№ 16-1948/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владивосток 18 июля 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурский областной кожно-венерологический диспансер» Платонова А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Свободненского городского суда Амурской области от 20 октября 2023 года и решение судьи Амурского областного суда от 6 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - государственное бюджетное учреждение - здравоохранения Амурской области «Амурский областной кожно-венерологический диспансер»,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Свободненского городского суда Амурской области от 20 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от 6 декабря 2023 года, юридическое лицо - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области «Амурский областной кожно-венерологический диспансер» (далее - ГБУЗ «Амурский областной кожно-венерологический диспансер», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Платонов А.В. просит судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 10 июля 2023 года, далее – Закон о пожарной безопасности).
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
На руководителей организаций частью 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее – Правила противопожарного режима).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 названного закона).
Статьей 52 Технического регламента определено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (пункт 2).
В силу статьи 89 Технического регламента эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1). Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (часть 2).
Иными частями указанной статьи установлено, какие выходы являются эвакуационными и требования к ним.
В соответствии с Техническим регламентом приказом МЧС России от 19 марта 2020 года № 194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13.130, свод правил), который введен в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа.
Как установлено по делу, 18 сентября 2023 года по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании решения № 2309/005-28/108-В/РИВ от 6 сентября 2023 года о проведении инспекционного визита на предмет выполнения предписания от 22 ноября 2022 года № 105/1, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Свободному и Свободненскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Амурской области по согласованию с прокуратурой Амурской области в отношении ГБУЗ «Амурский областной кожно-венерологический диспансер», расположенного по адресу: Амурская область, г. Свободный, пер. Механический, д. 11, и являющегося объектом защиты, отнесенным к категории значительного риска, что не оспаривалось по делу, выявлен факт повторного нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в учреждении в нарушение требования статей 4, 5, 52, 89 Технического регламента, пунктов 4.2.9, 7.1.2 СП 1.13130 эвакуационные пути и эвакуационные выходы не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения юридического лица - ГБУЗ «Амурский областной кожно-венерологический диспансер» к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод жалобы о том, что судами неверно установлены обстоятельства дела и не учтено, что ГБУЗ «Амурский областной кожно-венерологический диспансер» располагается в здании 1962 года постройки, следовательно, положения СП 1.13130.2020 применению не подлежат, так как его требования распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ (пункт 1.1 свода правил), не может быть признан состоятельным.
Данное утверждение являлось предметом оценки судьи Амурского областного суда и обоснованно отклонено по мотивам, признанным судьей кассационного суда правильными.
В соответствии с частью четвертой статьи 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Как указано выше, Технический регламент определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 названного закона).
В силу части 2 статьи 4 Технического регламента к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно части 3 статьи 4 Технического регламента, статье 1 Закона о пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента.
Частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае, если его положениями (за исключением положений, указанных в данной норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений данного закона, применяются ранее действовавшие требования.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу прямого указания части 2 статьи 1 Технического регламента его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения как при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, объектов защиты, так и при их эксплуатации.
СП 1.13130.2020 разработан в целях развития положений Технического регламента.
Из перечисленных норм следует, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, требования свода правил подлежат применению в части требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Период постройки и введения в эксплуатацию объекта защиты не освобождает привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Приведение таких объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Обнаруженные должностным лицом в ходе проверки нарушения касаются обеспечения жизни и безопасности людей, эксплуатация объекта без соблюдения требований пожарной безопасности, предусмотренных названными выше нормами, ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Изложенное соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2024 года № 71-АД23-14-К3.
Кроме того, как верно установлено и отмечено в решении судьей Амурского областного суда, ГБУЗ «Амурский областной кожно-венерологический диспансер» занимает здание, которое изменило свое функциональное назначение (ранее в нем располагалось детское дошкольное учреждение). Таким образом, в силу прямого указания вышеприведенных положений законодательства о пожарной безопасности, учреждение обязано привести эвакуационные пути и выходы здания в нормативное состояние, позволяющее соблюсти требования пожарной безопасности, направленные на обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара на объекте защиты, отнесенном к категории значительного риска.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Дело рассмотрено полно, всесторонне, объективно.
При назначении наказания судьей учтен уставный вид деятельности учреждения, его организационно - правовая форма, что в контексте характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения признано исключительными обстоятельствами дела, в связи с чем наказание назначено по правилам частей 3.2. и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела, установленного санкцией.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление судьи Свободненского городского суда Амурской области от 20 октября 2023 года и решение судьи Амурского областного суда от 6 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурский областной кожно-венерологический диспансер» оставить без изменения, жалобу Платонова А.В. – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева