к делу №
№-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 мая 2022 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Шипуновой М.Н.
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действий и решений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об устранении нарушений прав собственности в отношении спорного объекта недвижимого имущества, возложении обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником 3/8 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с пристройками лит. А, а8,а10, общей площадью 109,5 кв.м., жилой площадью 68 кв.м., жилого дома с мансардой литер С,над/С, общей площадью 142,5 кв.м., жилой-87,7 кв.м., расположенными по адресу: г. Краснодар, <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес>, а также собственником 3/8 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 466 кв.м., расположенного по этому же адресу.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ произведен выдел доли ФИО1 в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, право общей долевой собственности прекращено.
ФИО1 обратилась в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на недвижимое имущество в соответствии с решением суда, однако, осуществление регистрационных действий было приостановлено, а затем отказано со ссылкой на противоречия в сведениях заявленного объекта и его описания в техническом плане.
Административный истец полагает решения органа государственной регистрации незаконными и необоснованными, для защиты нарушенного права обратилась в суд с настоящим административным иском, просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет жилого дома с мансардой литер С, над/С, общей площадью 142,5 кв.м., жилой - 87,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес>, в соответствии с принятыми судебными актами и техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным кадастровым инженером ФИО3, без истребования дополнительных документов,
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении.
ФИО2 административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО6 просила в удовлетворении административного иска отказать.
ФИО2 «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю по доверенности ФИО7 против удовлетворения административного иска возражала, указывая, на несоответствие технического плана испрашиваемым объектам недвижимости.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье ст. 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носит заявительный характер, при этом вместе с заявлением о кадастровом учете заявителем или его ФИО2 предоставляются необходимые для кадастрового учета документы, перечисленные в статье 14 указанного Закона.
В соответствии с п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ выделена в натуре 3/8 доли в праве общей долевой собственности ФИО1 из общей долевой собственности на жилой дом с пристройками, лит. А, а8, а10, общая площадь 109,5 кв.м., жилая площадь 68 кв.м., жилой дом с мансардой лит. С, над/С. общая площадь 142,5 кв. м.. жилая площадь 87,7 кв. м. с кадастровым номером: 23:43:0205042:123. расположенных по адресу: РФ. Краснодарский край. гор. Краснодар. <адрес>, в виде жилого дома с мансардой лит. С. над/С, общая площадь 142.5 кв. м.. жилая площадь 87,7 кв. м. Суд признал за ФИО1 право собственности на жилой дом с мансардой лит. С, над/С, общая площадь 142,5 кв. м., жилая площадь 87,7 кв. м., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, гор. Краснодар, <адрес>, прекратил право общей долевой собственности ФИО1 па жилой дом с пристройками, лит. Л, а8, а10, общая площадь 109,5 кв. м., жилая площадь 68,0 кв. м., жилой дом с мансардой лит. С, над/С, общая площадь 142,5 кв. м., жилая площадь 87,7 кв. м. с кадастровым номером: 23:43:0205042:123, расположенный по адресу: Краснодарский край, гор. Краснодар, <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес>. Также судом определен порядок пользования земельным участком - категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, е кадастровым номером: 23:43:0205058:31. расположенным по адресу: Краснодарский край, гор. Краснодар. <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ изменено в части варианта определения порядка пользования земельным участком, в этой части принято новое решение
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в филиал ГАУ КК «МФЦ» в городе Краснодаре с заявлением № <данные изъяты> об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. <адрес>, <адрес>. Вместе с заявлением на государственную регистрацию были представлены следующие документы: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 12.02.2021г. № б/н, ФИО3; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>4.
В результате проведения правовой экспертизы представленных документов ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав было принято решение № <данные изъяты> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ.
В результате не устранения причин, послуживших основанием для приостановления, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав было принято решение № <данные изъяты> об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии со ст. 27 Закона № 218-ФЗ.
В представленном заявлении о постановке на государстве кадастровый учет объекта недвижимости содержится просьба о постановке на государственный кадастровый учет здания, образованного в результате раздела сложной вещи с кадастровым номером 23:43:0205042:123. в состав которой входят:
жилой дом с мансардой, лит. С, над/С, общая площадь 142.5 кв.м., жилая площадь 87,7 кв.м;
жилой дом с пристройками, лит. А, а8, а, общая площадь 109.5 кв.м., жилая площадь 68,0 кв.м.
Постановку на государственный кадастровый учет зданий, входящих в состав объекта недвижимости, являющегося сложной вещью и учтенного в ЕГРН, возможно осуществить путем образования объектов недвижимости из объекта недвижимости, являющегося сложной вещью. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
При этом в техническом плане в форме электронного документа (XML- файл) каждого образуемого объекта недвижимости необходимо в элементе «PrevCadastralNumbers» (раздел «Исходные данные») XML-файла указа-г кадастровый номер объекта недвижимости (сложной вещи), из которого образуется объект недвижимости, в элементе «Method» указать способ образования объекта недвижимости. В представленном техническом плане в форме электронного документа в элементе «Method» указан способ образования здания «Выдел».
Исполнение решения суда (то есть внесение соответствующих сведений/изменений в ЕГРН) органом регистрации прав не должно приводить к нарушению требований действующего законодательства.
Необходимо выполнить кадастровые работы с целью постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, образованных из объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0205042:123 в результате его раздела, при этом в техническом плане следует указать в элементе «Method» способ образования - «Раздел», в элементе «PrevCadastralNumbers» кадастровый номер здания 23:43:0205042:123.
В данном случае необходимо осуществлять образование всех объектов недвижимости, которые входят в состав сложной вещи, представив в орган кадастрового учета одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы.
В представленном административным истцом пакете документов содержится просьба о постановке на государственный кадастровый учет одного здания, при этом отсутствуют сведения для государственного кадастрового учета остальных образованных частей.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления собственника объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0205042:123 находится в общей долевой собственности нескольких лиц, соответственно обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации должны все участники общей долевой собственности или уполномоченный ими ФИО2 (ФИО2).
Таким образом, осуществление регистрационных действий в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами не представляется возможным ввиду возникновения противоречия с действующим законодательством, для устранения которых необходимо осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную peгистрацию прав в отношении всех объектов недвижимости, которые образуются в результате преобразования здания с кадастровым номером 23:43:0205042:123. а именно в отношении:
жилого дома с мансардой, лит. С, над/С, общая площадь 142,5 кв.м., жилая площадь 87,7 кв.м;
жилого дома с пристройками, лит. А, а8, а10, общая площадь 109,5 кв.м., жилая площадь 68,0 кв.м.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ОГ-<адрес> «О рассмотрении обращения» в силу положений Закона № 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Таким образом, а также с учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по Краснодарскому краю действовало в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Административным истцом в нарушение требований ст.62 КАС РФ не представлено доказательств необоснованности принятого органом государственной регистрации решения, правовых оснований удовлетворения исковых требований ФИО1 суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения и обязании осуществить государственный кадастровый учет жилого дома с мансардой литер С, над/С, общей площадью 142,5 кв.м., жилой - 87,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес>, в соответствии с принятыми судебными актами и техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным кадастровым инженером ФИО3, без истребования дополнительных документов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, их ФИО2, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.
В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий: