Судья Слобожанина А.П. № 33-8383/2022 (2-319/2022) |
Докладчик Полуэктова Т.Ю. УИД 42RS0042-01-2022-000302-87 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н ОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 6 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Першиной И.В.
судей Бычковской И.С., Полуэктовой Т.Ю.
при секретаре Бурдуковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Гончаровой Нины Васильевны к Управлению социальной защиты населения Новоильинского района Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии
по апелляционной жалобе Гончаровой Нины Васильевны на решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 мая 2022 г.,
заслушав доклад судьи Полуэктовой Т.Ю.,
У С Т А Н О В И Л А:
Гончарова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Новоильинского района Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась в Управление социальной защиты Новоильинского района за оформлением пенсии, предусмотренной Законом Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях Кузбасса».
Трудовой стаж в качестве медицинского работника - медсестры - составляет 50 лет 5 дней, что подтверждается записями в трудовой книжке. Все документы, предусмотренные для назначения данной пенсии Кузбасса, согласно пункта 5.2.7.4 Порядка и условий назначения и выплаты пенсии Кузбасса, перевода указанной пенсии, назначенной по одному основанию, на пенсию по другому основанию, пересмотра ее размера, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 08.07.2020 № 413, представлены.
Решением Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии по подпункту 3-1 пункта 1 статьи 8, подпунктом 3-1 пункта 1 статьи 13 Закона о пенсиях Кузбасса отказано, так как из её стажа исключен период работы с 03.04.1978 по 01.10.1985 (7 лет 5 месяцев 29 дней) в должности медсестры в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП-4 и ЛТП-1) УИТУ УВД Кемеровского облисполкома, как не подпадающий под лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области медицинских организациях (учреждениях здравоохранения), за исключением частных.
Считает данное решение об отказе в назначении пенсии Кузбасса незаконным и необоснованным.
Просит признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Новоильинского района Комитета социальной защиты администрации города Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии Кузбасса по подпункту 3-1 пункта 1 статьи 8, подпункту 3-1 пункта 1 статьи 13 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 № 8-03 «О пенсиях Кузбасса». Включить в стаж медицинской деятельности, дающий право на назначение пенсии Кузбасса по подпункту 3-1 пункта 1 статьи 8, подпункту 3-1 пункта 1 статьи 13 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 г. № 8-03 «О пенсиях Кузбасса», период работы с 03.04.1978 по 01.10.1985 в должностях медицинской сестры и старшей медицинской сестры в медицинских частях лечебно-трудовых профилакториев ЛТП-4 и ЛПТ-1 УИТУ УВД Кемеровского облисполкома. Обязать Управление социальной защиты населения Новоильинского района Комитета социальной защиты администрации <адрес> назначить Гончаровой Нине Васильевне, пенсию по подпункту 3-1 пункта 1 статьи 8, подпункту 3-1 пункта 1 статьи 13 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 г. № 8-03 «О пенсиях Кузбасса» с учетом медицинского стажа за период работы с 03.04.1978 по 01.10.1985, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Гончаровой Н.В. к Управлению социальной защиты населения Новоильинского района Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Гончарова Н.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Указывает, что в спорный период работы с 03.04.1978 по 01.10.1985 в должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры в лечебно–трудовых профилакториях (ЛТП-4 и ЛТП-1) УИТУ УВД Кемеровского облисполкома выполнялись функциональные обязанности, необходимые для включения данного периода в стаж, дающий право на назначение в соответствии с п.п. 3-1 п. 1 ст. 8 Закона о пенсиях Кузбасса пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Ссылается на правовую позицию, выраженную в определении Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 81-О, согласно которой право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно – правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Указывает, что она как медсестра, старшая медсестра и весь медицинский персонал работали именно в медицинской части с больницей, поскольку в состав как ЛТП-4, так и ЛТП-1 входила медицинская часть с больницей на определенное число коек, врачебный и средний (младший) медицинские персонал. Медицинская часть в составе ЛТП находилась автономно, имея своим направлением деятельности исключительно специальное лечение больных хроническим алкоголизмом.
Указывает, что осуществление своих должностных обязанностей в ЛТП было предусмотрено законодательством союза ССР о здравоохранении, фактический характер обязанностей полностью соответствовали был идентичен обязанностям любой медицинской сестры любого лечебно-профилактического учреждения здравоохранения. Однако суд данное не принял во внимание.
В обоснование доводов жалобы приводит судебную практику.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Комитета социальной защиты администрации города Новокузнецка Управления социальной защиты населения Керимовой Т.Н. поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда не явились.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3-1 ч. 1 ст. 8 Кемеровской области от 14 января 1999 г. N 8-ОЗ «О пенсиях Кузбасса» граждане, осуществлявшие 50 и более лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области медицинских организациях (учреждениях здравоохранения), за исключением частных имеют право на пенсию Кузбасса за счет средств областного бюджета в целях развития дополнительного пенсионного обеспечения. Условием назначения указанной пенсии является также получение пенсии в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и при оставлении оплачиваемой работы.
Следовательно, назначении пенсии Кузбасса законодатель связывает не с любой работой в сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения именно в медицинских организациях (учреждениях здравоохранения), за исключением частных.
Так, пунктом 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.03.1974 "О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков" предусмотрено, что хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения. Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (действующим в спорный период работы истца), предусматривалось право на пенсию за выслугу лет врачей и других медицинских работников, работавших в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях, указанных в подразделе 1 раздела 2 этого перечня, в котором такое учреждение, как лечебно-трудовой профилакторий, не поименовано.
Действовавшими в спорный период, номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министра здравоохранения СССР от 31 декабря 1974 г. № 1180, а позже номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. N 1000, лечебно-трудовые профилактории также не были предусмотрены.
Согласно пункту 1 номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министра здравоохранения СССР от 31 декабря 1974 г. № 1180 и пункту 1 номенклатуры учреждений здравоохранения утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. № 1000 к специализированным больницам были отнесены психоневрологические больницы (для больных хроническим алкоголизмом), а не лечебно-трудовые профилактории для хронических алкоголиков.
В соответствии с Положением о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.03.1974 (далее - Положение), в лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков содержатся лица, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения. Указанные лица направляются в лечебно-трудовые профилактории по постановлению районного (городского) народного суда (п. 1 Положения).
Основной задачей лечебно-трудовых профилакториев является лечение и трудовое перевоспитание лиц, указанных в п. 1 этого положения. В этих целях в профилакториях проводится специальное лечение, устанавливается режим изоляции. Содержащиеся в профилакториях лица в обязательном порядке участвуют в общественно полезном труде (п. 2 Положения).
Лечебно-трудовые профилактории находятся в непосредственном подчинении соответствующих министерств внутренних дел автономных республик и управлений внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов (п. 3 Положения).
В лечебно-трудовых профилакториях организуется собственное производство либо создается производство на основе кооперации с предприятиями отраслевых министерств и ведомств. Производственная деятельность лечебно-трудовых профилакториев подчиняется выполнению их основной задачи - лечению и трудовому перевоспитанию хронических алкоголиков (п. 4 Положения).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно трудовой книжке:
- с 16.07.1964 по 07.12.1965 Гончарова Н.В. работала медсестрой стационара в Баритовской больнице, медсестрой в травматологическом отделении Гурьевской городской больницы (1 год 4 месяца 23 дня);
- с 14.01.1966 по 15.06.1967 - медсестрой плановой хирургии Первой городской больницы г. Новокузнецка (1 год 5 месяцев 3 дня);
- с 05.07.1967 по 16.06.1969 - участковой медсестрой в Детской больнице № 6 г. Новокузнецка (1 год 11 месяцев 13 дней);
- с 23.06.1969 по 27.03.1978 - медицинской сестрой физиополиклиники в Городской больнице № 22 г. Новокузнецка (8 лет 9 месяцев 5 дней);
- с 03.04.1978 по 01.10.1985 - медсестрой (с 17.12.1979 по 30.09.1981 - старшей медсестрой) в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП-4 и ЛТП-1) УИТУ УВД Кемеровского облисполкома г. Новокузнецка (7 лет 5 месяцев 29 дней);
- с 08.10.1985 по 31.01.2001 - медсестрой в Городской психиатрической больнице № 12 г. Новокузнецка (с 10.02.1994 - Муниципальной клинической психиатрической больнице № 12) (15 лет 3 месяца 24 дня);
- с 01.02.2001 по 16.02.2001 - медицинской сестрой отделения восстановительного лечения Муниципального учреждения «Городская клиническая больница № 1» г. Новокузнецка (16 дней);
- с 19.02.2001 по 31.05.2007 – медицинской сестрой в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому Муниципального учреждения «Комплексный Центр социального обслуживания населения» Новоильинского района г. Новокузнецка (6 лет 3 месяца 10 дней);
- с 01.06.2007 по 02.10.2014- медицинской сестрой приемного отделения Муниципального учреждения Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» г. Новокузнецка (с 10.01.2012 - Муниципального казенного учреждения Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса») (7 лет 4 месяца 2 дня) (л.д. 13-27).
В сентябре 2021 года Гончарова Н.В. обратилась в Управление за оформлением и назначением пенсии Кузбасса, предусмотренной подпунктом 3-1 пункта 1 статьи 8 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 № 8-03 «О пенсиях Кузбасса» как гражданин, осуществлявший 50 и более лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области медицинских организациях (учреждениях здравоохранения), за исключением частных, предоставив полный пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ решением УСЗН № в назначении пенсии по основанию, предусмотренному подпунктом 3-1 пункта 1 статьи 8, подпунктом 3-1 пункта 1 статьи 13 Закона о пенсиях Кузбасса Гончаровой Н.В. было отказано, поскольку из стажа Гончаровой Н.В., учитываемого для назначения пенсии Кузбасса по указанному основанию, УСЗН был исключен период работы с 03.04.1978 по 01.10.1985, 7 лет 5 месяцев 29 дней ее работы в должности медсестры в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП-4 и ЛТП-1) УИТУ УВД Кемеровского облисполкома, как не подпадающий под лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области медицинских организациях (учреждениях здравоохранения), за исключением частных. (л.д.28).
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав по делу собранные доказательства в их совокупности, исходя из фактических обстоятельств дела, правильно применив нормы материального права, учитывая, что лечебно-трудовые профилактории по своим целям и задачам не относятся к лечебно-профилактическим учреждениям пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Гончаровой Н.В.
Выводы суда по существу спора мотивированны, последовательны, полностью соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение, сделаны на основании исследованных доказательств в совокупности, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Довод жалобы о том, что в спорный период работы с 03.04.1978 по 01.10.1985 в должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры в лечебно – трудовых профилакториях (ЛТП-4 и ЛТП-1) УИТУ УВД Кемеровского облисполкома выполнялись функциональные обязанности, необходимые для включения данного периода в стаж, дающий право на назначение в соответствии с п.п. 3-1 п. 1 ст. 8 Закона о пенсиях Кузбасса пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не состоятелен, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Исходя из приведенных норм лечебно-трудовых профилакторий по своим целям и задачам не относятся к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения.
При этом истцом доказательств ее работы в медицинской организации в медицинской части с больницей в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы жалобы о том, что ведомственная принадлежность данного учреждения, не может влиять на право истца на получение пенсии Кузбасса с осуществлением лечебной деятельности, о необходимости установления тождественности выполняемых истцом работ, работе медицинской части являются ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, учитывая, что законодатель Кемеровской области, определяя право граждан, осуществлявших 50 и более лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, установил такую деятельность лишь в медицинских организациях (учреждениях здравоохранения), к которым лечебно-трудовые профилактории не относятся, независимо от наименования должности.
Ссылки истца на судебную практику не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку приведенная практика касается других обстоятельств, а также ввиду отсутствия преюдициального характера тех судебных актов, на которые содержится ссылка в иске, применительно к настоящему спору.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца в суде первой инстанции, достаточно полно исследованную судом первой инстанции и получившую правильную судебную оценку, и сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции, и могли бы служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
Выводы суда в полной мере мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба по ее доводам не содержит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончаровой Нины Васильевны – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Першина
Судьи И.С. Бычковская
Т.Ю. Полуэктова