Дело № 2а-2579/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Челябинск 06 марта 2019 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Я.А. Халезиной
при секретаре А.В. Васильевой,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Управления Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Челябинской области Рє Фонду Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию Рѕ ликвидации некоммерческой организации Рё исключении данных Рѕ ней РёР· Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Челябинской области обратилось РІ СЃСѓРґ административным РёСЃРєРѕРј Рє Фонду Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию Рѕ ликвидации некоммерческой организации Рё исключении данных Рѕ ней РёР· Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя СЃРІРѕРё требования тем, что ответчик Р·Р° 2016-2017 РіРѕРґР° РІ нарушение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° РЅРµ предоставляет РІ уполномоченный орган сведения, содержащие данные Рѕ своей деятельности.
Р’ обоснование указало, что Фонд Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы РїРѕ Челябинской области ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° Р·Р° основным государственным регистрационным номером в„–. Место нахождения организации согласно данным ЕГРЮЛ: <адрес>. Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ контроля, предусмотренного СЃС‚. 32 ФЗ РѕС‚ 12.01.1996Рі. в„– 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административным истцом был проведен анализ материалов учетного дела организации РЅР° предмет соблюдения РЅРѕСЂРј действующего законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ результате которого выявлены нарушения действующего законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, Управление Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Челябинской области РїСЂРѕСЃРёС‚ ликвидировать Фонд Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию Рё исключить данные Рѕ нем РёР· Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещены о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель административного ответчика Фонда Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию РІ судебное заседание РЅРµ явился, будучи извещен Рѕ времени Рё месте его проведения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё подтверждается материалами дела, что Фонд Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы РїРѕ Челябинской области ДД.РњРњ.ГГГГ, ОГРН в„–. Место нахождения организации согласно данным ЕГРЮЛ: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются представленными РІ дело свидетельством Рѕ государственной регистрации некоммерческой организации, выпиской РёР· ЕГРЮЛ.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
В силу требований п. 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений, зарегистрированных на территории Челябинской области, их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу п.65 Положения об Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 г. № 26, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок для их предоставления – 15 апреля года, следующего за отчетным.
Формы отчетов утверждены приказом Минюста России от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
На основании п.3.1 ст.32 указанного закона, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
РР· содержания административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления следует, что некоммерческая организация Фонд Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию, ОГРН в„–. Место нахождения организации согласно данным ЕГРЮЛ: <адрес> РЅРµ представила РІ Управление Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Челябинской области отчет Рѕ деятельности организации Р·Р° период СЃ 2016-2017 РіРѕРґС‹.
В адрес организации были вынесены предупреждения №, №, № и установлен срок для устранения замечаний. С адреса организации конверт вернулся с отметкой почты «Отсутствие адресата по указанному адресу».
В нарушение п. 7 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не проинформировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающихся адреса места нахождения организации, необходимым для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, в течении трех дней с момента таких изменений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что фактически организация прекратила деятельность.
Рассматривая требование об исключении информации о данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, суд также находит его подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Согласно статье 21 ФЗ «О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Приказом Минюста Р Р¤ РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. N 343 (Зарегистрирован РІ Минюсте Р Р¤ 21.12.2010 N 19300) утвержден РџРѕСЂСЏРґРѕРє взаимодействия Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ Федеральной налоговой службой РїРѕ вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. Р’ соответствии СЃ Рї. 12 РџРѕСЂСЏРґРєР° РІ случае принятия СЃСѓРґРѕРј РІ отношении некоммерческой организации решения Рѕ ликвидации Рё исключении РёР· государственного реестра (Рѕ признании прекратившей СЃРІРѕСЋ деятельность РІ качестве юридического лица Рё РѕР± исключении РёР· государственного реестра) РњРёРЅСЋСЃС‚ Р РѕСЃСЃРёРё (Территориальный орган Минюста Р РѕСЃСЃРёРё) направляет РІ налоговый орган (РІ данном случае РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области) заверенные РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РєРѕРїРёРё распоряжения Рё решения СЃСѓРґР°. Налоговый орган РІРЅРѕСЃРёС‚ РІ государственный реестр РЅР° основании представленных документов запись РІ соответствии СЃ решением СЃСѓРґР°, направляет СЃ сопроводительным РїРёСЃСЊРјРѕРј РІ РњРёРЅСЋСЃС‚ Р РѕСЃСЃРёРё (территориальный орган Минюста Р РѕСЃСЃРёРё) выписку РёР· государственного реестра.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.
Основанием для исключения сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц является решение суда об исключении таких сведений.
В соответствии с п.3 ст. 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучение юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В Постановлении Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», указано, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т. п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, организацией были нарушены требования абз. 5 и 7 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в части непредставления по запросу Управления запрашиваемых документов и не оказано содействие Управлению в ознакомлении с деятельностью некоммерческого объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
За нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ организация не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающихся адреса места нахождения организации, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в течении трех дней с момента таких изменений.
Бездействие организации свидетельствует о фактическом прекращении ею деятельности, демонстрирует устойчивое пренебрежение законом, не обеспечивает открытости и публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за ее деятельностью.
При таких обстоятельствах административные исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.178-180, 227-228, 360 КАС РФ, суд
решил:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Управления Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Челябинской области Рє Фонду Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию Рѕ ликвидации некоммерческой организации Рё исключении данных Рѕ ней РёР· Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.
Ликвидировать Фонд Содействия Рпотечному Жилищному Кредитованию Рё исключить данные Рѕ нем РёР· Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Я.А. Халезина
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного
суда г. Челябинска: Я.А. Халезина
Секретарь А.В. Васильева
Решение вступило в законную силу ____________________ 201 __ г.
Судья Центрального районного
суда г. Челябинска: Я.А. Халезина
Секретарь