Решение по делу № 33-2710/2024 от 05.02.2024

Судья Суворова К.А.

Дело № 33-2710/2024

Номер дела в суде первой инстанции 2-4375/2023

УИД: 59RS0001-01-2023-005138-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 12 марта 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Петуховой Е.В. и Ивановой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ИГЖН Пермского края к ТСЖ «Голева, 13а» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе ТСЖ «Голева, 13а» на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 11 декабря 2023 г.

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя ТСЖ «Голева, 13а» Тиуновой Н.Ю., поддержавшей доводы жалобы, представителя ИГЖН Пермского края Петухова С.Г., возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Голева, 13а» в котором просит о о возложении на ответчика обязанности на в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми перерасчет размера платы за содержание жилого помещения исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления, за период с июля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м; с февраля по июнь 2022 года — 28,31 руб./кв.м.

В обоснование требований указано на то, что Инспекцией на основании решения от 11 августа 2022 года № 59221185900002842325 в отношении ТСЖ «Голева, 13а» инициирована внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в части установления размера платы за содержание жилого помещения за период с января 2018 года по июнь 2022 года в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми, в ходе проверки уполномоченным должностным лицом установлено, что ответчиком в платежных документах за период с июля 2019 года по июнь 2022 года предъявлена плата за содержание жилого помещения, не соответствующая размеру платы, установленному органом местного самоуправления, что является нарушением ч. 8 ст. 156, ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Представленные Товариществом сметы доходов и расходов на 2018 – 2022 года, в которых установлен размер платы за содержание и текущий ремонт на 2018 год, в сумме 31,55 руб./кв.м., на период 2019 - 2022 года в сумме 30,27 руб./кв.м., на общем собрании членов ТСЖ «Голева, 13а» не утверждены. Соответственно, в данном случае в проверяемый период времени подлежал применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для домов такого типа, который составляет с апреля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м; по Постановлению № 152, с февраля по июнь 2022 года - 28,31 руб./кв.м., по Постановлению № 1241. Ответчику направлено письмо от 6 сентября 2022 года № 461-жку о принятии мер по результатам проверки, повторно - 9 февраля 2023 года № 54-пм, однако выявленные нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.

Представитель истца в судебном заседании, на исковых требования настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Решением Дзержинского районного суда г.Перми от 11.12.2023 на ТСЖ «Голева, 13а» возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми перерасчет размера платы за содержание жилого помещения исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления, за период с июля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м., с февраля по июнь 2022 года — 28,31 руб./кв.м.

Не согласившись с постановленным решением, ТСЖ «Голева, 13» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что ТСЖ «Голева13а» 31.01.2017 проведено общее собрание собственников и утверждена смета доходов и расходов на 2017 год. На основании принятого решения установлен размер платы за содержание, техническое обслуживание общего имущества жилого дома в размере 22,24 руб./кв.м, текущий ремонт 9,60 руб./кв.м. С 2017 года по настоящее время действуют размеры, установленные в 2017 году. Инспекцией вышеуказанные обстоятельства были установлены, в связи с чем были направлены соответствующие документы в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. Определением от 05.12.2022 было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Голева, 13а» в связи с отсутствием состава об административном правонарушении.

Кроме того, по мнению заявителя, истцом к исковому заявлению не представлен расчет, на основании которого основаны исковые требования. Судом в решении также не производится расчет исковых требований. При этом, размер за содержание жилого помещения многоквартирного дома определяется исключительно расчетным путем, с учетом всех особенностей жилого дома.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах жалобы настаивала.

Представитель истца полагал решение суда не подлежащим отмене или изменению.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Как указано в п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (п. п. 4, 8, 8.1 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ по содержанию и текущему ремонту с учетом потребностей и конструктивных особенностей дома, а также определить размер их финансирования и срок их исполнения. Установленный на общем собрании перечень работ, размер их финансирования и срок исполнения определяется с учетом предложений управляющей организации.

Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяются органами управления ТСЖ на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор) и региональный государственный лицензионный контроль в пределах компетенции, определенной статьями 20, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01 сентября 2014 года № 913-п.

С 1 августа 2015 года по март 2019 года размер платы за содержание и ремонт жилого помещения утвержден постановлением администрации города Перми от 8 июля 2015 года № 445 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми», с 1 апреля 2019 года по январь 2022 года размер платы за содержание жилого помещения утвержден постановлением администрации города Перми от 12 марта 2019 года № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми», с 1 февраля 2022 года размер платы за содержание жилого помещения утвержден постановлением администрации города Перми от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми» (далее – Постановления).

Конструктивные особенности многоквартирного дома № 13а по улице Голева города Перми, согласно технического паспорта, следующие: число этажей 16, с благоустройством, оборудованные мусоропроводом, лифтом, с централизованным холодным, горячим водоснабжением, отоплением, канализацией, без централизованного газоснабжения (оборудованные напольными электроплитами).

Для данной категории домов, размер платы за содержание жилого помещения составляет: с января 2018 года по март 2019 года — 25,64 руб./кв.м. по Постановлению № 445, с апреля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м. по Постановлению № 152, с февраля по июнь 2022 года – 28,31 руб./кв.м. по Постановлению № 1241 (в рамках проверки не рассчитан, поскольку нет полной информации о конструктивных особенностях МКД).

Управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Пермь, ул. Голева, 13а осуществляет ТСЖ «Голева, 13а».

Общим собранием членов ТСЖ «Голева, 13а» (протокол от 31 января 2017 года) принято решение об утверждении сметы доходов и расходов на 2017 год. На основании принятой сметы установлен размер платы за содержание, техническое обслуживание общего имущества жилого дома в сумме 22,24 руб./кв.м.; текущий ремонт в сумме 9,60 руб./кв.м.

Других протоколов ТСЖ «Голева, 13а» в материалы дела не предоставлено.

ТСЖ «Голева, 13» размер платы за содержание жилого помещения рассчитан и предъявлен исходя из тарифа за период с января по декабрь 2018 года – 31,55 руб./кв.м, с января 2019 года по июнь 2022 – 30,27 руб./кв.м.

Инспекцией на основании решения от 11 августа 2022 года № 59221185900002842325 в отношении товарищества собственников жилья «Голева, 13а» инициирована внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в части установления размера платы за содержание жилого помещения за период с января 2018 года по июнь 2022 года в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми.

В ходе проверки уполномоченным должностным лицом установлено, что ответчиком в платежных документах за период с июля 2019 года по июнь 2022 года предъявлена плата за содержание жилого помещения, не соответствующая размеру платы, установленному органом местного самоуправления, что является нарушением части 8 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 06 сентября 2022 года № 59221185900002842325. В рамках контрольно-надзорных мероприятий в ТСЖ был направлен запрос от 25 июля 2022 года № 2096-нп, в ответ на который представлены сметы доходов и расходов на 2018 год, 2019 - 2022 года, в которых установлен размер платы за содержание и текущий ремонт на 2018 год, в сумме 31,55 руб./кв.м., на период 2019 - 2022 года в сумме 30,27 руб./кв.м. При этом сметы доходов и расходов на общих собраниях членов ТСЖ «Голева, 13а» не принимались.

По результатам проведенной Инспекцией проверки в соответствии с требованиями пункта 7(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) предписание ТСЖ не выдано. ТСЖ направлено письмо от 6 сентября 2022 года № 461-жку о принятии мер по результатам проверки, повторно направлено письмо о принятии мер от 9 февраля 2023 года № 54-пм, однако выявленные нарушения товариществом до настоящего времени не устранены.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 20, 39, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание пункты 17, 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что ответчик неправомерно осуществляет начисление платы за содержание общего имущества дома в отсутствие утвержденной общим собранием сметы доходов и расходов на соответствующие годы и установленной собранием платы.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

При анализе сведений о начислении платы за спорный период с июля 2019 г. по январь 2022 г., в том числе платежных документов, судом правомерно установлено, что ТСЖ «Голева, 13а» предъявляет плату за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД в размере, установленном решением общего собрания от 2017 г., а также на основании смет доходов и расходов на 2018 – 2022 г., не утвержденных решениями общего собрания членов ТСЖ.

Иных документов, на основании которых ТСЖ «Голева, 13а» определяет размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, к проверке не представлено.

На основании изложенного, судом правильно указано, что определение размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, а также утверждение смет доходов и расходов товарищества на год является обязанностью товарищества, которая ТСЖ «Голева, 13а» не исполнена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД за спорный период установлен без утверждения на общем собрании членов ТСЖ «Голева, 13а» размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме и сметы доходов и расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, что само по себе является нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 145, части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил № 491.

Учитывая, что собственниками помещений в многоквартирном решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения принято не было, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

При определении размера платы, суд первой инстанции обоснованно руководствовался техническими характеристиками жилого дома, представляющего собой здание с 16 этажами, с благоустройством, оборудованное мусоропроводом, лифтом, с централизованным холодным, горячим водоснабжением, отоплением, канализацией, без централизованного газоснабжения (оборудованные напольными электроплитами), также тарифами, установленными для такого типа домов постановлениями администрации города Перми от 8 июля 2015 года № 445 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми», от 12 марта 2019 года № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми», от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми».

Так, за период с 2019 по 2021 г., суд обоснованно принял тариф в сумме 24,82 руб., установленный для домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, канализацией, без централизованного газоснабжения, установленный постановлением администрации г.Перми от 12 марта 2019 года № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми».

Размер платы за 2022 г., определен с учетом технических характеристик дома и размерами платы за конкретные виды работ (услуг), установленных постановлением администрации г.Перми от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми».

В свою очередь, расчет платы, за период 2022 г., представленный стороной ответчика (л.д.105) был обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку хотя он и основан на размере платы, согласно постановлению администрации г.Перми от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми», однако содержит повышающие коэффициенты к отдельным видам работ, не предусмотренные этим нормативным актом.

Ссылка жалобы на определение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении от 5 декабря 2022 г., вынесенного специалистом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не может быть принята судебной коллегией, поскольку указанное решение должностного лица и изложенная в нем оценка обстоятельств дела не имеют для суда обязательного значения.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении данного спора пришел к выводу о том, что поскольку общее собрание членов ТСЖ "Факел" с 2017 года не принимало решений об установлении тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, то при определении размера платы необходимо руководствоваться действующим законодательством муниципального образования, применяя тариф, установленный постановлением администрации муниципального образования, в связи с чем обоснованно возложил на ответчика обязанность по перерасчету платы.

Фактически все приведенные в жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 199, 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Дзержинского районного суда г.Перми от 11 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Голева, 13а» - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи подписи

Судья Суворова К.А.

Дело № 33-2710/2024

Номер дела в суде первой инстанции 2-4375/2023

УИД: 59RS0001-01-2023-005138-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 12 марта 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Петуховой Е.В. и Ивановой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ИГЖН Пермского края к ТСЖ «Голева, 13а» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе ТСЖ «Голева, 13а» на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 11 декабря 2023 г.

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя ТСЖ «Голева, 13а» Тиуновой Н.Ю., поддержавшей доводы жалобы, представителя ИГЖН Пермского края Петухова С.Г., возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Голева, 13а» в котором просит о о возложении на ответчика обязанности на в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми перерасчет размера платы за содержание жилого помещения исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления, за период с июля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м; с февраля по июнь 2022 года — 28,31 руб./кв.м.

В обоснование требований указано на то, что Инспекцией на основании решения от 11 августа 2022 года № 59221185900002842325 в отношении ТСЖ «Голева, 13а» инициирована внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в части установления размера платы за содержание жилого помещения за период с января 2018 года по июнь 2022 года в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми, в ходе проверки уполномоченным должностным лицом установлено, что ответчиком в платежных документах за период с июля 2019 года по июнь 2022 года предъявлена плата за содержание жилого помещения, не соответствующая размеру платы, установленному органом местного самоуправления, что является нарушением ч. 8 ст. 156, ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Представленные Товариществом сметы доходов и расходов на 2018 – 2022 года, в которых установлен размер платы за содержание и текущий ремонт на 2018 год, в сумме 31,55 руб./кв.м., на период 2019 - 2022 года в сумме 30,27 руб./кв.м., на общем собрании членов ТСЖ «Голева, 13а» не утверждены. Соответственно, в данном случае в проверяемый период времени подлежал применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для домов такого типа, который составляет с апреля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м; по Постановлению № 152, с февраля по июнь 2022 года - 28,31 руб./кв.м., по Постановлению № 1241. Ответчику направлено письмо от 6 сентября 2022 года № 461-жку о принятии мер по результатам проверки, повторно - 9 февраля 2023 года № 54-пм, однако выявленные нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.

Представитель истца в судебном заседании, на исковых требования настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Решением Дзержинского районного суда г.Перми от 11.12.2023 на ТСЖ «Голева, 13а» возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми перерасчет размера платы за содержание жилого помещения исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления, за период с июля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м., с февраля по июнь 2022 года — 28,31 руб./кв.м.

Не согласившись с постановленным решением, ТСЖ «Голева, 13» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что ТСЖ «Голева13а» 31.01.2017 проведено общее собрание собственников и утверждена смета доходов и расходов на 2017 год. На основании принятого решения установлен размер платы за содержание, техническое обслуживание общего имущества жилого дома в размере 22,24 руб./кв.м, текущий ремонт 9,60 руб./кв.м. С 2017 года по настоящее время действуют размеры, установленные в 2017 году. Инспекцией вышеуказанные обстоятельства были установлены, в связи с чем были направлены соответствующие документы в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. Определением от 05.12.2022 было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Голева, 13а» в связи с отсутствием состава об административном правонарушении.

Кроме того, по мнению заявителя, истцом к исковому заявлению не представлен расчет, на основании которого основаны исковые требования. Судом в решении также не производится расчет исковых требований. При этом, размер за содержание жилого помещения многоквартирного дома определяется исключительно расчетным путем, с учетом всех особенностей жилого дома.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах жалобы настаивала.

Представитель истца полагал решение суда не подлежащим отмене или изменению.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Как указано в п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (п. п. 4, 8, 8.1 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ по содержанию и текущему ремонту с учетом потребностей и конструктивных особенностей дома, а также определить размер их финансирования и срок их исполнения. Установленный на общем собрании перечень работ, размер их финансирования и срок исполнения определяется с учетом предложений управляющей организации.

Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяются органами управления ТСЖ на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор) и региональный государственный лицензионный контроль в пределах компетенции, определенной статьями 20, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01 сентября 2014 года № 913-п.

С 1 августа 2015 года по март 2019 года размер платы за содержание и ремонт жилого помещения утвержден постановлением администрации города Перми от 8 июля 2015 года № 445 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми», с 1 апреля 2019 года по январь 2022 года размер платы за содержание жилого помещения утвержден постановлением администрации города Перми от 12 марта 2019 года № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми», с 1 февраля 2022 года размер платы за содержание жилого помещения утвержден постановлением администрации города Перми от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми» (далее – Постановления).

Конструктивные особенности многоквартирного дома № 13а по улице Голева города Перми, согласно технического паспорта, следующие: число этажей 16, с благоустройством, оборудованные мусоропроводом, лифтом, с централизованным холодным, горячим водоснабжением, отоплением, канализацией, без централизованного газоснабжения (оборудованные напольными электроплитами).

Для данной категории домов, размер платы за содержание жилого помещения составляет: с января 2018 года по март 2019 года — 25,64 руб./кв.м. по Постановлению № 445, с апреля 2019 года по январь 2022 года - 24,82 руб./кв.м. по Постановлению № 152, с февраля по июнь 2022 года – 28,31 руб./кв.м. по Постановлению № 1241 (в рамках проверки не рассчитан, поскольку нет полной информации о конструктивных особенностях МКД).

Управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Пермь, ул. Голева, 13а осуществляет ТСЖ «Голева, 13а».

Общим собранием членов ТСЖ «Голева, 13а» (протокол от 31 января 2017 года) принято решение об утверждении сметы доходов и расходов на 2017 год. На основании принятой сметы установлен размер платы за содержание, техническое обслуживание общего имущества жилого дома в сумме 22,24 руб./кв.м.; текущий ремонт в сумме 9,60 руб./кв.м.

Других протоколов ТСЖ «Голева, 13а» в материалы дела не предоставлено.

ТСЖ «Голева, 13» размер платы за содержание жилого помещения рассчитан и предъявлен исходя из тарифа за период с января по декабрь 2018 года – 31,55 руб./кв.м, с января 2019 года по июнь 2022 – 30,27 руб./кв.м.

Инспекцией на основании решения от 11 августа 2022 года № 59221185900002842325 в отношении товарищества собственников жилья «Голева, 13а» инициирована внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в части установления размера платы за содержание жилого помещения за период с января 2018 года по июнь 2022 года в многоквартирном доме № 13а по улице Голева города Перми.

В ходе проверки уполномоченным должностным лицом установлено, что ответчиком в платежных документах за период с июля 2019 года по июнь 2022 года предъявлена плата за содержание жилого помещения, не соответствующая размеру платы, установленному органом местного самоуправления, что является нарушением части 8 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 06 сентября 2022 года № 59221185900002842325. В рамках контрольно-надзорных мероприятий в ТСЖ был направлен запрос от 25 июля 2022 года № 2096-нп, в ответ на который представлены сметы доходов и расходов на 2018 год, 2019 - 2022 года, в которых установлен размер платы за содержание и текущий ремонт на 2018 год, в сумме 31,55 руб./кв.м., на период 2019 - 2022 года в сумме 30,27 руб./кв.м. При этом сметы доходов и расходов на общих собраниях членов ТСЖ «Голева, 13а» не принимались.

По результатам проведенной Инспекцией проверки в соответствии с требованиями пункта 7(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) предписание ТСЖ не выдано. ТСЖ направлено письмо от 6 сентября 2022 года № 461-жку о принятии мер по результатам проверки, повторно направлено письмо о принятии мер от 9 февраля 2023 года № 54-пм, однако выявленные нарушения товариществом до настоящего времени не устранены.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 20, 39, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание пункты 17, 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что ответчик неправомерно осуществляет начисление платы за содержание общего имущества дома в отсутствие утвержденной общим собранием сметы доходов и расходов на соответствующие годы и установленной собранием платы.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

При анализе сведений о начислении платы за спорный период с июля 2019 г. по январь 2022 г., в том числе платежных документов, судом правомерно установлено, что ТСЖ «Голева, 13а» предъявляет плату за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД в размере, установленном решением общего собрания от 2017 г., а также на основании смет доходов и расходов на 2018 – 2022 г., не утвержденных решениями общего собрания членов ТСЖ.

Иных документов, на основании которых ТСЖ «Голева, 13а» определяет размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, к проверке не представлено.

На основании изложенного, судом правильно указано, что определение размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, а также утверждение смет доходов и расходов товарищества на год является обязанностью товарищества, которая ТСЖ «Голева, 13а» не исполнена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД за спорный период установлен без утверждения на общем собрании членов ТСЖ «Голева, 13а» размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме и сметы доходов и расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, что само по себе является нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 145, части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил № 491.

Учитывая, что собственниками помещений в многоквартирном решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения принято не было, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

При определении размера платы, суд первой инстанции обоснованно руководствовался техническими характеристиками жилого дома, представляющего собой здание с 16 этажами, с благоустройством, оборудованное мусоропроводом, лифтом, с централизованным холодным, горячим водоснабжением, отоплением, канализацией, без централизованного газоснабжения (оборудованные напольными электроплитами), также тарифами, установленными для такого типа домов постановлениями администрации города Перми от 8 июля 2015 года № 445 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми», от 12 марта 2019 года № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми», от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми».

Так, за период с 2019 по 2021 г., суд обоснованно принял тариф в сумме 24,82 руб., установленный для домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, канализацией, без централизованного газоснабжения, установленный постановлением администрации г.Перми от 12 марта 2019 года № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми».

Размер платы за 2022 г., определен с учетом технических характеристик дома и размерами платы за конкретные виды работ (услуг), установленных постановлением администрации г.Перми от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми».

В свою очередь, расчет платы, за период 2022 г., представленный стороной ответчика (л.д.105) был обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку хотя он и основан на размере платы, согласно постановлению администрации г.Перми от 28 декабря 2021 года № 1241 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми», однако содержит повышающие коэффициенты к отдельным видам работ, не предусмотренные этим нормативным актом.

Ссылка жалобы на определение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении от 5 декабря 2022 г., вынесенного специалистом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не может быть принята судебной коллегией, поскольку указанное решение должностного лица и изложенная в нем оценка обстоятельств дела не имеют для суда обязательного значения.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении данного спора пришел к выводу о том, что поскольку общее собрание членов ТСЖ "Факел" с 2017 года не принимало решений об установлении тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, то при определении размера платы необходимо руководствоваться действующим законодательством муниципального образования, применяя тариф, установленный постановлением администрации муниципального образования, в связи с чем обоснованно возложил на ответчика обязанность по перерасчету платы.

Фактически все приведенные в жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 199, 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Дзержинского районного суда г.Перми от 11 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Голева, 13а» - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи подписи

33-2710/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ИГЖН Пермского края
Ответчики
ТСЖ Голева, 13а
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Пьянков Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
05.02.2024Передача дела судье
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Передано в экспедицию
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее