№2-53/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Усть-Мая 08 апреля 2019 года
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Семенова К.А. единолично, при секретаре Русиновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучерова Алексея <данные изъяты> Кучерова Владимира Алексеевича, Кучерова Никиты Алексеевича к администрации муниципального образования «Поселок Эльдикан» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия)
о признании права на получение единовременных материальных помощей и финансовых помощей в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации паводка 2018 года, выплачиваемой из резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском к администрации муниципального образования «Поселок Эльдикан» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Мотивируя тем, что решением суда от 01 августа 2018 года вступившим в законную силу они признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка в мае 2018 года на территории п.Эльдикан Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия) и имеющими право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемых за счет средств резервных фондов Правительства РФ и Правительства РС(Я) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Решением суда указано обязать ответчика включить их списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка в мае 2018 года на территории п.Эльдикан Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия) на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В настоящее время для оказания гражданам помощи и получения необходимых единовременных выплат возникла необходимость установления степени полной или частичной утраты имущества первой необходимости, указание наименование резервного фонда, которые не были предметом судебного разбирательства. На основании изложенного, просят удовлетворить иск.
В порядке подготовки к судебному разбирательству, установив, что Правительство Республики Саха (Якутия) в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110, является распорядителем бюджетных ассигнований резервного фонда. Посчитав, что рассмотрение дела без участия Правительства Республики Саха (Якутия) невозможно, суд определением привлек их в качестве соответчика.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в силу положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. «з» ч.1 ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены согласно п.п.«л» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст. 18 указанного закона устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости. В подпунктах «г» и «д» пункта 2 указанных Правил установлены мероприятия, на финансовое обеспечение которых выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда, и размеры единовременных денежных выплат гражданам, которым был причинен ущерб вследствие чрезвычайной ситуации.
Основанием для выплаты Правительством Республики Саха (Якутия) финансовой помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, являются списки пострадавших граждан, представленные соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Усть-Майского района Республики Саха (Якутия).
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятным развитием паводковой обстановки на территории муниципального образования, носит заявительный характер и признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, что должно быть подтверждено соответствующими актами обследования.
Согласно актам обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка произошедшего 13-15 мая 2018 года на территории пос.Эльдикан Усть-Майского района Республики Саха (Якутия), составленной комиссией органа местного самоуправления от 19 мая 2018 года установлено, что в результате паводка поврежден жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, где проживают истцы семьей, в результате затопления утрачено полностью имущество первой необходимости.
Согласно решению суда истцы признаны пострадавшими в установленном порядке. Единовременная материальная помощь и финансовая помощь за полностью утраченное имущество первой необходимости, в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года №297 «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» за счет средств резервного фонда Республики Саха (Якутия) истцам выплачена, что подтверждается материалами дела.
В настоящий момент истцам не выплачена единовременная материальная помощь и финансовая помощь за полностью утраченное имущество первой необходимости из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», что подтверждается материалами дела. В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пунктом 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Таким образом, Правительство РС(Я) как главный распорядитель средств государственного бюджета привлечен к участию в деле и должен отвечать по делу о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий этого государственного органа, по ведомственной принадлежности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у истцов права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости, выплачиваемое из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кучерова А.В., Кучеровой Е.А., действующей в интересах себя и несовершеннолетних <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Поселок Эльдикан» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично.
Признать за Кучеровым А.В., <данные изъяты>
Кучеровой Е.А., <данные изъяты>
несовершеннолетним <данные изъяты>
несовершеннолетнего <данные изъяты>
право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка в мае 2018 года на территории п.Эльдикан Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110.
Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Эльдикан» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Обязать Правительство Республики Саха (Якутия) выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь за полностью утраченное имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка в мае 2018 года на территории п.Эльдикан Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения окончательного решения через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2019 года.
Председательствующий: К.А. Семенов