Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
заочное
01 августа 2023 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Салдыркиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галкиной З.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> к администрации <адрес> муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес>) обратился в Моргаушский районный суд с иском к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения <адрес> территориального отдела Управления по благоустройству и развития территорий администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, обязать:
- разработать проекты зон санитарной охраны в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ для следующих источников водоснабжения, находящихся на территории Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, в населенных пунктах <адрес>
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водоисточников до ДД.ММ.ГГГГ;
- организовать и установить зоны санитарной охраны в соответствии с нормами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ;
- организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, приложениями N 2 - N 4 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-Н в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.
При проведении проверки на объектах водоснабжения выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований: не в полном объеме и кратностью организован производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин и водопроводной сети <адрес>. В период с 2019 по 2021 годы проведены единичные исследования с неполным перечнем контролируемых показателей по санитарно-химическим и бактериологическим показателям. Радиологические исследования питьевой воды не проводились, что является нарушением СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
По источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, размещенным в <адрес> не разработаны проекты организации зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.11, 1.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в нарушение требований приложения 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не установлены контролируемые показатели качества питьевой воды и не составлена рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды.
По результатам проверки глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в адрес администрации указанного сельского поселения вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №-Н от ДД.ММ.ГГГГ.
На дату обращения с настоящим иском в суд администрацией Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, являющейся собственником объектов водоснабжения, используемых для обеспечения водой населения, проживающего на территории отдела <адрес>, не проводится в полном объеме производственный контроль качества питьевой воды, не разработан проект организации зон санитарной охраны, не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны на использование подземных водоисточников в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике–Чувашии в <адрес> ФИО2, начальник территориального отдела, письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что ответчиком частично исполнены пункты 1.1 и 1.2 искового заявления, разработаны проекты зон санитарной охраны и получены санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения <адрес>. Не исполнены эти требования в части источника водоснабжения <адрес>; также не исполнены требования искового заявления об обязании организовать и установить зоны санитарной охраны; организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, данные требования представитель истца поддерживает, просят рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки не известили. Глава Моргаушского муниципального округа ФИО3 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным эпидемиологическим правилам и нормативам на объекты водоснабжения в <адрес>. Имеющийся в <адрес> источник водоснабжения не функционирует, водоснабжение через него не осуществляется. Также представили выписки из реестра муниципального имущества Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики и Единого государственного реестра недвижимости на источники водоснабжения.
На основании статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд нашёл возможным рассмотрение данного дела в отсутствие сторон, в заочном порядке.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции РФ предусматривает право каждого на охрану здоровья.
Частью 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ).
Согласно пп.1-3,5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» утверждены «Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», которые устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 24 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие Санитарных правил» утвержден СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Согласно п. п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.
СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 24, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В соответствии с п. п. 75-77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Согласно п. 105 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В границах зон санитарной охраны должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02» (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) введены в действие «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы».
В соответствии с п. п. 1.4-1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.
В состав проекта зоны санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. п. 1.11- 1.13).
Согласно п. 1.3, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, указанными правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.
Согласно п.п. 3.4-3.7 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению водой населения, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за ее качеством и биологической безопасностью в соответствии с установленными требованиями.
Производственный контроль качества и биологической безопасности питьевой воды, подаваемой населению, проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.
В целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65 «Об утверждении СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13» вместе с «СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» утверждено «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)», согласно п. 2 которого государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения (далее - органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Положения государственный контроль (надзор) осуществляют органы государственного контроля (надзора), в том числе Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии», утвержденного приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 676, установлено, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Из исследованных материалов дела следует, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-Н Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в городе Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На 10 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов и обследовании используемых администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений (<адрес>) установлено, что не в полном объеме и кратностью организован производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин и водопроводной сети в населенных пунктах <адрес>. В период ДД.ММ.ГГГГ проведены единичные исследования с неполным перечнем контролируемых показателей по санитарно-химическим и бактериологическим показателям. Радиологические исследования питьевой воды не проводились, нарушены требования СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, размещенным в <адрес> не разработаны проекты организации зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.11, 1.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в нарушение требований приложения 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не установлены контролируемые показатели качества питьевой воды и не составлена рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды.
На 14 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов и обследования используемых администрацией <адрес> сельского поселения при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений установлено также, что расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов в <адрес> составляет более 100 метров, фактическое расстояние от крайних жилых домов составляет более 250 метров, что является нарушением п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
По результатам проверки составлен акт проверки №-Н от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №-Н от ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок для устранения до ДД.ММ.ГГГГ. В целях устранения выявленных нарушений предписано организовать производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин, источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводной сети населенных пунктов <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
утвердить и представить на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, находящимся на балансе администрации <адрес> сельского поселения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, размещенным в <адрес> разработать проекты организации зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО4 привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Выпиской из реестра муниципального имущества Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что источники водоснабжения, находящиеся на территории территориального отдела «Ярабайкасинский» Управления по благоустройству и развития территорий Моргаушского муниципального округа, находятся в муниципальной собственности:
- водонапорная башня и водопроводная сеть <адрес>
- водопроводная сеть <адрес>
- водопроводная башня, водопроводная сеть <адрес>:89;
- водопроводная сеть <адрес>
- водопроводная башня с артезианской скважиной, <адрес>
Кроме того, из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) судом установлено, что на праве собственности зарегистрировано за муниципальным образованием Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики сооружения:
- водонапорная башня, водопроводная сеть <адрес>
- водопроводная сеть <адрес>
- водонапорная башня, водопроводная сеть <адрес>
- водопроводная сеть <адрес>
- водонапорная башня, местоположение: <адрес>
Согласно п.1 ч.1, ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения данный вопрос не отнесён. Однако в ч. 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании ч.4, п.4 ч.1 ст. 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» на момент проверки в сентябре 2019 года и составления акта проверки в октябре 2019 года вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации были отнесены к вопросам местного значения сельского поселения ((в ред. Закона ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 67, от ДД.ММ.ГГГГ N 45; от ДД.ММ.ГГГГ N 65).
В настоящее время п.4.3 ст. 6, п.4 ч.1 ст. 10 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (в ред. Закона ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 19, от ДД.ММ.ГГГГ N 136) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" переданы муниципальным округам, организация в границах муниципального округа водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения муниципального округа.
В силу ч.2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ч.2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, ответственность за соблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения законом возложена на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, являющуюся правопреемником администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.
В силу приведенных норм права орган местного самоуправления обязан обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. При этом требования по организации разработки проектов зон санитарной охраны, получению заключений на разработанные проекты, организации и установлению зон санитарной охраны относятся к водоисточникам, посредством которых организовано водоснабжение населения в централизованном порядке.
Ответчиком представлены санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения, расположенные в <адрес> В этой части представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике–Чувашии в <адрес> ФИО2 сообщил, что ответчиком частично исполнены пункты 1.1 и 1.2 искового заявления, то есть разработаны проекты зон санитарной охраны и получены санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения д. Иштереки, д. Сыбайкасы, д. Ярабайкасы, д. Идагачкасы.
Однако представитель истца указал, что не исполнены исковые требования о разработке проекта зон санитарной охраны и получении санитарно-эпидемиологического заключения на источники водоснабжения д. Елачкасы; также не исполнены требования искового заявления об обязании организовать и установить зоны санитарной охраны; организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании.
Иные доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, ответчиком в суд не представлены.
Суд приходит к следующему.
Заявленные истцом требования в части разработки проекта зон санитарной охраны и получения санитарно-эпидемиологического заключения на источники водоснабжения д. Иштереки, д. Сыбайкасы, д. Ярабайкасы, д. Идагачкасы ответчиком администрацией Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики исполнены добровольно, санитарно-эпидемиологические заключения на указанные источники водоснабжения получены ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-39). В этой части оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в иске следует отказать.
Требования о разработке проекта зон санитарной охраны и получении санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения д. Елачкасы Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики ответчиком не исполнены. Довод о том, что имеющийся в <адрес> источник водоснабжения не функционирует, водоснабжение через него не осуществляется, доказательствами ответчик не подтвердил. Судом установлено, что указанный источник водоснабжения <адрес> в виде водонапорной башни и водопроводной сети <адрес>, включен в реестр муниципального имущества Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, и в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности муниципального образования Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики на указанные объекты недвижимости.
Доводы и доказательства об исполнении иных исковых требований: об организации и установлении зон санитарной охраны, организации проведения производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, приложениями N 2 - N 4 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», - ответчиком также не представлены. Поэтому в этой части исходя из совокупности исследованных правовых норм и доказательств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.
На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в срок до ДД.ММ.ГГГГ по всем требованиям, по которым истцом заявлен срок исполнения.
Руководствуясь статьями 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения:
- разработать проекты зон санитарной охраны в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в установленном порядке для источника водоснабжения, находящегося в <адрес> Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны водоисточников до ДД.ММ.ГГГГ;
- организовать и установить зоны санитарной охраны в соответствии с нормами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ;
- организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, приложениями N 2 - N 4 к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ для следующих источников водоснабжения, находящихся на территории Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, в населенных пунктах <адрес>; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водоисточников до ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Ответчик вправе подать в Моргаушский районный суд Чувашской Республики заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.М. Салдыркина
Мотивированное решение составлено 01 августа 2023 года.