№ 2а-3153/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Лепёшкиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте 29 сентября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Смышляевой Н.А. о взыскании пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась с административным иском к Смышляевой Н.А. о взыскании пени в размере 24329,64 руб., начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2012-2014гг.
Стороны в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с 01.11.2011г. по 15.05.2014г. ответчик была зарегистрированав качестве индивидуального предпринимателя, и являлась плательщиком страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По сведениям налогового органа обязанность по уплате страховых взносов ответчиком своевременно исполнена не была.
За неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012-2014 гг., пенсионным органом за период с 01.01.2012г. по 11.08.2016г. начислены пени в размере 24 329,64 руб.
О необходимости уплаты пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ответчику направлялись требования №.... от 11.08.2016г. (на страховую часть трудовой пенсии – 17633,25 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1721,29 руб., на обязательное медицинское страхование – 1671,28 руб.), №.... от 11.08.2016г. (на страховую часть трудовой пенсии – 2541,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 762,42 руб.), которые в добровольном порядке в установленный в них срок исполнены не были.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ст.23 и п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 1 января 2017 года данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Согласно ч.5 ст.15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Учитывая, что задолженность у ответчика образовалась за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то при рассмотрении настоящего административного иска подлежат применению положения Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями ч.1 ст.5 Федерального закона № 212-ФЗ и подп.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации установлена ст.18 Федерального закона № 212-ФЗ, а в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 2 указанной статьи).
Статья 25 Федерального закона № 212-ФЗ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пеней.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч.1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Как следует из содержания ч.1 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.2 ст.16 указанного Федерального закона).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ).
Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.21 настоящего Федерального закона (ч.3 ст.18 Федерального закона № 212-ФЗ).
Из содержания положений ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица.
Такое заявление подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование») порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предписан в статье 48 НК РФ.
В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
При этом, абз.2 п.3 ст.48 НК РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно разъяснениям, изложенными в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст.48 или п.1 ст.115 Налогового кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Из материалов дела следует, что ответчик сумму пени по требованиям №№.... от 11.08.2016г. в установленный в них срок (до 30.08.2016) добровольно не уплатила.
Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с ответчика пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2012-2014гг. в срок с 30.08.2016г. по 28.02.2017г.
Административное исковое заявление подано в суд 27.07.2017г., т.е. с нарушением срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ. При этом доказательств, свидетельствующих об обращении налогового органа в суд в порядке приказанного производства, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обратиться в суд как с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с исковым заявлением в установленный законом срок, не представлено.
Поскольку срок для обращения в суд с заявлением о взыскании истцом пропущен, что исключает возможность взыскания пени в порядке административного судопроизводства, в удовлетворении требований налогового органа следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Отказать Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми в удовлетворении административного иска к Смышляевой Н.А. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2012-2014 гг.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца.
Председательствующий О.Л. Саенко