до д.15, не приведено в соответствие с требованиями законодательства, а также ГОСТ Р 50597-2017, что также подтверждается информацией ОГИБДД УМВД России по г. Воронежу. На основании поручения прокуратуры города, ч.2 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Воронежу 23.06.2023 осуществлялись контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом по указанным в обращении адресам. По результатам мероприятий установлено, что по адресам: г. Воронеж ул. Владимира Невского от д.13 до д.15, на покрытии проезжей части имеются выбоины размеры которых превышают предельно допустимые значения требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Прокурор указал, что направление искового заявления обусловлено необходимостью принятия незамедлительных мер по устранению вышеуказанных нарушений, выделению дополнительных финансовых средств, проведению в кратчайшие сроки необходимых работ по ремонту дорожного покрытия по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского от д.13 до д.15, в связи с чем органу местного самоуправления потребуется не менее трех месяцев.
На основании изложенного, прокурор города Воронежа, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, просит суд обязать администрацию городского округа г. Воронеж привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского от д.13 до д.15, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.4-7).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 08.11.2023 исковые требования прокурора города Воронежа оставлены без удовлетворения (л.д.127-131).
В апелляционном представлении прокурор г. Воронежа просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.137-142).
Представителем администрации городского округа город Воронеж – Иванова Ю.В., по доверенности поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д.164-168).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокуроры Болдырев Ю.В., Кривцов В.А. доводы апелляционного представления поддержали.
Представитель администрации городского округа город Воронеж – Хованская А.Ю., по доверенности, против доводов апелляционного представления возражала, по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удволетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.
Предусмотренных частью 4 статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1, 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 5 части 1 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 №150-1, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены ГОСТ Р 50597-2017 от 01.06.2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Так, согласно таблице 5.3 отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) не должны превышать в длину 15 см и более, глубину 5 см и более, площадью, м2, равной или более.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» требования вышеназванных Государственных стандартов Российской Федерации являются обязательными к исполнению, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Требования ГОСТ подлежат выполнению лицами и органами, на которые возложены обязанности по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог, в ведении которых они находятся, при этом указанные субъекты обязаны контролировать состояние дорог и принимать меры для устранения недостатков в эксплуатационном состоянии дорог, выявленных в ходе такого контроля, в сроки, определенные указанным стандартом.
Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 №150-I утвержден Устав городского округа город Воронеж.
Согласно статье 49 Устава управа района городского округа является территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа. Управа района является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым постановлением администрации городского округа.
Согласно части 2 статьи 48 Устава городского округа г.Воронеж исполнительно-распорядительные полномочия администрации городского округа могут быть переданы ею управам районов городского округа.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, автомобильная дорога по улице Владимира Невского г. Воронеж включена в перечень дорог общего пользования местного значения городского округа город Воронеж, утвержденный постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08.12.2011 №1058 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Воронеж".
Прокуратурой города Воронежа во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка по обращению Шаляпиной В.В. о нарушении законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно сообщению УМВД России по г. Воронежу, адресованному и.о. заместителю прокурора города юристу 1 класса И.А. Дмитриеву, на основании ч.2 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020№248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Воронежу 22.03.2023 осуществлялось контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.13. По результатам мероприятия установлено что по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.13, на покрытии проезжей части имеются повреждения, размеры которых превышают предельно допустимые значения установленные требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, долбимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Указано, что сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Воронежу в адрес управления дорожного хозяйства администрации городского округа город Воронеж направлены рекомендации о своевременном мониторинге и ремонте дорожного покрытия у д.13 по ул. Владимира Невского г. Воронежа с целью своевременного устранения недостатков (л.д.9-13).
Согласно акту выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения №86 от 22.03.2023, по результатам проведения выездного обследования установлено, что по покрытии проезжей части имеется выбоина размеры которой превышают предельно допустимые значения п.5.2.4 ГОСП Р 50597-2017 (л.д.23-24).
Из протокола инструментального обследования при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения №86 от 22.03.2023 следует, что покрытие проезжей части по адресу г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.13, имеет повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, а именно: выбоина глубиной – более 10 см, что не соответствует ГОСТ Р 50597-2017 (отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более, площадью м2, равной или более) (л.д.25-28).
24.03.2023 и.о. прокурора города главе городского округа город Воронеж внесено представление «Об устранении нарушений федерального законодательства» №2-1-2023, в котором предложено рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры города Воронежа, принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных в допущенных нарушениях должностных лиц (л.д.29-33).
В представлении от 24.03.2023 №2-1-2023 указано, что в рамках обращения Шаляпиной В.В. установлено, что на покрытии проезжей части между домами №13, 13/1, 13Д/1-4 по ул. Владимира Невского г. Воронежа имеются повреждения дорожного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые значения, установленные требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно сообщению главы городского округа город Воронеж от 26.04.2023 №21152191 на №2-1-2023 от 24.03.2023 «О рассмотрении представления об устранении нарушений федерального законодательства от 24.03.2023 №2-1-2023» по вопросу неудовлетворительного состояния асфальтобетонного покрытия в проезде между домами №№ 13, 13/1, 13Д/1-4 по ул. Владимира Невского сообщено, что работы по ремонту дорожного покрытия на вышеуказанной территории возможно осуществить в рамках, реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы». В текущем году реализация указанной программы осуществляется за счет целевого финансирования, выделяемого в рамках заключенного между администрацией городского округа город Воронеж и департаментом дорожной деятельности Воронежской области Соглашения от 01.02.2023 №1 о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету городского город Воронеж. Решения о выполнении дорожно-ремонтных мероприятий на объектах улично-дорожной сети города принимаются комиссионно, с участием представителей департамента дорожной деятельности Воронежской области, управления дорожного хозяйства, МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства», управ районов, обращений граждан и общественных организаций, а также с учетом приоритетности объектов (магистральные дороги, улицы общегородского значения непрерывного и регулируемого движения, улицы районного значения, улицы местного значения, проезды). Вышеуказанным соглашением не предусмотрено финансирование на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия межквартального проезда в районе домов 13, 13к1, 13Дк4 по ул. Владимира Невского в текущем году. Необходимость выполнения работ на рассматриваемой территории учтена в реестре дорожно-ремонтных мероприятий, требуемых на улично-дорожной сети, и будет включена в план работ на последующие годы при условии выделения целевого бюджетного финансирования. Дополнительно сообщено, что в качестве временной меры и в целях улучшения транспортно-эксплуатационных характеристик вышеуказанного участка проезжей части возможно проведение работ по отсыпке срезом асфальтобетона. Работы запланированы управой района в весенний период текущего года (л.д.34-43).
Согласно сообщению первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству администрации городского округа город Воронеж С.А. Петрина от 20.06.2023 №21663666 на №2-8-2023 от 13.06.2023 «О рассмотрении обращения», выполнить дорожно-ремонтные работы на данном проезде возможно в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы». Реестр дорожно-ремонтных мероприятий требуемых на улично-дорожной сети городского округа город Воронеж на 2023 год сформирован, выполнение дорожно-ремонтных работ на проезде от д.13 до д.15 по ул. Владимира Невского в текущем году в реестр не вошло. Выполнение дорожно-ремонтных работ на рассматриваемом проезде учтено в реестре дорожно-ремонтных мероприятий, требуемых на улично-дорожной сети городского округа город Воронеж, и будет рассмотрено при формировании плана мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной системы» на 2024 и последующие годы, с учетом выделенных объемов бюджетного финансирования. В рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы» предусматривается выполнение мероприятий по содержанию автомобильных дорог местного значения. Согласно п.3.3.3 положения об управе Коминтерновского района, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 №263, управа района организует выполнение мероприятий в сфере благоустройства, озеленения и дорожной деятельности на территории района, организует текущее содержание, уборку и текущий ремонт дорог местного значения. Управе Коминтерновского района дано поручение в срок 04.07.2023 организовать работы, направленные на поддержание транспортно-эксплуатационного состояния данного проезда (л.д.49-50).
Из материалов дела следует, что 07.11.2023 10:00 по 07.11.2023 12:00 в отношении Управы Коминтерновского района администрации городского округа город Воронеж были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, что следует задания №435 от 07.11.2023 (л.д.112-113).
Согласно акту выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения №435 от 07.11.2023, протоколу инструментального обследования при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения №435 от 07.11.2023, покрытие проезжей части по адресу г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.13к.1, 13Б, 13В имеет повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, а именно: имеет место выбоина глубиной – 9 см., шириной – 93 см, длиной – 1 м. 40 см., что превышает параметры, установленные ГОСР Р 50597-2017 для отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более, площадью, м2, равной или более (л.д.114-115).
По сообщению управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж от 06.09.2023 №22263766 на №22263766 от 04.09.2023, адресованного руководителю дорожного хозяйства администрации городского округа город Воронеж О.В. Котову, силами МГУ «Комбинат благоустройства Коминтерновского района» 30.08.2023 в качестве временной меры и с целью улучшения транспортно-эксплуатационных характеристик проезжей части выполнены работы по ремонту подъезда к д.13 по ул. Владимира Невского струйно-индукционным методом от дома 13 до д.13/1 по ул. Владимира Невского выполнен комплекс работ по отсыпке срезом асфальтобетона с дальнейшим планированием территории, в рамках объема материала выделенного управлением дорожного хозяйства администрации городского округа город Воронеж. От дома 13/1 вдоль д.15 по ул. Владимира Невского г. Воронежа износ дорожного полотна составляет более 70% и требует капитального ремонта, на который требуется дополнительный материал – ориентировочно 100 куб. м. (л.д.84).
Из ежедневного плана заказа МБУ «Комбинат благоустройства Коминтерновского района» по механизированной и ручной уборке улично-дорожной сети Коминтерновского района следует, что по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.13, 31.07.2023 осуществлялись работы по ямочному ремонту (л.д.88).
Согласно отчету МБУ «Комбинат благоустройства Коминтерновского района» по механизированной и ручной уборке улично-дорожной сети Коминтерновского района за 30.08.2023, по адресу г. Воронеж, ул. Владимира Невского д.13-15 осуществлялись работы по планировке поверхности грунта с использованием асфальтного среза (без учета стоимости среза) (л.д.96-107).
Из ежедневного плана заказа МБУ «Комбинат благоустройства Коминтерновского района» по механизированной и ручной уборке улично-дорожной сети Коминтерновского района следует, что по адресу г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.13-15 21.09.2023 осуществлялись работы по отсыпке срезом (л.д.108).
Оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, правильно определив юридически значимые обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе прокурору города Воронежа в удовлетворении иска, поскольку возложение обязанности привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в установленный срок для обеспечения безопасности дорожного движения входит в функции управы района, в то время как требования заявлены прокурором к администрации городского округа города Воронежа.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств.
Доводы апелляционного представления о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация городского округа город Воронеж, а к функциям Управы Коминтерновского района администрации городского округа город Воронеж не относится производства ремонта дорожного покрытия, в том числе и капитального, судебная коллегия оценивает критически, по следующим основаниям.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 №263 утверждено Положение об управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж.
Управа района является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа город Воронеж по вопросам, входящим в ее компетенцию, наделена правами муниципального заказчика (пункт 1.6 Положение).
Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.3 Положения в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет управа в области жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства:
- представляет предложения о строительстве, проведении капитального ремонта, содержании и реконструкции объектов благоустройства, автомобильных дорог и инженерных сооружений, расположенных на территории района,
- организует выполнение мероприятий в сфере благоустройства, озеленения и дорожной деятельности на территории района; выполняет функции муниципального заказчика в пределах возложенных полномочий и выделенных на эти цели средств по следующим видам работ:
организация текущего содержания и уборка улиц, автомобильных дорог местного значения, перечень которых установлен муниципальными правовыми актами, площадей, внутриквартальных территорий, тротуаров, транспортных развязок, нагорных лестниц, остановочных павильонов, переходов, зеленых зон общего пользования;
реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения (установка турникетных ограждений, аварийно-восстановительный ремонт улично-дорожной сети и тротуаров);
организация текущего ремонта дорог местного значения (ямочный ремонт, заливка швов, установка бордюрного камня), за исключением дорог, находящихся на гарантийном обслуживании в силу заключенных муниципальных контрактов.
При изложенных обстоятельствах, оснований для возложения на Администрацию городского округа города Воронежа обязанности привести дорожное покрытие по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского от д.13 до д.15 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 не имеется, поскольку администрация городского округа город Воронеж наделила полномочиями Управу Коминтерновского района полномочиями по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Коминтерновского района города Воронежа, к которой и относится дорога о ремонте которой заявлен иск.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что действительно, несмотря на осуществление МБУ «Комбинат благоустройства Коминтерновского района» работ по ямочному ремонту на спорном участке дороги 31.07.2023, 30.08.2022, 21.09.2023 (л.д.88, 96-107, 108), актами обследования спорного участка дороги №435 от 07.11.2023 (л.д.114-115), №149 от 27.05.2024 (л.д.194-196) установлено, что покрытие проезжей части по адресу г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.13к.1, 13Б, 13В имеет повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые нормы.
Вместе с тем акт выездного обследования от 27.05.2024 (л.д.194), протокол инструментального обследования (л.д.195) с фото-таблицей к нему (л.д.186-193) представленные прокурором суду апелляционной инстанции, не являются доказательствами и не содержат сведений, подтверждающих, что на спорном участке дороги требуется именно капитальный ремонт.
Следует особо подчеркнуть, что иск о понуждении Администрации городского округа город Воронеж произвести именно капитальный ремонт дорожного покрытия, вопреки доводам апелляционного представления, прокурором не заявлялся, требования заявлены о приведении дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, какие конкретно работы надлежало понудить выполнить ответчику, исковое заявление сведений не содержало.
Между тем, ГОСТ Р 50597-2017 от 01.06.2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, указанный ГОСТ Р 50597-2017 не регламентирует порядок и условия проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, в связи с чем ссылка прокурора на указанный ГОСТ, как на основание производства капитального ремонта дорожного покрытия, о производстве которого прокурор не просил, также не состоятельна.
Кроме того, стороной ответчика в судебное заседание представлен муниципальный контракт № 20240179 от 18.03.2024 (л.д.197-210) заключенный между Управой Коминтерновского района администрации городского округа город Воронеж и ООО «СПЕЦДОРТЕХНИКА» на восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий, в том числе спорных участков дороги по адресу г. Воронеж, ул. Владимира Невского, от д.13 до д.15, что также подтверждает, что к компетенции именно Управы Коминтерновского района администрации городского округа город Воронеж относится производство работ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводы суда не опровергают.
Нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено.
Руководствуясь ч. 1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 8 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Воронежа – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: