Дело № 2-632/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 года Кировский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Аристовой Н.Л.,
при секретаре судебного заседания Шабуровой В.И.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Кировского района г. Перми Трухиной З.В., представителя ответчика администрации Кировского района г.Перми Фединой О.Г., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми, администрации Кировского района города Перми о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Кировского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Перми, администрации Кировского района г. Перми о возложении обязанности в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку объектов транспортной инфраструктуры – внутриквартальных проездов, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получить технические паспорта на них.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г.Перми проведена проверка исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующего вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков улично-дорожной сети. Установлено, что администрация Кировского района г.Перми в соответствии с п. 3.3.1 Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г.Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, утвержденного постановлением администрации г.Перми от 22 февраля 2008 года № 130 (далее - Регламент), направляла в департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми документацию для подготовки заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры (далее – участки УДС), в том числе внутриквартальных проездов, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В ответе департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми от 28.05.2021 № указано о целесообразности принятия в муниципальную собственность указанных выше участков УДС. Вместе с тем, данные участки УДС в муниципальную собственность до настоящего времени не приняты. Факт того, что указанные дорожные объекты являются бесхозяйными, подтверждается выписками Управления Росреестра по Пермскому краю, ТУ Росимущества по Пермскому краю, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, Департамента имущественных отношений администрации города Перми (сведения из реестра муниципального имущества города Перми), а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» о принадлежности участков дорожной сети. Таким образом, данные автомобильные дороги являются бесхозяйными.
Со ссылкой на положения ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокурор Кировского района г. Перми указывает на необходимость проведения комплекса мероприятий для принятия и постановки на учет бесхозяйных объектов, которые администрацией района в отношении указанных автодорог не проведены в установленные сроки в полном объеме. У вышеперечисленных объектов отсутствуют технические и кадастровые паспорта, не проведены кадастровые работы с земельными участками под ними. Бездействие администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер по инвентаризации, постановке на кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) в сфере безопасности дорожного движения. Отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. По указанным автодорогам участниками дорожного движения является неопределенный круг лиц, указанные объекты используются для обеспечения доступности к социальным, образовательным объектам по месту проживания граждан, отсутствие содержания и ремонта автодорог, обеспечение их сохранности влечет их ненормативное состояние, снижает уровень безопасности, способствует повышению социальной напряженности при ограничении посещения социально-значимых объектов по причине отсутствия беспрепятственного проезда к ним.
Впоследствии представитель прокуратуры Кировского района г.Перми в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования в части возложения обязанности на администрацию Кировского района г. Перми, администрацию г. Перми в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку объектов транспортной инфраструктуры – внукриквартальных проездов на государственных кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а так же получить технические паспорта на следующие объекты, расположенные по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Кировского района г. Перми в судебном заседании с заявленными требованиями истца не согласилась, пояснив, что в отношении объектов транспортной инфраструктуры, расположенных по <адрес> произведена процедура постановки на кадастровый учет. В случае удовлетворения требований истца просила суд увеличить срок для добровольного исполнения решения суда.
Ответчик администрация г. Перми представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Считают себя ненадлежащим ответчиком, в связи с этим в удовлетворении требований истца просили отказать.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве пояснил, что не согласен с заявленными требованиями. Территориальными и функциональными органами администрации г. Перми проводятся мероприятия с целью постановки объектов, указанных в исковом заявлении на учет в качестве бесхозяйного имущества. Дополнительно сообщил, что проезды по <адрес> приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости.
Представитель третьего лица Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве пояснил, что администрация Кировского района г. Перми при выявлении объекта бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми обязана подготовить документы для приобретения его в собственность муниципального образования г. Пермь. Указанные в исковом заявлении внутриквартальные проезды включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Перми, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 02 июня 2009 года № 298.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 5, 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, а так же осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Администрация Кировского района г. Перми является территориальным органом администрации г. Перми и действует на основании Типового Положения о территориальном органе администрации г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы № 7 от 29.01.2013 (далее – Типовое положение), и Устава города Перми.
Согласно п. п. 3.2.7.25. Типового положения в пределах административных границ Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами проводит, в том числе, работу по выявлению бесхозяйных автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, сетей ливневой канализации, сетей наружного освещения в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признанию муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Из указанных норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан организовать работу по выявлению бесхозяйных автомобильных дорог, внутриквартальных проездов в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признании права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Прокуратурой Кировского района г. Перми проведены надзорные мероприятия по вопросу соблюдения требований законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующие вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участок улично-дорожной сети.
В ходе проверки установлено, что администрация Кировского района г.Перми в соответствии с п. 3.3.1 Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г.Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, утвержденного постановлением администрации г.Перми от 22.02.2008 № 130, направляла в департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми документацию для подготовки заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры, в том числе внутриквартальных проездов, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Администрацией Кировского района г. Перми были произведены действия для обеспечения постановки бесхозяйных объектов на государственный учет, получения технических паспортов на следующие внутриквартальные проезды:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
что подтверждается приложенными к материалам дела выписками из ЕГРН.
Остальные объекты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости не поставлены, администрацией Кировского района г. Перми не проведена работа по технической инвентаризации и паспортизации в отношении следующих объектов:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие оформленных в установленном порядке прав является препятствием для передачи спорного имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи с чем надлежащая эксплуатация объектов не осуществляется, что так или иначе приводит к их разрушению и создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, в связи с чем исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Материалами дела установлено, что в адрес администрации Кировского района г. Перми неоднократно направлялось требование о предоставлении информации о наличии в реестре государственной собственности спорных автомобильных дорог и проездов.
До настоящего времени администрацией Кировского района г. Перми не представлено доказательств заключения муниципальных контрактов на проведение инвентаризации и паспортизации внутриквартальных проездов, предусматривающих выделение денежных средств из бюджета города Перми, суд считает возможным требования прокуратуры Кировского района г. Перми удовлетворить в части возложения обязанности на администрацию Кировского района г. Перми в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку объектов транспортной инфраструктуры – внутриквартальных проездов, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, получить технические паспорта на них.
Учитывая то обстоятельство, что полномочия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми возложена на территориальный орган администрации г. Перми, которым выступает администрация Кировского района г. Перми, то требования прокуратуры Кировского района г. Перми к администрации г. Перми удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Перми удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Кировского района г. Перми обязанность в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку объектов транспортной инфраструктуры – внутриквартальных проездов, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, получить технические паспорта на них.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В удовлетворении требований к администрации города Перми отказать.
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Н.Л. Аристова