КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Гонтарь О.Э. Дело № 2-2042/2019 года
33 – 108/2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2020 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Никифоровой Ю.С., Уосис И.А.
при участии помощника судьи Протас И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 июля 2019 года, которым исковые требования Филипповой С.В. удовлетворены частично. За последней составом семьи 2 человека, включая Левину В.В., признано состоять в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть с 17 августа 2007 года.
На Министерство социальной политики Калининградской области возложена обязанность восстановить Филиппову С.В. составом семьи 2 человека, включая Левину В.В., в указанной очереди с даты постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть с 17 августа 2007 года.
В удовлетворении остальной части иска Филипповой С.В. отказано.
Также с Министерства социальной политики Калининградской области в пользу Филипповой С.В. в возмещение расходов на оплату услуг представителя взыскано 15000 рублей, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., объяснения представителя Министерства социальной политики Калининградской области Антоновой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения Филипповой С.В. и ее представителя Царицыной Л.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиппова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области о признании права состоять в очереди на получение жилищной субсидии с составом семьи 2 человека, восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов. В обоснование заявленных требований указывала, что имеет в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищной субсидии. В 2007 году решением жилищной комиссии составом семьи 2 человека она с дочерью были включены в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья (жилищных субсидий) в рамках Федерального закона № 125-ФЗ, по городскому округу «Город Калининград». В указанном списке она состояла до 29 июня 2018 года, ее право на получение жилищной субсидии никем не оспаривалось.
Однако приказом министра социальной политики Калининградской области № 391 от 29 июня 2018 года Филиппова С.В. снята с указанного учета граждан в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. Данное решение Филиппова С.В. считает незаконным, поскольку на момент принятия решения о включении ее и ее дочери в программу их семья полностью отвечала предъявляемым требованиям для включения в список - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты на приобретение жилья.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Калининградской области приводит доводы о несоответствии выводов суда положениям действующего законодательства. Так, указывает на то, что членами семьи участника программы являются постоянно проживающими с ним его супруг, дети, родители. При этом на дату принятия решения о постановки истицы на учет, дочь последней имела регистрацию вне пределов городского округа г. Калининграда и отличную от места жительства истицы. В настоящее время Филиппова С.В. с дочерью зарегистрированы и проживают по разным адресам. Также ссылается на то, что в соответствии с нормами жилищного законодательства администрация должна была снять истицу с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с сменой ею места регистрации в 2009 году, а вопрос о ее повторном учете решить только после того как она вновь стала жительницей г. Калининграда. Просит решение суда отменить и принять новое об отказе Филипповой С.В. в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно ст. 10 данного Федерального закона предусмотрено, что порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, позже на 2015 - 2020 годы, которыми установлен порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
В соответствии с пп. «з» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 (далее Положение).
П. 2 данного Положения установлено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Для регистрации и постановки на такой учет гражданин в соответствии с п. 9 Положения представляет следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № 1;
б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;
в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении);
г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации);
д) копия пенсионного удостоверения или справку о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания;
е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 года до 1 января 2015 года (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Согласно п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи);
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что истица Филиппова С.В., ДД.ММ.ГГГГ, в период с 1982 года по 1999 год работала в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области.
Как пояснила Филиппова С.В. в судебном заседании апелляционной инстанции, в г. Калининград на постоянное место жительства она с дочерью прибыли в мае 2005 года.
В связи с прибытием на место постоянного жительства в г.Калининград Филиппова (на тот момент носила фамилию Червенщук) С.В. 27 марта 2007 года обратилась в Мэрию г.Калининграда с заявлением о постановке ее на учет для получения жилищной субсидии как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера, составом семьи 2 человека, включая дочь Червенщук В.В. (в настоящее время – Левина), ДД.ММ.ГГГГ.
Решением городской комиссии мэрии г.Калининграда от 17 августа 2007 года №16 Червенщук (в настоящее время Филиппова) С.В. составом семьи 2 человека, в том числе Червенщук (в настоящее время Левина) В.В., были включены в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья (жилищных субсидий) в рамках Федерального закона № 125-ФЗ, по городскому округу «Город Калининград».
В данном списке истица составом семьи 2 человека непрерывно числилась до 29 июня 2018 года.
В 2009, 2013 годах, июне 2017 года истица подтверждала выписками из ЕГРП отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимости на себя и дочь Червенщук В.В. по всей территории Российской Федерации.
Приказом министра социальной политики Калининградской области № 391 от 29 июня 2018 года Филиппова С.В. снята с указанного учета граждан по основаниям подпункта «г» пункта 21 Положения – в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
Согласно позиции, изложенной представителем Министерства социальной политики Калининградской области в суде первой инстанции в отзыве на заявленные Филипповой С.В. требования, а также в сообщении на имя Филипповой С.В. от 2 июля 2018 года, основанием для принятия такого решения послужили те обстоятельства, что стаж работы истицы в районах Крайнего Севера не составляет 15 лет, а также на дату постановке последней на учет ни истица ни ее дочь не имели постоянного места жительства в г. Калининграде.
Не согласившись с таким приказом ответчика, Филиппова С.В. в рамках настоящего гражданского дела поставила вопрос о его незаконности и восстановлении ее на соответствующем учете.
Проверяя законность снятия истицы с учета на получение социальной жилищной субсидии по указанному выше основанию, суд установил, что истица с 1982 года проживала в районе Крайнего Севера - Ямало – Ненецком автономном округе Тюменской области и имеет стаж работы в данной местности 15 лет 7 месяцев 14 дней.
Позиция Министерства об отсутствии у Филипповой С.В. соответствующего стажа работы в районах Крайнего Севера судом обоснованно была признана несостоятельной, поскольку указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 17 августа 2012 года. Более того, Филиппова С.В. с 12 мая 2012 года является получателем досрочной трудовой пенсии на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С такими выводами суда судебная коллегия соглашается.
Правомерно суд не согласился и с позицией ответчика об отсутствии оснований для постановки истицы на учет в 2007 году по основанию ее непроживания в г.Калининграде.
Так, из материалов дела следует, что на момент подачи 27 марта 2007 года заявления о постановке на учет истица проживала в г.Калининграде по адресу: <адрес> имела регистрацию по месту пребывания, в связи с чем обоснованно обратилась с вышеуказанным заявлением в Мэрию г.Калининграда – по месту своего жительства. В настоящее время последняя также проживает на территории г. Калининграда в специализированном жилом помещении, которое предоставлено ей министерством социальной политики Калининградской области на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Калининградской области от 24 марта 2017 года.
Что касается доводов апелляционной жалобы о смене Филипповой С.В. места регистрации в 2009 году, то, как установлено судом, периодическая смена регистрации была обусловлена тем, что истица и члены ее семьи не имели и не имеют собственного жилья, и были вынуждены получать регистрацию по тому адресу и на тот срок, который им могли предоставить знакомые собственники жилых помещений. При этом судебная коллегия также учитывает, что смена истицей места регистрации произведена в пределах одного субъекта Российской Федерации – Калининградской области, в связи с чем, основания для ее снятия с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в виду указанного обстоятельства у органа местного самоуправления отсутствовали.
Более того, в ходе рассмотрения дела по существу на основании представленных стороной доказательств, судом был установлен факт постоянного проживания Филипповой С.В. в г. Калининграде в спорные периоды.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что как на момент подачи заявления о постановке на учет, так и в настоящее время истица проживает в г.Калининграде, имеет необходимый для реализации оспариваемого права стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет, к заявлению последней были приложены все документы, предусмотренные приведенным выше п. 9 Положения, в связи с чем правомерно указал на незаконность оспариваемого Филипповой С.В. приказа Министерства социальной политики Калининградской области от 29 июня 2018 года ввиду отсутствия оснований, установленных подпунктом «г» п. 21 Положения для снятия истицы с очереди на получение жилищной субсидии и необходимости восстановления нарушенных прав истицы путем восстановления ее в такой очереди.
Что касается позиции Министерства относительно неправомерности учета истицы в соответствующем списке в 2007 году составом семьи 2 человека, то таковая также была признана судом несостоятельной.
Действительно, как правомерно указано в апелляционной жалобе Министерством, положениями ч. 6 ст. 5 указанного Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определено, что для его целей членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Согласно п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: в отношении граждан, указанных в подпункте "з" п. 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина.
Исходя из приведенных норм закона и Правил, обязательным условием признания дочери истицы членом ее семьи являлось их постоянное совместное проживание. При этом судом было установлено указанное юридически значимое обстоятельство на дату принятия должностными лицами решения о постановке истицы на соответствующий учет составом семьи 2 человека.
Так, материалами дела подтверждается, что как на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет, так и на дату принятии соответствующего решения, Филиппова С.В. и ее дочь имели регистрацию по разным адресам, между тем в указанный спорный период последние проживали совместно в г. Калининграде. Указанные обстоятельства установлены судом путем допроса свидетелей, оснований не доверять показаниям которых у суда не имелось, а также в ходе исследования и оценки письменных материалов дела.
Таким образом, поскольку признание граждан членами одной семьи применительно к условиям целевой программы основано на факте совместного проживания, а не на факте совместной регистрации по месту жительства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на момент принятия должностными лицами решения о постановке Филипповой С.В. на учет составом семьи 2 человека, дочь последней Левина В.В. являлась членом семьи истца - участником федеральной целевой программы.
Наряду с изложенным судебная коллегия учитывает следующее.
Из анализа изложенных выше правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение жилищной субсидии с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления.
Таким образом, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, обстоятельством, имеющим значение, является установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.
Применительно к данному делу, исходя из оснований снятия истца с очереди и исключения из числа граждан-участников федеральной целевой программы «Жилище», с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим доказыванию, относятся обстоятельства правомерности действий должных лиц при принятии решения о постановке истицы на соответствующий учет.
Правомерность таких действий в ходе судебного разбирательства судом была установлена.
При этом, что касается изложенных представителем ответчика в суде апелляционной инстанции доводов о возможности наличия и иных оснований, предусмотренных п. 21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, для исключения Филипповой С.В. из очереди на выдачу жилищного сертификата, а именно изменение семейного положения истицы и ее дочери после даты их включения в соответствующий список, возможность наличия у их новых членов семьи недвижимого имущества на каком – либо праве и так далее, то указанные обстоятельства не являлись основанием для снятии истцы с учета, а также предметом судебной проверки в рамках настоящего гражданского дела.
Между тем, полномочия по решению вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, при наличии какого – либо из оснований, предусмотренных п. 21 Положения, относятся к компетенции органов исполнительной власти, которые, в случае установления факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки, не лишены возможности принять соответствующее решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются совокупностью исследованных по делу доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием в силу п. 4 ст. 330 ГПК РФ для отмены принятого по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: