Решение по делу № 2-479/2023 от 06.07.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

заочное

01 августа 2023 года                                                                    с. Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Салдыркиной Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галкиной З.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> к администрации <адрес> муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес>) обратился в Моргаушский районный суд с иском к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения <адрес> территориального отдела Управления по благоустройству и развития территорий администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, обязать:

- разработать проекты зон санитарной охраны в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ для следующих источников водоснабжения, находящихся на территории Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, в населенных пунктах <адрес>

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водоисточников до ДД.ММ.ГГГГ;

- организовать и установить зоны санитарной охраны в соответствии с нормами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ;

- организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, приложениями N 2 - N 4 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

    Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ -Н в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.

При проведении проверки на объектах водоснабжения выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований: не в полном объеме и кратностью организован производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин и водопроводной сети <адрес>. В период с 2019 по 2021 годы проведены единичные исследования с неполным перечнем контролируемых показателей по санитарно-химическим и бактериологическим показателям. Радиологические исследования питьевой воды не проводились, что является нарушением СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

По источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, размещенным в <адрес> не разработаны проекты организации зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.11, 1.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в нарушение требований приложения 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не установлены контролируемые показатели качества питьевой воды и не составлена рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды.

    По результатам проверки глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в адрес администрации указанного сельского поселения вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований -Н от ДД.ММ.ГГГГ.

На дату обращения с настоящим иском в суд администрацией Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, являющейся собственником объектов водоснабжения, используемых для обеспечения водой населения, проживающего на территории отдела <адрес>, не проводится в полном объеме производственный контроль качества питьевой воды, не разработан проект организации зон санитарной охраны, не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны на использование подземных водоисточников в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике–Чувашии в <адрес> ФИО2, начальник территориального отдела, письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что ответчиком частично исполнены пункты 1.1 и 1.2 искового заявления, разработаны проекты зон санитарной охраны и получены санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения <адрес>. Не исполнены эти требования в части источника водоснабжения <адрес>; также не исполнены требования искового заявления об обязании организовать и установить зоны санитарной охраны; организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, данные требования представитель истца поддерживает, просят рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки не известили. Глава Моргаушского муниципального округа ФИО3 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным эпидемиологическим правилам и нормативам на объекты водоснабжения в <адрес>. Имеющийся в <адрес> источник водоснабжения не функционирует, водоснабжение через него не осуществляется. Также представили выписки из реестра муниципального имущества Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики и Единого государственного реестра недвижимости на источники водоснабжения.

    На основании статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд нашёл возможным рассмотрение данного дела в отсутствие сторон, в заочном порядке.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 41 Конституции РФ предусматривает право каждого на охрану здоровья.

Частью 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ).

Согласно пп.1-3,5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей юридических лиц.

    Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» утверждены «Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», которые устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 24 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие Санитарных правил» утвержден СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

    Согласно п. п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.

СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 24, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В соответствии с п. п. 75-77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

Согласно п. 105 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В границах зон санитарной охраны должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02» (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) введены в действие «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы».

В соответствии с п. п. 1.4-1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.

В состав проекта зоны санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. п. 1.11- 1.13).

Согласно п. 1.3, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, указанными правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.

    Согласно п.п. 3.4-3.7 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению водой населения, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за ее качеством и биологической безопасностью в соответствии с установленными требованиями.

Производственный контроль качества и биологической безопасности питьевой воды, подаваемой населению, проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

В целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.

Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65 «Об утверждении СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13» вместе с «СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» утверждено «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)», согласно п. 2 которого государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения (далее - органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии с пп. «а» п. 4 Положения государственный контроль (надзор) осуществляют органы государственного контроля (надзора), в том числе Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

Пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии», утвержденного приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 676, установлено, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Из исследованных материалов дела следует, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -Н Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в городе Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На 10 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов и обследовании используемых администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений (<адрес>) установлено, что не в полном объеме и кратностью организован производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин и водопроводной сети в населенных пунктах <адрес>. В период ДД.ММ.ГГГГ проведены единичные исследования с неполным перечнем контролируемых показателей по санитарно-химическим и бактериологическим показателям. Радиологические исследования питьевой воды не проводились, нарушены требования СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

- по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, размещенным в <адрес> не разработаны проекты организации зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.11, 1.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в нарушение требований приложения 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не установлены контролируемые показатели качества питьевой воды и не составлена рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды.

    На 14 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов и обследования используемых администрацией <адрес> сельского поселения при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений установлено также, что расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов в <адрес> составляет более 100 метров, фактическое расстояние от крайних жилых домов составляет более 250 метров, что является нарушением п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

По результатам проверки составлен акт проверки -Н от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований -Н от ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок для устранения до ДД.ММ.ГГГГ. В целях устранения выявленных нарушений предписано организовать производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин, источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводной сети населенных пунктов <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

утвердить и представить на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, находящимся на балансе администрации <адрес> сельского поселения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, размещенным в <адрес> разработать проекты организации зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО4 привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Выпиской из реестра муниципального имущества Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что источники водоснабжения, находящиеся на территории территориального отдела «Ярабайкасинский» Управления по благоустройству и развития территорий Моргаушского муниципального округа, находятся в муниципальной собственности:

- водонапорная башня и водопроводная сеть <адрес>

- водопроводная сеть <адрес>

- водопроводная башня, водопроводная сеть <адрес>:89;

- водопроводная сеть <адрес>

- водопроводная башня с артезианской скважиной, <адрес>

Кроме того, из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) судом установлено, что на праве собственности зарегистрировано за муниципальным образованием Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики сооружения:

- водонапорная башня, водопроводная сеть <адрес>

- водопроводная сеть <адрес>

- водонапорная башня, водопроводная сеть <адрес>

- водопроводная сеть <адрес>

- водонапорная башня, местоположение: <адрес>

Согласно п.1 ч.1, ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения данный вопрос не отнесён. Однако в ч. 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ч.4, п.4 ч.1 ст. 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» на момент проверки в сентябре 2019 года и составления акта проверки в октябре 2019 года вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации были отнесены к вопросам местного значения сельского поселения ((в ред. Закона ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 67, от ДД.ММ.ГГГГ N 45; от ДД.ММ.ГГГГ N 65).

В настоящее время п.4.3 ст. 6, п.4 ч.1 ст. 10 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (в ред. Закона ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 19, от ДД.ММ.ГГГГ N 136) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" переданы муниципальным округам, организация в границах муниципального округа водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения муниципального округа.

В силу ч.2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ч.2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, ответственность за соблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения законом возложена на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, являющуюся правопреемником администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.

В силу приведенных норм права орган местного самоуправления обязан обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. При этом требования по организации разработки проектов зон санитарной охраны, получению заключений на разработанные проекты, организации и установлению зон санитарной охраны относятся к водоисточникам, посредством которых организовано водоснабжение населения в централизованном порядке.

Ответчиком представлены санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения, расположенные в <адрес> В этой части представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике–Чувашии в <адрес> ФИО2 сообщил, что ответчиком частично исполнены пункты 1.1 и 1.2 искового заявления, то есть разработаны проекты зон санитарной охраны и получены санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения д. Иштереки, д. Сыбайкасы, д. Ярабайкасы, д. Идагачкасы.

Однако представитель истца указал, что не исполнены исковые требования о разработке проекта зон санитарной охраны и получении санитарно-эпидемиологического заключения на источники водоснабжения д. Елачкасы; также не исполнены требования искового заявления об обязании организовать и установить зоны санитарной охраны; организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании.

Иные доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, ответчиком в суд не представлены.

Суд приходит к следующему.

Заявленные истцом требования в части разработки проекта зон санитарной охраны и получения санитарно-эпидемиологического заключения на источники водоснабжения д. Иштереки, д. Сыбайкасы, д. Ярабайкасы, д. Идагачкасы ответчиком администрацией Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики исполнены добровольно, санитарно-эпидемиологические заключения на указанные источники водоснабжения получены ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-39). В этой части оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в иске следует отказать.

Требования о разработке проекта зон санитарной охраны и получении санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения д. Елачкасы Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики ответчиком не исполнены. Довод о том, что имеющийся в <адрес> источник водоснабжения не функционирует, водоснабжение через него не осуществляется, доказательствами ответчик не подтвердил. Судом установлено, что указанный источник водоснабжения <адрес> в виде водонапорной башни и водопроводной сети <адрес>, включен в реестр муниципального имущества Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, и в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности муниципального образования Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики на указанные объекты недвижимости.

Доводы и доказательства об исполнении иных исковых требований: об организации и установлении зон санитарной охраны, организации проведения производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, приложениями N 2 - N 4 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», - ответчиком также не представлены. Поэтому в этой части исходя из совокупности исследованных правовых норм и доказательств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.

На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в срок до ДД.ММ.ГГГГ по всем требованиям, по которым истцом заявлен срок исполнения.

    Руководствуясь статьями 194-199, 235 ГПК РФ, суд

решил:

        Возложить на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения:

- разработать проекты зон санитарной охраны в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в установленном порядке для источника водоснабжения, находящегося в <адрес> Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны водоисточников до ДД.ММ.ГГГГ;

- организовать и установить зоны санитарной охраны в соответствии с нормами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ;

- организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, приложениями N 2 - N 4 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

        В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ для следующих источников водоснабжения, находящихся на территории Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, в населенных пунктах <адрес>; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водоисточников до ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Ответчик вправе подать в Моргаушский районный суд Чувашской Республики заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                Т.М. Салдыркина

Мотивированное решение составлено 01 августа 2023 года.

2-479/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Территоральный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике
Ответчики
Администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Моргаушский районный суд Чувашии
Судья
Салдыркина Т.М.
Дело на странице суда
morgaushsky.chv.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
01.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее