РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2024 года г.Плавск Тульской области
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Орловой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-294/2022 по заявлению администрации муниципального образования Плавский район о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
администрация муниципального образования Плавский район Тульской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – объект незавершенного строительства с кадастровым № площадью . кв.м., адрес: <адрес>, назначение: цех по производству сухого молока.
В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании заявления администрации объект недвижимого имущества – объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, назначение: цех по производству сухого молока, было принято и поставлено на учет 10.03.202103.05.2023 в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества межмуниципальным отделом по Плавскому и Чернскому районам Управления Росреестра по Тульской области. Вышеуказанный объект недвижимого имущества в реестрах федерального, областного и муниципального имущества не значится. Сведений о зарегистрированных правах на указанное нежилое здание в Плавском отделении Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» не имеется, в Едином государственном реестре недвижимости объект числится как бесхозяйный. С момента постановки на учет данного объекта в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более одного года. В течение указанного периода никаких заявлений от возможных обладателей прав на указанное здание не поступало. Свои требования обосновывает положениями ст.225 ГК РФ.
Представитель заявителя - администрации муниципального образования Плавский район в судебное заседание не явился, письменном ходатайстве просил дел рассмотреть в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц – МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловкой областях, министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались, о причинах неявки суд не уведомили.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений п. 1 ст. 130 ГК РФ наряду со зданиями, к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Частью 2 ст. 293 ГК РФ установлено, что суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу п. 3 ст. 225 ГК РФ в совокупности с положениями ч. 3 ст. 263, ч. 2 ст.293 ГПК РФ, учет недвижимой вещи в качестве бесхозяйной необходим для выявления собственника данного имущества либо лиц, претендующих на данное имущество, что делает необходимым учет каждой недвижимой вещи, на которую впоследствии вправе претендовать орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 1 января 2017 года (далее Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, для разрешения заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь значимым обстоятельством является нахождение такой вещи на учете в качестве бесхозяйной в течение года.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования город Плавск Тульской области находится объект недвижимого имущества – объект незавершенного строительства с кадастровым № площадью . кв.м., адрес: <адрес>, назначение: цех по производству сухого молока.
Вышеуказанное недвижимое имущество в реестрах федерального, областного и муниципального имущества не значится, что подтверждается сведениями, представленными Федеральным агентством по управлению государственным имуществом № от 17.04.2024, министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № от 02.04.2024, ГУ ТО «Областное БТИ» № от 03.04.2024, отдела муниципального архива организационного управления администрации МО Плавский район № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что вещных прав на объект недвижимого имущества – объект незавершенного строительства площадью . кв.м., адрес: <адрес>, назначение: цех по производству сухого молока, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрация муниципального образования Плавский район Тульской области ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о принятии на учет объект недвижимого имущества – объект незавершенного строительства с кадастровым № площадью . кв.м., адрес: <адрес>, назначение: цех по производству сухого молока. Межмуниципальным отделом по Плавскому и Чернскому районам Управления Росреестра по Тульской области года принято на учет указанное здание как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Таким образом, судом установлено, что объект недвижимого имущества – объект незавершенного строительства с кадастровым № площадью . кв.м., адрес: <адрес>, назначение: цех по производству сухого молока, принято уполномоченным органом на учет как бесхозяйный объект в установленном порядке, со дня постановки до настоящего времени прошло более года, законных владельцев здания не выявлено. Другие физические и юридические лица прав на указанный объект недвижимого имущества не заявили.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанный выше объект не имеет собственника и является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.
Таким образом, учитывая, что годичный срок со дня постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества истек, принимая во внимание положения п. 5 ч. 1 ст. 50 и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым в муниципальной собственности может находиться спорное имущество.
Давая совокупную оценку всем представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных требований.
В силу п. 1 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация муниципального образования Плавский район как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 293 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ . ░░.░., ░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░